ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, СЕМЁНОВСКОЕ (НОВОЕ СЕМЁНОВСКОЕ)

СЕМЁНОВСКОЕ (НОВОЕ СЕМЁНОВСКОЕ) - ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

ФОТОАЛЬБОМ

ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО


   Село Семеновское находится недалеко от поселка Эммаус, или в 10 км от въезда в Тверь со стороны Москвы, на правом берегу р. Волги. Небольшая живописная речушка ручеек Инга разделяет село на две части - старое село и новое. Отсюда хорошо виден Вознесен-ский Оршин монастырь, который расположен на другом берегу Волги, немного выше по течению. К вотчинам этого монастыря и принадлежало до середины 18 века, в старину, с.Семеновское. Из истории известно, что в1651 году Оршин монастырь со всеми вотчи-на был приписан к Тверскому Архиерейскому Дому, и село Семеновское перешло с тех пор в полное владение этого Дома.
   Во время массовой секуляризации церковных земель и имуществ в 18 веке село со все-ми крестьянами было у Тверского Архиерейского Дома отобрано (изъято) в пользу Го-сударственного ведомства и сделалось казенным, с самостоятельным церковным (Т.е. приходским) устройством. Произошло это в1780 году. Первые сведения о существова-нии в селе церкви в честь святого великомученика Димитрия Солунского относятся к 1744 году. Любопытное совпадение: в год изъятия церковно-материального имущества у Тверского Архиерейского Дома (1780 год) церковь и все село Семеновское сгорели дотла. Вскоре село вновь отстроилось, и крестьяне-прихожане задумались о строитель-стве новой церкви. В это время в Твери Екатерининский приход построил себе камен-ный храм взамен прежнего деревянного. Вот этот-то деревянный храм и купили жители с.Семеновского и в разобранном виде перевезли в свое село. Причем, во избежание по-жара, храм был отнесен за речку Ингу и поставлен на горе. Впоследствии вокруг храма и образовалось село Новое Семеновское.
   В 1783 г. этот храм был посвящен вновь в честь св. вмч. Дм. Солунского. Поскольку долгое время село находилось в вотчинном подчинении и духовном окормлении у Воз-несенского Оршина монастыря, то, видимо, в память об этом, был устроен и в 1793 году освящен в Семеновской церкви придел Вознесения Господня.
   В 1815 году рядом с деревянной церковью началось строительство нового, уже камен-ного храма. В 1822 году этот однопрестольный с высоким куполом храм был торжественно освящен в честь Дм. Солунского, а старая деревянная церковь была разобрана и употреблена на строительство церковной ограды. Вскоре (после 1828 года) с южной стороны храма была прорублена арка и устроен придел Вознесения Господня, вход в который хорошо виден на фотографии. В 1876 году в трапезной части храма, как наиболее отапливаемой, для нужд Богослужения в холодное время года был освящен алтарь с престолом в честь святого пророка Илии. В более позднее время (после 1902 года) рядом с Ильинским приделом освящается еще один придел в честь Архангела Ми-хаила, окна которого выходят на южную сторону. В настоящее время богослужения проводятся именно в приделе Архангела Михаила, как наиболее теплой и 6лагоустроенной части всего храма. Усилиями прихожан и 6лагодетелей летом 1999 го-да над этим приделом была заново покрыта крыша, произведены некоторые внутренние работы. В 2001 году на главном куполе храма воздвигнут крест.
   Одной из достопримечательностей церкви Дм. Солунского в дореволюционное время считалось резное изображение Спасителя. Как гласило местное предание, когда твер-ской мастер, сделавший это изображение, отдал свою работу семеновским крестьянам, и те повезли ее в свое село, то автор вдруг стал умолять их отдать работу ему обратно (так она удалась!). И даже бежал за ними до села Власьево.
   Особенным почитанием пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. Прежде эта икона находилась в придорожной часовне на пути в село Козьминское. По распоряже-нию епархиальных властей икона 6ыла перенесена в Семеновскую церковь и старания-ми купца Алексея Кaлганова украшена великолепной серебряной ризой. К сожалению, ни одна из этих достопримечательностей до сегодняшнего дня не сохранилась. Сама церковь в 1937 году 6ыла закрыта, и местным сельским советом здесь был устроен зер-новой склад, а также демонстрировались кинофильмы.
   В 1991 году храм удалось вернуть прихожанам. Однако до сих пор он находится в пла-чевном состоянии, так как приход не имеет средств на проведение восстановительный работ. В летней части храма разрушаются уникальные фрески – памятник церковной сельской живописи 19 века.
   Приходской совет Церкви Дм. Солунского обращается ко всем, кому не безразличны традиции русского народа и судьба Православной Церкви: сделайте Божие дело, помо-гите в воссоздании поруганных святынь! Ваши имена будут сохранены навекив молит-вах искренних богомольцев и увековечены в Синодиках Русской Православной Церкви.

   Наши платежные реквизиты:

   ИНН 6924003734
   Православный Приход
   Церкви Дм. Солунского
   в АКБ «Тверь» (ОАО) г. Тверь
   р/с 40703810400000003157
   корр. Счет 30101810000000000706
   БИК 042809706

   
     (Статья с официального сайта Тверской епархии )
    

 

   Расположена на небольшой площади, на северной окраине села, которое сформировалось, вероятно, только в ХХ в. Первоначально церковь стояла на погосте в 0,5 км от села (современное Старое Семеновское) и отделялась от него речкой Инга. Построена на средства прихожан в 1816-22 гг. вместо деревянного храма, перевезенного в 1783 г. из Твери. В 1841-42 гг. к храму пристроен южный придел с апсидой, тогда же переделаны окна главной апсиды. В 1872 г. к юго-западу от церкви сооружена сторожка. В начале 1870-х гг. на средства крестьянина Григория Андреева расширена трапезная с южной и северной сторон, а также сооружен западный притвор. Приделы в трапезной были освящены во имя Вознесения и Ильи Пророка. Здание кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными деталями. Интересный пример сельской приходской церкви в формах классицизма, отражающих разные периоды в развитии этого стиля. ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО. ПЛАН.
   Объемно-пространственная структура церкви отличается асимметрией и живописной компоновкой масс. Храм типа восьмерик на четверике имеет полукруглую апсиду. Восьмерик с более узкими диагональными гранями завершен луковичной главкой на глухом граненом барабане. С юга к храму примыкает превосходящий его по площади прямоугольный придел под двускатной кровлей с главкой и крупной полукруглой апсидой. Приближенные друг к другу почти равновеликие апсиды храма и придела создают выразительный пластический акцент на восточном фасаде. Прямоугольная трапезная с северным приделом заслоняет часть северного фасада храма, включая в свой объем первый ярус колокольни, над которым возвышаются еще два яруса. Второй ярус - квадратный в плане, низкий третий - восьмигранный, увенчанный шпилем. Фасады храма отличаются плоскостным декором, характерным для провинциальной архитектуры раннего классицизма, но несколько запоздалым для своего времени. Двусветный четверик расчленен тосканскими пилястрами большого ордера. Прямоугольные окна первого света и почти квадратные с лучковыми перемычками второго света заключены в рамочные наличники. Восьмерик с прямоугольными окнами в рамочных наличниках на широких гранях обработан на углах рустом "вперебежку" и завершен тонко профилированным карнизом. Южный придел с крупными, гладкими поверхностями стен отличается выразительным лаконизмом, характерным для ампира. Над входом (перед ним до недавнего времени выступало крыльцо в виде двухколонного портика) помещено большое полукруглое окно; полка под ним снабжена мутулами. Фасад придела завершается щипцом с профилированным карнизом. Наружный декор трапезной, типичный для позднего классицизма, очень сдержан. Прямоугольные окна обрамлены простыми наличниками с сандриками-полочками. Второй и третий ярусы колокольни прорезаны арочными проемами звона; во втором они фланкированы тосканскими колоннами. Живопись на своде южного придела.
   Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом, а при переходе от четверика к восьмерику выложены тромпы. Апсида завершена конхой с распалубками над проемами. Южный придел, сообщающийся с храмом высокой и широкой аркой, перекрыт крестовым сводом. В трапезной применена система крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки. В первом ярусе колокольни между устоями - также крестовый свод.
   В интерьере частично сохранилась клеевая живопись сер. 19 в., прописанная маслом во 2-й пол. 19 в. Выразительный образец росписи в духе барокко с нетрадиционной иконографией и плотной, насыщенной цветовой гаммой в красных и темно-синих тонах. На западной стене храма роспись расположена в три яруса: в верхнем - "Сошествие Святого Духа" (западная грань восьмерика), в среднем - "Вход в Иерусалим", в нижнем по сторонам проема - "Динарий кесаря" и "Лептавдовицы". На южной стене над аркой - большая композиция "Распятие". На северной стене внизу сохранились изображения святых. В апсиде в конхе - благославляющий Христос, на северной стене - "Жертвоприношение Авраама", между окнами изображены отцы церкви в овальных обрамлениях. Живопись южного придела отличается по манере исполнения от росписи основного объема, хотя и в ней прослеживаются отзвуки барокко. Стенописи здесь свойственна близость к народному искусству. В колорите основная роль отведена сдержанным зелено-синим и коричневым тонам. По основанию свода расположены сцены на тему евангельских блаженств (изображение Саваофа в центре относится к кон. 19 в.). Ниже проходит гризайльный антаблемент с пышным растительным фризом. На стенах помещены композиции, заключенные в рамы с таким же растительным орнаментом: "Исповедь Михаила Тверского" на южной стене, "Убиение Михаила Тверского" и "Воскрешение Лазаря" - на западной. В конхе придельной апсиды написана "Тайная вечеря" - отдаленная реплика произведения Леонардо да Винчи. В храме и трапезной сохранились каркасы эклектичных иконостасов 2-й пол. 19 в.

   Добровольский, с. 62; Герчук, Домшлак, с. 19-20; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 758, 758 об.; Ф. 160. Оп. 3. Д. 5031, 5032, 5039, 5053, 5057; Ф. 466. Оп. 1. Д. 77186; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 6827; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2058. Л. 46-47.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли