ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, МОРКИНО ГОРОДИЩЕ

МОРКИНО ГОРОДИЩЕ - ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ. 1914 г.

   Более детальные сведения о появившемся ещё в средневековье Никольском храме относятся к середине ХVIII века. К 40-М - 50-М гг. ХVIII в. относятся первые сведения о местном духовенстве. Известно, что в этот период священником Никольской церкви был Афанасий Васильев. После того как в сентябре 1753 г. его перевели в село Ивановское Старицкого уезда, священником стал Иван Сергеев, который до 1753 г. выполнял в моркиногородищенском храме обязанности дьячка.
   В период священства Ивана Сергеева Никольская церковь сгорела. 12 мая 1755 г. в неё попала молния, приведшая к полному уничтожению храма. Правда, иконы, антиминсы и церковные книги причту и прихожанам удалось вынести, и позже всё это было размещено «в особом на то построенном близ церковнаго места анбаре».
   Для того чтобы ускорить строительство нового храма «священник Иван Сергеев с прихожанами» решили перевезти в Моркино Городище любую из недействующих в то время деревянных церквей. Свой выбор они остановили на церкви села Ильинского (вероятно, в Тверском уезде) и на храме Арсения Чудотворца в Твери. В первом случае им было отказано. Что касается второго храма, то его владыка разрешил разобрать, а затем перевезти в Моркино Городище. Арсениевская церковь входила в состав храмового комплекса, который располагался на Затьмацком посаде в Твери, на так называемом «Зверинце» (сегодня здесь стоит обелиск Победы). В 1740-е - 50-е гг. рядом с церковью Арсения Чудотворца была выстроена каменная Никольская церковь, в итоге нужда в Арсениевском храме отпала и священник Никольской («что на Зверинце») церкви уступил жителям Моркина Городища второй деревянный храм во имя Арсения Чудотворца. Поскольку церковь эта упоминается не только в документах 1730-х гг., но и в переписной книге 1709 года, можно с большой долей вероятности предполагать, что Арсениевский храм выстроили в ХVII в. Следовательно, в 1756-57 гг. в Моркином Городище была, по всей видимости, установлена церковь XVII в. Точнее - основной объём некогда тверского храма. После того как церковь собрали на новом месте, к более ранней основе прирубили новый алтарь, паперть и колокольню. В 1757 г. храм был освящён.
   Главным действующим лицом на этапе реконструкции Никольской церкви был владелец села Моркино Городище лейб-гвардии прапорщик (в 1750-е - 60-е гг., вероятно, в отставке) Степан Васильевич Козинский. Он неоднократно ходатайствовал перед епархиальным начальством за того или иного моркиногородищенского церковнослужителя. Надо полагать, что Козинский потратил немало средств на обновление Никольского храма.
   В 1750-е - 60-е гг. число дворов, входящих в приход церкви села Моркино Городище, достигало 100. В 1759 году овдовел строитель Никольского храма священник Иван Сергеев. Несчастье, выпавшее на его долю, подвигло священника на желание постричься в монахи, однако просьбу Ивана Сергеева не удовлетворили, и он продолжал священствовать ещё до середины 1770-х гг. В 1775 г. за действия, несовместимые со священническим саном, Иван Сергеев был отправлен в Могилёвскую пустынь «в монастырские труды». В этот период (в 1776 г.) землемер «флота-лейтенант» Токмачев составил план села Моркино Городище, обозначив на нём план и церковные земли. В том же 1776 г. новым священником Никольской церкви стал Михаил Игнатьев, бывший до этого дьяконом в храме Моркина Городища. Умер М.Игнатьев в 1785 г.
   К концу 1780-х гг. число приходских дворов достигло 170. Штат церковнослужителей состоял тогда из священника, дьячка и пономаря. По ведомости 1793 г. в 171 дворе, приписанном к приходу Никольского храма (приход составляли несколько населённых пунктов), проживал 771 представитель мужского пола.
   В 1797 г. на церкви села Моркино Городище решено было «нарубить два осмерика и вновь колокольню». В итоге, сохранив первоначальное основание (возможно XVII в.), храм надстроили двумя убывающими по площади восьмериками. Вероятно, именно эти восьмерики отчётливо видны на фотографии 1914 г.

Проект каменной Никольской церкви.

   В октябре 1813 г. из Никольской церкви была украдена крупная сумма денег: 879 рублей 49 копеек. Воры пробрались в алтарь и взломали там сундук с деньгами. Преступники (или преступник) так и не были найдены.
   В 1810-е гг. в состав причта Никольской церкви входили: священник Арсений Макаров, дьякон Арсений Миронов, дьячок Иван Иванов и пономарь Александр Алексеев.
   После смерти Ивана Иванова, последовавшей в 1817 г., дьячком стал Фёдор Матвеев. Однако уже через два года престарелого Ф. Матвеева сменил на дьяческой должности Михаил Раевский. А в 1820 г. у Никольской церкви появился новый пономарь - Иван Воскресенский.
   1819 год был отмечен рядом ремонтных работ, которые провели на Никольском храме. В этот период перелили колокол, ставший после переплавки на 9 пудов тяжелее, и покрыли железом главу на церкви. К концу 1810-х гг. в состав моркиногородищенского прихода входило 173 двора.
   После ремонта главы, новым тёсом решено было покрыть всю церковь и колокольню. Работы предполагалось провести на церковные деньги (1000 руб.), однако, в случае необходимости прихожане обязались «дополнить своим количеством».
   На следующий год был разобран примыкающий к северной стене храма деревянный навес. Он располагался так, что «застенял свет на церковь». После разборки навеса в северной стене пробили два новых окна и обшили её новым тёсом.
   2 декабря 1823 г инициатор обновления Никольского храма священник Арсений Макаров умер. Содержащаяся в деле опись имущества А. Макарова свидетельствует, что ему принадлежал деревянный дом и значительное число хозяйственных построек. В собственности у священника находились также две лошади, жере6ёнок, пять коров, две тёлки и четыре овцы. Достаточно подробно имущество причта Никольской церкви описано в клировой ведомости 1836 г. Из документа следует, что в середине 1830-х гг. храму принадлежало 36 десятин земли, из которой одна десятина находилась «под строением», одна была усадебной, 29 являлись «пашенной, 2,5 песчаной каменистой и 2 болотистой неудобной». Все церковнослужители имели собственные деревянные дома. Постройки священника и дьякона стояли на церковной земле, «дьячка на земле удельных, а пономаря - помещичьих крестьян».
   Церковный причт в 1836 г. был представлен священиком Василием Фёдоровичем Преображенским, дьяконом Александром Алексеевичем Уединовым, дьячком Михаилом Михайловичем Раевским и пономарём Василием Ивановичем Панковым.
   Среди крепостных крестьян, принадлежащих помещикам-прихожанам Никольской церкви, были и раскольники. Их фиксирует опись 1836 г., они неоднократно упоминаются в церковных документах 1840-х - 1870-х гг.
   К середине XIX столетия среди жителей села значилось немало отставных солдат.
   В первой половине 1860-х гг., после отмены крепостного права и выделения удельным крестьянам земли, на волостном правлении была принята Уставная грамота Моркина Городища.
   В последней четверти XIX в в селе появилась церковно-приходская школа, в которой в 1880 г. обучалось 58 человек детей: 55 мальчиков и 3 девочки. Школу содержал приход и земство, она помещалась в церковном доме, где обучение вела дочь священника Екатерина Павловна Одинцова.
   Открытая в 1878 г. школа к концу 80-х гг. XIX в. изменила свой статус, превратившись в начальное училище. В этот период здесь преподавало уже три человека.
   В конце XIX в. при подготовке очередного статистического сборника по Тверской губернии было отмечено, что «питейных заведений, ярмарок, базаров, кустарной промышленности, фабрик и заводов в Моркином Городище... нет».

Проект каменной Никольской церкви.

   В середине XIX в. на Никольском храме был проведён очередной «плановый» ремонт. В 1843 г. церковь и колокольню, по всей видимости, покрыли железом и окрасили. В 1850-е гг. храм ремонтировался вновь. В 1-Й половине 1870-х гг. шла речь о постройке при церкви «казенных домов» и сторожки, а в 1875 г. металлическую кровлю дозволено было снова «окрасить... медянкою и после вохрою».
   В 1881 г. деревянную Никольскую церковь решили из холодной превратить в тёплую. Вызвано это было тем, что прихожане предполагали в недалёком будущем выстроить в селе новую каменную церковь. Они обязались собрать необходимую сумму денег, привезти бут для фундамента и выстроить кирпичный завод. В 1882 г. архитектору В.И. Кузьмину был заказан проект и смета. Храм предполагалось поставить не на кладбище, а к востоку от существующей деревянной церкви (между ними оказался ров). Строительство храма и его обустройство продолжалось в течение 9 лет, и в 1891 г. (после переноса иконостаса из старой церкви в каменную) новая Никольская церковь была освящена. Хотя заметим, что какие-то работы на храме велись ещё во второй половине 1890-х гг.
   Постройка получилась небольшой: 12 сажен (25,5 м) длиной, 7 сажен (15 м) шириной и 3 сажени (6,5 м - «до верха карниза») высотой. На одной продольной оси (в составе единого объёма) были размещены церковь и колокольня. При этом и храм, и колокольня получили шатровое завершение. Начало строительства каменной церкви совпало по времени с рукоположением в Моркино Городище нового священника - Павла Соколова. Вероятно, за усердие, проявленное при создании церкви, в 1885 г. он был награждён набедренником. Однако Павел Соколов оказался основным действующим лицом не только на этапе строительства храма, но и в период активных действий причта, направленных на закрытие и последующую разборку деревянной церкви. Ссылаясь на её ветхость, а также на то, что она «в историческом и археологическом отношениях ничем не замечательна», церковнослужители просили Духовную консисторию разрешить им храм разобрать, а оставшийся после него материал «употребить частию для церковной ограды, а частию для школы».
   21 октября 1893 г. консистория разрешила разборку церкви, однако, всё ограничилось только колокольней. Работы были остановлены, и древний Никольский храм ещё десятилетия оставался немым укором для жителей Моркина Городища. Не исключено, что работы по разборке церкви были остановлены Императорской Археологической Комиссией. В 1914 г. она серьёзно заинтересовалась тверским храмом. Специалистами ИАК он был признан «интересным памятником русского деревянного зодчества». В 1914 г. состояние церкви, по мнению Императорской Археологической Комиссии, не внушало опасений, «потому что срубы её были прочны, а наклон образовался в следствие подгнивания лишь нижних венцов». В заключение ИАК рекомендовала Тверской Духовной консистории отремонтировать храм.
   Переписка продолжалась несколько лет, но даже последний, датированный 6 мая 1917 г. документ, не стал итоговым в этом деле. Окончательно церковь была утрачена уже в советское время.
   В 1894 г. строитель каменной Никольской церкви священник Павел Соколов умер. В 1890-е гг. его место занимали по очереди Александр Соколов, Александр Попов и Николай Архангельский, назначенный на эту должность в самом конце XIX в. Следовательно, именно Н. Архангельский в 1900 г. инициировал роспись храма и устройство вокруг него новой ограды.
   Около 1903 г. Н. Архангельского сменил Арсений Александрович Косухин, который значился священником Никольской церкви ещё в 1917 г. Вероятно Косухин завершил в 1903 г. сооружение ограды. В 1906 г. он выстроил себе новый жилой дом.
   Октябрьская революция на первых порах не внесла коренных изменений в жизнь сельчан, хотя с окончательным утверждением советской власти здесь появился сельсовет. В 1930-е гг. была разрушена каменная Никольская церковь. После разборки храма значительная часть кирпичного боя была ссыпана в овраг, разделяющий две церкви. Что касается деревянной церкви, то она могла быть утрачена ещё раньше, а если она дожила до войны, то вряд ли уцелела в декабре 1941 г. При отступлении немцы сожгли село дотла. В послевоенное время Моркино Городище было отстроено вновь, и сегодня оно продолжает жить размеренной деревенской жизнью.

   

 

   
     (По материалам статьи Салимов А., Салимова М. Село Моркино Городище и его храмы.//"Тверская старина",2008, № 27.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли