ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, САДЫКОВО

САДЫКОВО - УСПЕНИЯ ЦЕРКОВЬ

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

ФОТОАЛЬБОМ 3

Успения церковь

Генплан комплекса.    Храмовый комплекс расположен на ровной местности, на юго-восточном краю села. В 1767-73 гг. по заказу вотчинника секунд-майора А.Ф. Аксакова построена деревянная Успенская церковь рядом с древним храмом того же посвящения, вскоре, очевидно, разобранным. Ныне существующее здание сооружено на средства прихожан в 1860-75 гг. на основе одного из образцовых проектов К.А. Тона, а деревянная церковь сгорела в 1861 г. Строительство вел крестьянин Балахнинского уезда Нижегородской губернии А.А. Блинов. Ограда вокруг кладбища с башнями и Святыми воротами, а также столб-часовня (вероятно, на месте деревянной церкви) возведены, очевидно, в те же годы. Западный притвор пристроен к колокольне, вероятно, в нач. 20 в. Большая часть росписей в интерьере утрачена в кон. 20 в. В храме - это Новозаветная Троица и Небесное воинство на своде восьмерика, евангелисты на парусах, "Проповедь Христа в храме" на западной стене четверика; в апсиде - "Поклонение Распятию" в конхе, Христос на троне в центральной нише, "Снятие с креста" на стене между окнами; в трапезной - Отечество и Небесное воинство на центральном своде, "Сошествие Святого Духа" на восточной стене северного придела. Все постройки комплекса кирпичные и, за исключением столба-часовни, оштукатурены. Пример хорошо сохранившегося характерного для периода эклектики сельского комплекса с церковью и оградой с башнями.
   Территория комплекса, занятая кладбищем, имеет очертания неправильного шестиугольника, близкого к прямоугольной форме, вытянутой в направлении север-юг. Вдоль ее самой длинной, западной, стороны проходит сельская улица. Господствующая в комплексе и в окружающем ландшафте церковь Успения стоит в южной части кладбища, по периметру обнесенного оградой с четырьмя одинаковыми угловыми башнями. В линии ограды по оси церкви, с запада от нее, расположены Святые ворота, выходящие на сельскую улицу. В средней части кладбища находится столб-часовня.
   Продольно-осевая композиция церкви Успения складывается из одноглавого храма с полукруглой апсидой, прямоугольной трапезной с двумя приделами (Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) и трехъярусной колокольни, к которой с запада примыкает деревянный притвор каркасной конструкции. Четверик храма, вытянутый по поперечной оси, несет широкий приземистый восьмерик-барабан с более узкими диагональными гранями, некогда завершенный массивной маковичной главой. С востока к нему примыкает крупная полукруглая апсида, а с запада - равная по ширине трапезная под двускатной кровлеи и трехъярусная колокольня с маковичной главой. Стройную композицию колокольни составляют нижний ярус-четверик с боковыми пристройками и два верхних восьмигранных яруса с узкими диагональными сторонами. Средние оси фасадов четверика храма акцентированы высокими арочными проемами с порталами, увенчанными треугольными фронтонами и круглыми нишами над ними. На всю ширину фасады завершаются декоративными щипцами. Боковые арочные окна заключены в рамочные наличники. Такие же окна имеют апсида и трапезная. Архивольты арочных окон опираются на пилястры, фланкирующие проемы. Необычно расположение пилястр на восьмерике только на углах широких граней. Углы трапезной закреплены пилястрами, а три средних окна сближены и выделены легкой раскреповкой. Венчающие антаблементы храма, апсиды и трапезной отличаются упрощенным характером. В нижнем ярусе колокольни по сторонам круглого окна расположены прямоугольные нишки, второй с арочными проемами звона декорирован пилястрами и вертикальными нишами, третий украшен крупными килевидными кокошниками.
   Внутри храм имеет трехчастную пространственную структуру. Более высокое и просторное основное помещение перекрыто сомкнутым восьмидольным сводом. Восьмерик опирается на пристенные пилоны с подпружными аркамии на паруса упрощенной конструкции. Более низкие и узкие боковые компартименты храма завершены коробовыми сводами, а на торцах они усложнены арочными нишами-конхами. Широко открытая в храм апсида перекрыта конхой. В трапезной четыре крещатых столба с подпружными арками между ними и стенами поддерживают крестовые своды над девятью ячейками.
План церкви.   В интерьере храма сохранились незначительные фрагменты масляной настенной живописи кон. 19 в. в духе академизма. На гранях восьмерика изображены фигуры апостолов, на южной стене четверика - "Богоявление" и "Нагорная проповедь", подпружные арки занимает орнамент "плетенка". В апсиде между окнами уцелела композиция "Поцелуй Иуды".
   Ограда выразительной и оригинальной формы состоит из квадратных столбиков, увенчанных гранеными маковичными главками из железа, и прясел, прорезанных арочными проемами с решетками. С внешней стороны прясла также расчленены лопатками, а поверху проходит своеобразный зубчатый фриз. Столбики с обеих сторон украшены филенчатыми нишами.
   Башни - двухъярусные, восьмигранные снаружи и круглые внутри. В нижнем ярусе имеется вход со стороны кладбища. Второй ярус прорезан узкими прямоугольными окнами и завершен шатровой кровлей с невысоким шпилем.
   Святые ворота представляют собой полуциркульную арку, переброшенную между двумя прямоугольными пилонами, завершенными полукруглыми кокошниками. Пилоны, обработанные с наружной стороны парами пилястр, прорезаны проемами калиток с лучковыми перемычками (с юга проем - ложный). В проемах ворот и калитки сохранились кованые ажурные решетки.
   Столб-часовня - квадратный в плане объем, со всех сторон обработанный нишами в два яруса. В нижних нишах помещены крещатые накладные доски, вместо двух верхних - выложены рельефные кресты.

   Добровольский, с. 36-37; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. д. 16481. л. 157 об.; Ф. 160. Оп. 3. д. 4954, 5003; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-Ш, № 6826.

 

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006.)

     Фото. hram-tver. 2012 г.


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли