ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, РОЖДЕСТВЕНО

РОЖДЕСТВЕНО - ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

Фото. Василий Шелемин с сайта http://www.sobory.ru/

План церкви.   Стоит в центре села, господствуя в его панораме и замыкая перспективу дороги со стороны Твери. Церковь сооружена вместо деревянного храма (1695 г., разобран в 1813 г.) на средства прихожан в 1803-1810 гг. Придел Михаила и Федора Черниговских освящен в 1811 г., храм - в 1814 г. К этому времени был выстроен только первый ярус колокольни, а верхние ярусы возведены в начале 1820-х гг. по новому проекту. Во 2-й пол. 19 в. (предположительно в кон. 1850-х - нач. 1860-х гг.) построена новая трапезная с тремя приделами (Казанской Божьей Матери, Михаила и Федора Черниговских, Троицы). К настоящему времени утрачены пятиглавие храма и глава колокольни, разрушены своды трапезной, ряд проемов заложен. Кирпичное, оштукатуренное здание с белокаменными деталями - довольно редкий для сельской приходской церкви пример постройки в развитых формах зрелого классицизма.
   Объемно-пространственная композиция церкви симметрична относительно продольной оси. К трехсветному четверику храма с востока примыкает широкая апсида со скругленными углами, а с запада - обширная прямоугольная, поперечно ориентированная трапезная, включающая в свой объем нижний ярус колокольни. Над ним возвышаются еще три четверика, у верхнего яруса углы срезаны. Фасады храма делятся карнизом на две почти равные части, а вертикальные членения в три оси подчеркнуты тосканскими пилястрами. Средняя ось фасада подчеркнута двухколонным портиком тосканского ордера и окном-серлианой третьего света. Нижние проемы прямоугольные, почти квадратные окна второго света вписаны в полукруглые ниши. Боковые окна третьего света выделены вверху полукруглыми нишами, украшенными лепными веерными розетками. Стены апсиды напоминают глухую аркаду: они расчленены тосканскими пилястрами и широкими арочными нишами, в которые заглублены прямоугольные окна. Фасады трапезной прорезаны арочными окнами с простыми наличниками, а их простенки обработаны пилястрами. Все ярусы колокольни имеют арочные проемы. Нижний ярус покрыт ленточным рустом, декор второго плоскостной и сводится к прямоугольным нишам вокруг проемов. Третий ярус оформлен двухколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами, на срезанных углах четвертого яруса помещены пары ионических колонн.
Страшный Суд.   Просторное и высокое пространство храма завершено сомкнутым восьмидольным сводом с более узкими диагональными лотками, опирающимися на тромпы. В шелыге свода - заложенное восьмигранное отверстие центрального светового барабана, ныне утраченного. Апсида, связанная с храмом тремя узкими проемами, перекрыта коробовым сводом с распалубками. Помещение трапезной расчленено шестью столбами, на которые опирались подпружные арки, коробовые и крестовые своды. В первом ярусе колокольни - крестовый свод. Кирпичная лестница на второй ярус расположена в северо-восточном устое, со входом изнутри колокольни.
   В интерьере фрагментарно сохранилась масляная живопись кон. 19 - нач. 20 в., выполненная по крайней мере тремя мастерами в различных направлениях позднего академизма. Большая часть живописи сохранилась на стенах четверика, образцами для нее служили гравюры Г. Доре и Ю. Шнорра фон Карольсфельда. Небольшие фрагменты росписей на стенах трапезной, судя по оставшимся фигурам святых, выполнены профессионально и в свободной манере. Достаточно полно сохранились росписи в колокольне, выполненные в народном, живом и непосредственном стиле в нач. 20 в. Все композиции помещены на сером фоне и заключены в декоративные орнаментальные рамы разного рисунка, но близкого колорита. До кон. 20 в. на своде четверика сохранялась композиция "Моление Троице" с предстоящими Богородицей, Иоанном Предтечей, архангелами Михаилом и Гавриилом, в парусах были евангелисты, в апсиде в простенках между окон находились "Снятие с креста" и "Положение во гроб". На северной и южной стенах четверика сюжеты расположены в три ряда. Два верхних ряда занимает христологический цикл. На южной стене в простенках между окнами второго света написаны "Христос с самарянкой у колодца" (по образцу одноименной гравюры Г. Доре) и "Благословение детей", во втором ряду - "Поклонение волхвов" (по образцу Ю. Шнорра фон Карольсфельда) и "Бегство в Египет" (по гравюре Г. Доре). Названные образцы претерпели в росписях изменения: например, в композиции "Поклонение волхвов" отсутствуют второстепенные действующие лица, лошади и верблюд, нимбы приняли "иконописную" форму, мальчик мавр приобрел славянский облик, упрощено изображение сияния вифлеемской звезды. На северной стене помещались композиции "Христос и грешница" (в третьем ряду) и"Беседа Христа с Никодимом" (во втором). Между композициями во втором ярусе в медальонах помещены полуфигуры русских святых: на южной стене - митрополита Алексия, святителей Николая и Феодосия Черниговского, на северной - преподобных Фрагмент фигуры фарисея.Макария Калязинского, Сергия Радонежского, Нила Столобенского. В нижнем ряду на южной стене размещено "Распятие" и фигуры Петра и Павла, объединенные одной рамой; на северной стене им соответствуют Борис и Глеб, Владимир и Александр Невский. Росписи западной стены сохранились лишь в верхней части, где центральное место занимает композиция "Исцеление немого бесноватого" (по Г. Доре). В простенках между окнами на южной стене трапезной фрагментарно сохранились фигуры пророка Давида и святителя Феодосия Черниговского, отличающиеся мастерством исполнения. На внутренней стороне южного пилона колокольни размещена большая прямоугольная композиция "Страшный Суд", выполненная в древнерусской иконографии, в наивной манере и с сокращенным масштабом фигур. Роспись отличается свежим колоритом с яркими локальными цветами, эскизной манерой письма, выразительными ликами, немного "кукольными" фигурами с увеличенными головами. В целом композиция является замечательным примером народного церковного искусства, сочетающего иконописную традицию, влияние лубка и стремление к академическим приемам. "Страшный Суд" сопровождается пространным фрагментом текста на русском языке, излагающим смысл происходящего в композиции. Напротив расположены традиционные для западной части храма ангелы со свитками, объединенные одной рамой. На западных пилонах колокольни при входе с северной стороны написана фигура фарисея, а с южной - мытаря.

   Добровольский, с. 415; Нарский (Тверской мiрянинъ), 2002; ГА ТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 173 об.; Ф. 160. Оп. 10. Д. 2793, 2814, 2830, 2841, 2861, 2879, 2883, 2889.

 

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006.)
     (Фото. Василия Шелемина с сайта Народный каталог Православной архитектуры)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли