ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, СПАС НА СОЗИ

СПАС НА СОЗИ - ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ (КАМЕННАЯ)

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь Спаса Преображения.

   Стоит на южной окраине села, на кладбище. В 14-15 вв. здесь находился монастырь Спасский на Сози (или на Зьзях), приписанный к тверскому Отрочу монастырю. К началу 19 в. на погосте Спасском, что на Сози, существовало две деревянные церкви - Преображения (позднее Вознесения) 1728-32 гг. (перевезена в 1975 г. в Музей деревянного зодчества в Василеве под Торжком) и Николая Чудотворца 1796 г. (разобрана в1865 г.). Сохранившаяся церковь сооружена на средства помещика коллежского советника П.М. Азанчевского в1832-1833 гг. по проекту губернского архит. И.Ф. Львова. Строительство вел местный крестьянин подрядчик Сила Васильев. Главный престол и южный придел апостола Матфея освятили в 1835 г., северный Казанский придел - в 1838 г. В 1843 г. возведена двухъярусная колокольня (очевидно, в соответствии с первоначальным проектом) также на средства П.М. Азанчевского. В 1866-68 гг. тем же подрядчиком вместо прежней трапезной выстроена новая, более обширная, с двумя приделами того же наименования, а колокольня надстроена третьим ярусом. Под зданием был устроен сводчатый подвал: усыпальница под храмом служила для погребения представителей рода Азанчевских, а под трапезной - для других помещиков этого прихода. В 1950-е гг. собственно храм, венчавшийся одной главой, был полностью разрушен. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными цоколем и деталями. Характерный для тверского региона пример сельской культовой архитектуры в стиле позднего классицизма. Церковь Спаса Преображения. План.
   В настоящее время от церкви сохранились трапезная с двумя крупными приделами, имеющими полукруглые апсиды, и стройная столпообразная колокольня, состоящая из трех ярусов-четвериков. Приделы закрывают часть южного и северного фасадов первого яруса колокольни, а их апсиды примыкают к сохранившимся фрагментам стен храмового четверика. Колокольню венчает купольная кровля с луковичной главкой. Фасады приделов следуют традициям позднего классицизма, хотя в их декоре заметны и мотивы эклектики. Стены расчленены филенчатыми пилястрами и прямоугольными окнами с профилированными наличниками. Последние дополнены широкими обрамлениями, превосходящими по высоте сами проемы. Стену завершает профилированный карниз с мутулами. Лаконичный наружный облик колокольни характерен для ампирной архитектуры. Гладкие стены прорезаны проемами без наличников. Над западным входом с металлической одностворчатой дверью расположено полукруглое окно с кованой решеткой веерного рисунка. Арочные окна второго и третьего ярусов акцентированы архивольтами.
   Бесстолпные помещения трапезной и приделов, разделенные подпружными арками, перекрыты крестовыми сводами. Западные компартименты приделов, а также нижний ярус колокольни и два помещения по сторонам завершены коробовыми сводами. Южное помещение имеет вход с улицы и в нем расположена деревянная лестница на ярус звона. До кон. 20 в. В интерьере сохранялась масляная живопись 2-й пол. 19 - нач. 20 в., выполненная в упрощенной академической манере. Расположение росписей соответствует формам трех крестовых сводов: их ребра отмечены широкими полосами песочного цвета, образующими рамы, где располагаются надписи, а композиции занимают поверхность распалубок. Состав росписей следует посвящению престолов храма: на центральном своде располагались сюжеты христологического цикла ("Воскресение Христово", "Нагорная проповедь" и сцены исцелений), южный свод занимали композиции из жития Божьей Матери ("Введение во храм", "Благовестие праведной Анне", "Рождество Богородицы", "Благовещение"), северный - из жития святителя Николая ("Крещение святителя Николая", "Приведение святителя Николая к научению грамоте", "Спасение утопающих"). В простенках между окон на голубом фоне помещались фигуры святых, цокольная часть стен выделена оливковым тоном, стены алтарей - розовым, в центре арок помещены медальоны с херувимами.

   Материалы по истории.., с. 95; Добровольский, с. 420; Нарский, 2003; ГАТО. Ф. 160. Оп. 10. Д. 3295, 3310, 3311; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76065.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли