ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, МИХАЙЛОВСКОЕ

МИХАЙЛОВСКОЕ - ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

ФОТОАЛЬБОМ

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

   Расположена посреди села, на кладбище. Построена в 1767-87 гг. на средства прихожан и помещиков Бекетовых. Первоначальная трапезная имела с юга придел Николая Чудотворца. В 1811-12 гг. сооружена новая, более обширная трапезная со вторым (северным) приделом Ильи Пророка (освящен только в 1827 г.), при этом была сохранена старая алтарная стена южного придела. В 1825-26 гг. возведены верхние ярусы колокольни и паперть. К настоящему времени утрачены главка храма и верхние ярусы колокольни, убранство интерьеров, в том числе деревянные иконостасы и чугунный пол (1830) в храме и алтаре. Здание кирпичное, с белокаменными деталями, покрыто цементной обмазкой. Характерный памятник тверского зодчества в стиле барокко, во многом тяготеющий к формам нарышкинского стиля.
   Объемно-пространственная композиция храма типа восьмерик на четверике традиционна для этих мест. Крупный двусветный четверик, несколько вытянутый по оси восток-запад, несет восьмерик, завершенный высокой граненой купольной кровлей яйцевидной формы и маленьким восьмигранным глухим барабанчиком. Более узкий и низкий, чем четверик, алтарь имеет пятигранную форму. Обширная, прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами включает в свой объем нижний четверик колокольни. С запада к трапезной примыкает прямоугольная в плане паперть.
   В декоративном убранстве фасадов храма преобладают нарышкинские формы, соединенные с элементами допетровского зодчества и барокко. На углах четверика помещены двухъярусные пучки из трех полуколонок с выпуском углов между ними, в завершении объемов храма - профилированные карнизы, включающие ряды поребрика и сухариков. Оконные проемы четверика и апсиды с лучковыми перемычками заглублены в прямоугольные ниши и заключены в нарышкинские наличники с полуколонками и высокими фронтонами. Последние в окнах первого света четверика и апсиды разорваны в вершине, остальные имеют оригинальную митровую форму. Фронтоны над арочными проемами восьмерика - также митровые, опирающиеся на плоские рамки наличников. Все окна снабжены профилированными подоконниками, под которыми помещены Церковь Михаила Архангела. Планкронштейны (в нижнем ярусе) или накладные доски (второй свет и восьмерик). Лепные херувимы, украшающие наличники и тимпаны фронтонов в четверике и восьмерике, относятся, вероятно, ко 2-й пол. 19 в. На центральной оси четверика с юга и севера расположен входной проем с профилированным обрамлением и квадратным киотом над ним. Угловые пилястры восьмерика имеют высокий филенчатый цоколь и барочную, неканоничной формы капитель, напоминающую ионическую. На фасадах трапезной средняя часть в три окна выделена легким ризалитом. В ее декоре формы классицизма сочетаются с элементами, ориентирующимися на первоначальное убранство храма. В ризалите окна имеют лучковые перемычки, центральное заключено в колончатый наличник с треугольным сандриком, боковые завершены арочными нишами с импостами. Остальные проемы трапезной прямоугольные, с треугольными сандриками или полуциркульными надоконными нишами. В первоначальной, восточной части южного придела два окна аналогичны по форме и декору окнам первого света храма и апсиды. Фасады паперти, выдержанные в формах позднего классицизма, расчленены арочными проемами и пилястрами.
   Основное помещение храма, сильно развитое по вертикали, со ступенчатыми тромпами при переходе к восьмерику, перекрыто восьмилотковым сомкнутым сводом. Тремя проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с тремя лотками над восточной частью. Широкий проем ведет в трапезную, помещение которой включает в западной части четыре мощных квадратных пилона нижнего яруса колокольни, несущих коробовый свод с распалубками. Две широкие подпружные арки между восточной парой пилонов и западной стеной четверика поддерживали в центре световой барабан, ныне разобранный. На эти арки опираются также полулотковые своды приделов. Паперть перекрыта коробовыми сводами с распалубками.
   Фрагментарно сохранившаяся в интерьере клеевая роспись l-й пол. 19 в., выполненная в духе барокко, прописана маслом в 1882 г. На своде храма помещено крупное изображение Саваофа, на тромпах - евангелисты, в простенкахокон восьмерика - святые, над окнами - ангелы, На уровне окон первого света сохранился орнамент с мотивом плетенки. Между окнами первого и второго света, а также между четвериком и восьмериком помещен профилированный штукатурный карниз, в первом случае дополненный сухариками, Настенная живопись трапезной находится в очень плохом состоянии, сюжеты ее не читаются.

   Добровольский, с. 33; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 4215, 4216, 4221, 4227, 4232, 4244, 4251, 4253; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6813.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Фото. Анатолия Максимова. Март 2014 г.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли