ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, САВВАТЬЕВО

САВВАТЬЕВО - СРЕТЕНСКИЙ СОБОР

ФОТОАЛЬБОМ

Сретенский собор. Фото. И.А. Виноградова. Кон. XIX в.

   1679 год единственная известная, но не вызывающая сомнений дата постройки Сретенского собора. Она впервые была указана в клировых ведомостях в 1772 году. Собор построен старцем Ионой Грязновым. Мирское имя его - Иван Федорович Грязнов Сретенский собор. Фото. И.А. Виноградова. Кон. XIX в.
   Можно довольно хорошо представить себе, что за артель строила собор, поскольку по фотографиям и обмерам его облик реконструируется полностью. Храм возводили какие-то московские мастера, но не высшего уровня, достаточно консервативные в своих вкусах. В годы, когда буйство узорочья на фасадах церквей достигает пика, савватьевский храм украшен очень скупо. Кроме хорошо сделанных поребриков простого рисунка, объединяющих в единое целое собор, придел и колокольню, да таких же простых и обыденных для XVII века наличников с треугольным завершением, никаких других украшений в храмах нет. В свое время своды покрывали кокошники, от которых в последующем остались только следы на основаниях глав. В XIX в. при устройстве железной кровли остатки кокошников оказались скрыты под кровлей и для нас утрачены навсегда.
   Неизвестно, что оставалось от древних каменных храмов Савватьева монастыря при старце Ионе. Собор строился вместо деревянного храма. Его облик не имеет следов более ранних построек. Но при сооружении колокольни зодчие руководствовались явно не только своими расчетами, но и видом прежней колокольни. Вот только видели ли они ее саму или только ее изображение на древней иконе - неизвестно. Для конца XVII - 1 пол. XVIII вв. известны такие столпообразные колокольни, но завершающиеся, преимущественно, шатрами, ближайший пример - колокольня Успенского Старицкого монастыря. Савватьевская же колокольня - редкий пример воспроизведения в конце XVII в. гораздо более ранних образцов XVI столетия.

Копии обмерных чертежей

   В общей картине строительства в Тверском крае савватьевский ансамбль стоит между, с одной стороны, архиерейской резиденцией архиепископа Иоасафа (1671-1675 гг.), тверскими церквями Николы на Городу (1674 г.) и Симеона Столпника (1676 г.), выстроенными калязинской артелью зодчего Аверкия Мокеева, а, с другой стороны, монастырскими соборами Кашина, где последовательно строились Троицкий собор Дмитровского монастыря (1680-1682 гг.), Троицкий собор Клобукова монастыря (1687 г.), Сретенский собор Сретенского монастыря (1690-1692 гг.). По внешнему виду последний особенно близок к собору Савватьева монастыря, и это сходство усиливается одинаковым посвящением. Троицкий собор Дмитровского монастыря более сложен по объему - это двухэтажный храм, но конструктивно близость этого храма савватьевскому собору настолько очевидна, что почерк одной артели не вызывает сомнений. Очень похоже, что работала приглашенная еще архиепископом Иоасафом артель, калязинская по составу, первоначально провинциально-московская по стилю и манере, а потом постепенно приобретавшая свой, местный почерк. Сретенский собор. Фото. И.А. Виноградова. Кон. XIX в.
   Можно предположить, что и лично архиепископ был причастен к строительству и заказу каменщиков для работ в Савватьеве - об этом говорит его поминание в Синодике отдельно от всех других тверских владык. Но непосредственное исполнение заказа происходило уже при его преемнике, архиепископе Симеоне. В 1677-78 гг., когда составлялась переписная книга, храм указан один - Сретения - и без пояснений, каменный или деревянный. Вероятно, имеется в виду еще прежний деревянный храм, в котором продолжались службы. Каменный же монастырский ансамбль строился именно в эти годы, возможно, поэтому незаконченные постройки и не попали в переписную книгу.
   Во второй половине XVIII века в соборе произвели ремонт. В 1760 г. были настланы новые полы, в 1766 г. устроен иконостас (до того иконы стояли просто по полкам-тяблам), в 1768 г. поправлены крыши и сделаны новые кресты (на Сретенском соборе заменили 2 креста). Иконостас делал тверской купец Степан Степанов Подшивалов. На 1773 год работы по ремонту храмов были в самом разгаре
   После 1860 г. из диаконов погоста Рождество под Кушалином был переведен Дмитрий Михайлович Клобуков.К моменту назначения в Савватьево ему было уже сорок лет. Он много занимался благоустройством села и его церквей. При нем они были окружены новой оградой, а на колокольню в 1880 году слит новый большой колокол. Впрочем, и новый колокол был небольшим - около 30 пудов. Всего колоколов было девять. По надписям на них, колоколов старее 1825 года отец Димитрий не знал. Но мы можем предположить, что некоторые малые колокола оставались еще с монастырских времен или, минимум, с XVIII в. Сретенский собор. Фото. И.А. Виноградова. Кон. XIX в.
   Последнего священника села Савватьева звали Александр Разумихин. Он был определен в село 1906 году, к тому времени ему было тридцать два года. Из старожилов Савватьева и окрестных деревень многие помнили его еще в 90-х гг. ХХ в.
   Судя по сделанным в 1890-х гг. фотографиям Ивана Александровича Виноградова, как включенным в труд А.А. Митропольского, так и не вошедшим в него и хранящимся ныне в архиве краеведа В.И. Судакова, храмы села Савватьева были незадолго перед тем отремонтированы (в последний раз). Заново была устроена ограда, окрашены стены, кровля и купола. В том же виде мы встречаем монастырь на последних фотографиях из архива Музея русской архитектуры им. Щусева в Москве. Среди огромных ровных полей стоит необыкновенно изящный и легкий монастырский ансамбль. Храмы выкрашены в красный цвет, купола - в голубой; детали наличников, карнизы и поребрики побелены. Нет сомнений, что, дождись Савватьево научной реставрации, Россия имела бы редкий по качеству и сохранности ансамбль 2 пол. ХVII в., а учитывая близость Оршина монастыря, вся округа была бы притягательным местом паломничества. Но, к сожалению, этого не случилось.
   В 1933 году летом в Савватьево и в Оршу приехала экспедиция Академии наук, проводившая исследования памятников архитектуры и археологии в зоне возможного будущего затопления Иваньковского водохранилища. Обмерами храмов руководил С.С. Чижов, известный реставратор с еще дореволюционным стажем. Зимой 1933-1934 гг. он сделал полный обмерный чертеж всего ансамбля храмов в Савватьеве. Этот ценнейший обмер, надо надеяться, поможет со временем при восстановлении Сретенского собора и колокольни.
   Ранней весной 1936 года монастырские храмы взорвали.

Фото из архива Алексея Лукина.

   
     (Компиляция текста, архивные фотографии И.А. Виноградова (кон. XIX в.) и чертежи из книги - Егоров А.В. Тверской монастырь Савватьева пустынь. XIV-XXI вв. Святыни, тексты, исследования. / А.В. Егоров, П.С. Иванов. - СПб.: Ассоциация "Невская книга", 2006.)
     (Фото. № 6 из архива Алексея Лукина.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли