ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, ОРША

ОРША - СОБОР ВОЗНЕСЕНИЯ ОРШИНА ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

Фото. Михаила Суханова с сайта www.sobory.ru

Собор Вознесения. План.   Оршин Вознесенский монастырь расположен на левом низком берегу Волги, при впадении в нее речки Орша, хорошо виден издалека, особенно с речных просторов. 16 в. - время наивысшего расцвета обители, когда в середине столетия при архимандрите Геннадии был построен каменный пятиглавый собор Вознесения, освященный в 1567 г. В 1603 г. и 1611 г. монастырь был разграблен польско-литовскими интервентами, в связи с чем собор дважды освящали в 1610 и 1613 гг. К кон. 18 в. собор утратил четыре боковые главы, а позакомарное покрытие было заменено четырехскатным. В 1846 г. в соборе кирпичный пол заменили деревянным и сделали новый иконостас. В 1854-62 гг. к собору пристроены трапезная с двумя приделами (Варсонофия и Дмитрия Ростовского с севера, Федоровской Божьей Матери с юга) и колокольня. В 1887-93 гг. собор внутри оштукатурили и расписали. В 1903 г. барабан собора увенчали новой главой. В1910 г. архит. А.П. Федоров выполнил проект четырех малых глав собора, однако он был отклонен Московским археологическим обществом "как искажающий древний храм". В 1930 г. монастырь был закрыт. Собор к сер. 20 в. дошёл с большими утратами. В 1968 г. под руководством архит. Б.Л. Альтшуллера начались исследовательские и реставрационные работы по собору. В 1990-е гг., после открытия монастыря, они продолжились под руководством архит. Н.Г. Зачёсовой. Сохранявшийся от первоначальных фресок собора фрагмент с изображением св. Онуфрия в орнаментальном обрамлении (располагался на стене центрального алтаря) в 1970-х гг. демонтирован и передан в ТОКГ. Южный портал. Фот. 2004 г.
   Собор Вознесения - замечательный памятник тверского зодчества сер. 16 в., один из древнейших сохранившихся монастырских соборов области. Его архитектура отвечает характеру общерусского художественного развития, хотя и обладает целым рядом своеобразных местных особенностей. Возведен из кирпича, с цоколем и отдельными деталями из белого камня, снаружи покрыт тонкой обмазкой и побелкой. Трапезная, выстроенная из кирпича и облицованная снаружи белым камнем и кирпичная, оштукатуренная колокольня характерны для периода эклектики; в колокольне преобладают черты русского стиля.
   Древний собор - крестовокупольный, первоначально пятиглавый, трехапсидный храм с подцерковьем. Основной кубический объем в два света, с несколько пониженными и уплощенными апсидами, слабо выступающими с востока, выглядит подчеркнуто внушительно и монументально, несмотря на свои сравнительно небольшие размеры. Венчает собор над поздним четырехскатным покрытием крупный цилиндрический барабан с большой луковичной главой. Сдвинутый от центра к востоку барабан прежде окружали четыре малых световых барабана с низкими шлемовидными покрытиями, поставленные над углами объема. С западной стороны к храму примыкает чуть более узкая пониженная почти квадратная в плане трапезная, покрытая на два ската. Двухъярусная шатровая колокольня, поставленная на продольной оси вплотную к западному фасаду трапезной, расширена с юга и севера невысокими боковыми объемами. Ее нижний ярус-четверик несет восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный стройным деревянным шатром каркасной конструкции с главкой на тонкой шейке.
   В фасадном декоре храма, довольно типичном для сер. 16 в., ощущается влияние столицы. По традиции фасады разделены лопатками на три прясла различной ширины (среднее - самое широкое) и завершены полуциркульными закомарами. Над высоким цоколем - профилированный пояс с полуваликами; двойной профилированный карниз отделяет прясла стен от закомар с архивольтами. Более простой карниз проходит по верху апсид, разделенных прямоугольными столбиками. Оригинален перелом восточных лопаток на боковых фасадах: в нижней части они проходят по краям апсид, а в верхней, более короткой - по углам четверика. Все фасады, кроме восточного, в центре средних прясел имели арочные входы с перспективными порталами. В первоначальном виде сохранился лишь южный портал, северный восстановлен при реставрации, а западный стесан во время пристройки трапезной. Порталы состоят из трех колонок с каждой стороны, разделенных уступами, имеют белокаменные резные капители и дыньки, завершены пологими архивольтами. Интерьер. Фот. 1975 г.Арочные окна (большая часть их растесана) заключены в рамочные наличники с уступами и валиком, имеющим перехваты; некоторые из них сохранили килевидные завершения. В средних закомарах помещены круглые проемы в белокаменных рамках, ведущие свое происхождение от построек итальянских мастеров в Москве. Интересны щелевидные отверстия (ныне заложенные) с городчатыми завершениями на восточной лопатке северной стены, на восточном прясле южной стены и в центральной апсиде. В основании барабана сохранились полукруглые кокошники, над которыми некогда размещались кокошники меньших размеров, выполненные из дерева. Барабан прорезан восемью щелевидными арочными окнами; перемычки их включены в аркатурный пояс, проходящий под профилированным карнизом. Над карнизом помещен пояс ступенчатых зубцов.
   Декор трапезной и колокольни довольно скуп. Объемы на углах закреплены лопатками. В трапезной арочные окна оформлены рамочными наличниками, под карнизом проходит аркатурный пояс. Фасады колокольни, также с арочными проемами, украшены прямоугольными филенками. В основании шатра - килевидные кокошники.
   Внутри собора четыре мощных широко расставленных крещатых столба несут коробовые своды рукавов креста, слитые с подпружными арками. Переход к центральному световому барабану осуществлен при помощи парусов. Угловые ячейки сохранили световые кольца малых барабанов, поставленных над ними с помощью парусов, а в западной паре - также с дополнительными арками. Западные световые главы возвышались над хорами, где находился придел Рождества Иоанна Предтечи. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. У столбов имеются высокие постаменты и карнизы из полочек, которыми отмечены также пяты подпружных арок, основание барабана и его подоконная часть. Собор Вознесения. Фот. 2004 г.Своеобразна высокая алтарная преграда между восточными столбами и боковыми стенами с арочными проемами в центральный и боковые алтари. В трапезной два крещатых столба, сдвинутых к востоку, поддерживают при помощи подпружных арок коробовые своды с распалубками в основном пространстве центрального нефа и в боковых нефах. Восточная часть центрального нефа завершена крестовым сводом. Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Лестница на ярус звона расположена в северном помещении, сообщающимся с первым ярусом колокольни.
   В храме сохранилась масляная стенопись в духе академизма (в настоящее время частично забелена). В куполе изображен Саваоф, на стенах барабана между окнами - архангелы, а под окнами - Христос на троне, Иоанн Предтеча, апостолы и другие святые, на парусах - евангелисты. На столбах и стенах храмав два яруса расположены фигуры святых, а на западной стене также отдельные композиции, среди них - "Богоявление" и "Сошествие во ад". На подпружных арках по сторонам центрального барабана сохранились фрагменты орнамента типа "плетенки". От высокого иконостаса, который установили перед алтарной преградой, как предполагают во 2-й пол. 17 в., сохранились два тябла, расписанные растительным орнаментом.

   Коншин; Владиславлев, с. 88-90; Матвеев, с. 37-42; ТЕВ, 1882. № 21. Часть неофициальная, с. 567; 3веринский, с. 101;. Виноградов, 1897, с. 5; Митропольский; Добровольский, с. 606; Виноградов, 1908, с. 8-9; Веригин; Герчук, Домшлак, с. 20-23; Памятники истории и культуры.., с. 122; Тверская область.., с. 184; Баталов, с. 112, 154, 160, 213, 231, 372; Русская Православная церковь.., с. 237-238; Свод памятников.., с. 23, 27; Галашевич, 2004; ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 86273, 86949; ИИМК РАН. Рукописный архив. Р-III. № 6817.

Вознесенский собор.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Цветная фото. Михаила Суханова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 5 из книги "Отчет Общества организации путешествий учеников тверской гимназии" 1915-1916 гг. предоставлено Андреем Ага)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли