ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, ПУШКИНО

ПУШКИНО (БЕЛИ АРХИЕРЕЙСКИЕ) - ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.

   Построена в 1793 г.
   Закрыта в 30-е гг.
   Вновь открыта в 1992 г.
   Председатель приходского совета: Евграфов Геннадий Владимирович

Проект новой трапезной (1867). ГАТО.   Церковь стоит в центральной части села, на большой площади, восточным фасадом обращена к дороге на Тверь. В селе, принадлежавшем тверскому архиерейскому дому, в 1721 г. вместо прежней была построена деревянная церковьУспения с приделом Архангела Михаила, сгоревшая в 1743 г. В 1750 г. сюда из архиерейского села Красное был перевезен деревянный храм. Каменную церковь Успения начали строить на средства прихожан, в том числе помещика поручика И.И. Давыдова, в 1781 г. Основные работы завершились в 1789 г., когда был освящен придел Михаила Архангела. Главный престол в храме освятили в1793 г. Строителем (подрядчиком?) был местный крестьянин Никита Ипатов. Колокольня имела квадратный в плане нижний ярус и два верхних яруса, составлявшие столпообразный восьмигранный объем с арочными проемами и пилястрами на углах. Новая трапезная с двумя приделами (Архангела Михаила и Богоявления) сооружена в 1867-69 гг., а новая колокольня (по образцу строившейся тогда же колокольни Спасской церкви в Бежецке) - в 1902-07 гг. по проекту архит. В.И. Назарина. При этом были разобраны второй и третий ярусы первоначальной колокольни. В настоящее время выломана часть южной стены трапезной, заложены боковые проемы первого яруса новой колокольни, утрачен невысокий шатер в ее завершении. В 1890 г. трапезная внутри была расписана в память о спасении Александра Ш и его семьи во время железнодорожной аварии 17 октября 1888 г. При этом "на видном месте" изображались святые, имена которых носили члены императорской семьи. Один из интереснейших памятников культовой архитектуры в Калининском р-не, отличающийся богатой строительной историей, которую отражают различные по стилю храм, трапезная и колокольня: храм характерен для тверской архитектуры раннего классицизма, трапезная выполнена в формах эклектики, а колокольня - яркий пример русского стиля.
План церкви.   Продольно-осевую композицию кирпичной, оштукатуренной церкви составляют храм типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, обширная трапезная со скругленными восточными углами придельных алтарей, небольшой притвор и многоярусная колокольня. Высокая столпообразная колокольня с четырьмя постепенно убывающими ярусами-четвериками включает между первым и вторым четвериками низкий полуярус. Фасады храма и апсиды отличаются плоскостным характером декора. Углы объемов обработаны рустованными и гладкими пилястрами. Фасады четверика в три оси проемов в соответствии с расположением окон в два света разделены карнизом. Окна оформлены рамочными наличниками с клинчатыми замками, обработанными на четыре грани. Вертикальные членения усилены накладными щитами, помещенными в простенках между проемами второго света. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами с рамочными наличниками. Над восьмилотковой кровлей храма возвышается глухой восьмигранный барабан с луковичной главой и ажурным кованым крестом. Декор фасадов трапезной очень лаконичен. Стены разделены пилястрами на три равных прясла с арочными окнами. Декоративное убранство колокольни отличается разнообразным набором элементов, почерпнутых в архитектуре 17 в. Большие арочные проемы первого яруса оформлены перспективными порталами с колонками и килевидными архивольтами. Такие же архивольты завершают арочные окна остальных ярусов, украшенных угловыми колонкамии ширинками.
Изображение митрополита на стене храма.   Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом; переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Апсида перекрыта коробовым сводом, соединяющимся на востоке с тремя лотками. Двустолпное помещение трапезной с системой крестовых сводов включает в западной части нижний ярус первоначальной колокольни. В помещения придельных алтарей выходят заложенные окна первого света четверика храма, хорошо сохранившие свое оформление (рамочные наличники, профилированные подоконники и замки). В северо-восточном пилоне первоначальной колокольни осталась внутристенная кирпичная лестница, по которой через чердак притвора находился проход во второй ярус новой колокольни. Восточные пилоны старой колокольни рустованы, а западные со стороны притвора обработаны парами полуколонн по сторонам проема. Первые ярусы обеих колоколен перекрыты крестовыми сводами.
   В храме сохранилась клеевая живопись сер. 19 в. - незаурядный памятник провинциальной стенописи в стиле классицизма, сохраняющей при этом традиционные черты барокко. Свод храма занимает композиция "Новозаветная Троица", в восьмерике на северной и южной гранях представлены парные фигуры апостолов, на западной грани - большая сцена "Грядущий Христос", на восточной - изображение Иерусалима, которое служило фоном для резного Распятия, венчавшего иконостас. Окна на диагональных гранях фланкированы гризайльными колоннами коринфского ордера. В основании восьмерика написан карниз с кронштейнами. Тромпы затянуты холстами с изображениями евангелистов. На стенах четверика живопись расположена в два ряда. В верхнем на боковых стенах - фигуры московских митрополитов Петра, Алексия, Филиппа и Ионы, помещенных в архитектурное пространство с колоннами, экседрами, конхами и т.д.; на западной стене изображено "Вознесение Христа". Композиции заключены в рисованные барочные обрамления. В нижнем ряду между окнами расположены ангелы, поддерживающие иконы "Богоматерь Знамение" и "Спас Нерукотворный". Над входными проемами гризайлью выполнены орудия страстей и церковные атрибуты, над окнами первого света - херувимы в сочетании с пышным растительным орнаментом. В апсиде на своде фрагментарно сохранилось изображение Саваофа.
   В нескольких десятках метров к югу от храма, вдоль дороги стоит одноэтажная кирпичная церковная лавка (?) кон. 19 в., выстроенная в простейших формах эклектики. Прямоугольный объем, закрепленный на углах огибающими лопатками, завершен двускатной кровлей. На главный фасад, обращенный к дороге, выходит широкий прямоугольный входной проем, а симметрично по сторонам от него расположены два прямоугольных окна. Стену завершает трехступенчатый карниз.

   Никольский, с. 16; Добровольский, с. 45; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 192 об.; Д. 16554. Л. 816; Ф. 160. Оп. 3. Д. 2698, 2699, 2705, 2706, 2714, 2791, 2794; Ф. 466. Оп. 1. Д. 76401, 83805; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-Ш. № 6792.

 

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006. и официального сайта Тверской епархии)
     (Цветное фото. Анатолия Максимова. Июнь 2014 г.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли