ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, НОВИНКИ

НОВИНКИ - ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Анатолия Максимова. Июль 2014 г.

   В древности село Новинки располагалось под горой, на берегу Тьмы, и там же располагалась церковь, место которой до кон. XIX в. было отмечено часовней. Древний храм имел один престол и был посвящен Николаю Чудотворцу. Писцовая книга 1628 года отмечает: “Отроча монастыря что в Твери на посаде вотчина в стану Чаглове село Новинки на реке на Тьме, а в нем храм Николы Чудотворца древян клецки, без службы, запустел от Литовской войны, попа и дьячка и пономаря и просвирницы нет, да в селе двор монастырский, живут монастырские служебники”. В 1858 году силами прихожан и при поддержке купцов Алексея и Гавриила Аваевых, имевших здесь мельницу в деревне Горлово, началось строительство нового каменного храма. В 1864 году строительство было в основном завершено, Аваевы пожертвовали в церковь новый дубовый иконостас. В 1865 году был освящен главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. В 1879 году на колокольню поднят большой колокол, в 1885 году освящен второй придел - святителя Николая, а в 1892 году холодная церковь (четверик) была расписана. Эта роспись частично сохранилась до наших дней. Престол в теплой церкви (в трапезной) был посвящен святителю Николаю. В 1901 году Аваевы пожелали устроить новый придел в честь святого великомученика Пантелеймона ради драгоценной иконы этого святого, привезенной ими с Афона. Вероятно, такой придел был совмещенным с одним из двух существовавших ранее. Тогда же была расписана трапезная. Эта роспись полностью утрачена в связи с тем, что в советское время своды в ней были разобраны, и долгое время она стояла без кровли. Храм в Новинках был изначально пятиглавым, в псевдорусском стиле. Недостатки стиля (несколько тяжеловат декор) искупается прекрасной постановкой храма на небольшой площади посреди села. До 1940-х гг. храм окружала каменная оградка, разобранная на постройку фермы. Проект Новинского храма был без изменения повторен несколькими годами позже и в соседнем селе Савине, так что по облику уцелевшего (хоть и с утратами) этого храма, можно представить себе, как выглядел храм в Савине.
   Судьба церкви в советское время сложилась несколько необычно. До сер. 1920-х годов в храме служил священник Михаил Рубцов. Он был уважаемый человек, в том числе и за то, что был либеральных взглядов, и достаточно спокойно относился к тому, что его село стало центром крестьянских выступлений в 1905 году. В ноябре-декабре 1905 года в Новинках вместо волостного правления крестьяне, под руководством нескольких политически активных молодых людей, из тех, кто работал в городе на фабриках и поднабрался революционных идей, устроили Совет крестьянских депутатов. Примерно месяц волость никому не подчинялась, что, кстати, далеко не сразу было замечено властями. Терпение властей кончилось лишь после того, как в декабре 1905 года крестьяне в числе нескольких сотен человек совершили набег на станцию Кулицкая, отняли кассу, попытались разобрать рельсы и взорвать мост через Тверцу (дабы не пустить в Москву Семеновский полк - но из этой затеи ничего не вышло). Только после этого из Твери был отправлен карательный отряд жандармов. Наказание было удивительно мягким. Почти все участники беспорядков были прощены, только несколько зачинщиков отделались несколькими месяцами тюремного заключения, а кое-кто бежал. За набег на железнодорожную станцию вообще никто (!) не понес наказания. Во многом тому способствовала позиция священника, старавшегося отстоять своих крестьян. К чести самих участников, они сделали выводы. В 1917-1918 годах здесь не было никаких революционных выступлений, советская власть установилась “сверху”. Председатель Новинского Совета Иван Филиппов погиб на Западном фронте в 1915 году, героически отказавшись сдаваться немцам (посмертно награжден Георгиевским крестом). Правда, секретарь и депутат от Новинок Василий Кузнецов был в Петрограде и участвовал в вооруженном восстании, но быстро вернулся назад в свое село. Только чудо спасло его в 1937 году, он был уже арестован как “враг народа”, выпустил его из тюрьмы НКВД под страшную клятву молчать до смерти старый сослуживец Василия Кузнецова, друг по 1917 году, который случайно оказался его следователем.
   После смерти о. Михаила в Новинках был еще один священник по фамилии Синцов (имени его найти не удалось). При нем храм действовал до самого конца 1930-х гг. Только перед самой войной он был закрыт.
   В 1940 году на полуторке из Твери приехала бригада людей в кожанках. Отобрали ключи, открыли церковь, стали вытаскивать иконы поценнее. На железном листе развели костер, и стали жечь драгоценные образа, предварительно их разламывая. “Около церкви собралась большая толпа взрослых и детей, - вспоминает нынешний староста прихода в Новинках, Александр Васильевич Кузнецов, сын упомянутого депутата. - Некоторые старухи со слезами умоляли и просили не жечь иконы, говоря: “Бог покарает вас за это варварство”. Но их никто не слушал. Когда костер перестал гореть, остатки - угли и пепел собрали в мешки, бросили в кузов машины, и уехали в город”. Местные жители растащили остатки утвари по домам, но попользоваться этим добром мало кому пришлось. То ли по случаю, то ли по промыслу, но в войну сгорели дома именно тех, кто растащил основную массу церковных вещей. Почти ничего не сохранилось до наших дней.
   В Новинках в октябре 1941 года был бой, точнее избиение нашей отступавшей колонны. И неудивительно, ведь никто не знал, откуда могут наступать немцы, еще в десятых числах октября выходившие из окружения солдаты спрашивали: “Немцы есть в деревне”, в то время как жители были уверены, что фронт в сотнях километров от них. Более двухсот наших солдат погибло и похоронено в селе (немцев погибло четверо). Сгорела примерно треть домов. Ни наши, ни немцы не останавливались здесь надолго, два месяца Новинки находились в “ничейной полосе”. Только в январе 1942 года жители вернулись в дома.
   Большое село после войны сохранило значение центральной усадьбы совхоза. В 1960-1970-х гг. в его окрестностях построены пионерские лагеря, больница. Но все хорошие перемены оказались перечеркнутыми в конце 80-х. Коренное население резко сократилось, многие дома были перепроданы, как во многих других местах в низовьях Тьмы под участки проданы все до последнего клочки земли. Новые коттеджи строятся даже на самом берегу реки, с полным пренебрежением к соседям и исторической планировке села.
   После всех злоключений села в XX веке в 1990-х годах началось возрождение прихода. Постоянные службы начались совсем недавно. В 2002 году отслужена первая литургия после закрытия храма. В 2003 году на колокольне появился крест, храм перекрыт новой кровлей. Нынешний настоятель храма - о. Алексей Молостов. Литургия служится в Новинках и во время крестного хода вдоль реки Тьмы.

   i ГАТО ф.103, оп.1, №1222, л.5.
   ii Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 52. ГАТО ф.160, опись 3.

   Павел Иванов

   
     (Статья с официального сайта Тверской епархии)
     (Фото. Анатолия Максимова. Июль 2014 г.)

 

ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. ПЛАН.   Стоит в центре села, на возвышенности, южный склон которой спускается к р. Тьма. Построена на средства прихожан в 1861-65 гг. вместо деревянного храма 1731 г.; в трапезной был придел Сошествия Св. Духа. Кирпичные стены оштукатурены, цоколь и детали белокаменные. Глава храма, а также верхняя часть кладки стен трапезной и апсиды утрачены в 20 в. (до 1975 г.). Характерный для тверских сел пример приходской церкви, выстроенной в сдержанных формах эклектики с преобладанием элементов русского стиля в архитектуре колокольни.
   Объемная композиция здания традиционна: к двусветному, вытянутому по оси север-юг четверику храма с востока примыкает более узкая пятигранная апсида, а с запада - равная ему по ширине почти квадратная в плане трапезная и трехъярусная шатровая колокольня. Фасады четверика расчленены на три прясла раскрепованными пилястрами с белокаменными профилированными базами и упрощенными капителями. В среднем прясле расположен арочный входной проем, оформленный массивным порталом с килевидным архивольтом, украшенным зубцами. Окна первого света имеют лучковые перемычки, окна второго - прямоугольные; и те и другие обрамлены профилированными штукатурными наличниками. По осям боковых проемов внизу расположены лежачие прямоугольные филенки и двухчастные продухи цоколя. Профилированный карниз антаблемента в завершении стен четверика усложнен сухариками. На фасадах апсиды и трапезной, обработанных на углах широкими огибающими лопатками, окна повторяют по форме и декору нижние проемы храма. Первый четырехгранный ярус колокольни несет два восьмерика, верхний из которых по странам света прорезан арочными проемами звона. В основании деревянного, обшитого железом шатра помещены два ряда кокошников, крупных килевидных внизу и меньших полукруглых вверху, расположенных "вперебежку".
   Внутри бесстолпный четверик храма имеет срезанные углы, из-за чего сомкнутый свод получил восьмилотковую форму c узкими диагональными гранями. Над окнами второго света устроены распалубки. Храм связан с апсидой тремя проемами, а с трапезной - одним. Подшивные потолки трапезной и апсиды ныне утрачены. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым сводом с распалубками. Деревянная лестница у северной стены колокольни ведет на ярус звона. Фрагменты масляной живописи в храме, выполненные в упрощенном варианте академического направления нач. 20 в. В 2004 г. забелены. На узких лотках свода в медальонах были изображены евангелисты. На южной и северной стенах между окнами второго света написаны фигуры апостолов, между окнами первого света - поясные изображения Константина и Елены, Кирилла и Мефодия, кн. Владимира и кн. Ольги. На западной стене помещалась большая композиция "Нагорная проповедь" , под ней с северной стороны от прохода в трапезную - "Поучение детей христианской вере". Изображения босоногих мальчиков в рубашках напоминают образы картин школы А.Г. Венецианова. В апсиде на северной стене располагались фигуры архидиакона Стефана и апостола Иакова.

   Добровольский, с. 52; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 109 об.; Д. 16554. Л. 505; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2039. Л. 30-31.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли