ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, ТУРГИНОВО

ТУРГИНОВО - ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Димостениса Кискинис.

   Центральная часть села расположена на возвышенном месте, на левом берегу р. Шоша. Село с Покровской церковью впервые упоминается в писцовых книгах 1539-40 гг. как поместье князя С.И. Глинского. В 1628 г. оно было вотчиной Ивана Никитича Романова, и здесь находилась деревянная Никитская церковь. После смерти Никиты Никитича Романова село было отписано на государя, а в1682 г. царь Федор Алексеевич пожаловал его своей теще Домне Апраксиной и ее детям. Первая каменная церковь в селепоявилась не позднее сер. 18 в.: в источниках указывается переделка сводов храма в 1768 г. В 19 в. Тургиново принадлежало Неплюевым, ведущим свой род от предка Романовых Андрея Кобылы. На средства тайной советницы Церковь Покрова. План.Н.В. Неплюевой в 1824-35 гг. построена новая каменная церковь Покрова. Расположена в юго-восточном углу площади. В 1876-87 гг. по проекту архит. В.И. Кузьмина храм был расширен двумя приделами (Троицы и Страстной иконы Божьей Матери), а также надстроены два яруса колокольни. В настоящее время утрачены верхние объемы храма (возможно, пятиглавого) и колокольни, часть проемов заложена или растесана, внутреннее пространство разделено на два этажа. Кирпичная, оштукатуренная церковь с белокаменными цоколем и деталями, несмотря на большие утраты, представляет собой интересный пример сельского приходского храма, сочетающего черты позднего классицизма и эклектики.
   Храм вместе с боковыми приделами представляет собой единый, прямоугольный, вытянутый в поперечном направлении объем с пластично скругленными восточными углами. С востока к храму примыкает полукруглая апсида, с запада - прямоугольный первый ярус колокольни, сильно вытянутый по оси север-юг. Фасады приделов делятся пилястрами на три части. Более широкое среднее прясло акцентировано крупным полукруглым трехчастным окном второго света. Входной проем на северном фасаде сохранил арочную перемычку и массивный архивольт (на южном фасаде аналогичный проем переделан). Прямоугольные боковые окна фасадов, завершенные полукруглыми нишами, обрамлены наличниками с развитыми сандриками. Выше, по осям этих окон расположены круглые окна второго света (три из них заложены). На западном фасаде приделов над заложенными проемами сохранились следы срубленных килевидных завершений, которые, очевидно, были и над другими прямоугольными окнами церкви. По всему периметру основного объема стены увенчаны антаблементом с красиво профилированным карнизом. Западный фасад первого яруса колокольни обработан лопатками.

Фото. Андрея Ага.

   В интерьере пространство храма ограничено четырьмя мощными пилонами со срезанными внутренними углами. На пилоны и подпружные арки между ними при помощи парусов опирается круглый барабан. Помещения приделов перекрыты крестовыми сводами, а необычные узкие пространства с востока и запада от центрального ядра церкви - коробовыми сводами. В апсиде и в первом ярусе колокольни - плоские перекрытия. В церкви сохранились фрагменты академической масляной живописи 2-й пол. 19 в. Живопись барабана и верхних частей центрального объема отличается тонким колоритом и богатыми гризайльными рамами. В барабане располагается композиция "Несение креста", исполненная по образцу гравюры Ю. Шнорра фон Карольсфельда. По его же гравюре выполнена композиция "Дочь фараона находит младенца Моисея", которую отличают непринужденность поз, изысканный рисунок, изобретательность в изображении разнообразных тканей. В парусах размещены евангелисты, возможно, написанные в нач. 20 в., в пользу чего свидетельствует грубоватый Т-образный орнамент, яркий голубой фон, укрупненные символы - в особенности, телец и антропоморфный лев. В верхней части западной стены северного придела сохранилась роспись "Суд царя Соломона", обладающая ярким колористическим решением и динамичной композицией.

   Добровольский, с. 41; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 922, 922 об.; Оп. 3. (дела не сохр.); Ф. 466. Оп. 1. Д. 77834, 78368; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6835.

Фото. Андрея Ага.
Церковь Покрова. 1975 г.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Фото. № 1 Димостениса Кискинис. Фото. № 2 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли