ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, МАСЛОВО

МАСЛОВО - ЦЕРКОВЬ ЗАЧАТИЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи. 2009 г

   Стоит в центральной части села. Северным фасадом обращена к небольшой площади, образованной расширением сельской улицы, южным выходит в сторону поля. Кирпичный храм с белокаменными цоколем и деталями построен на средства прихожан в нач. 1860-х гг. В1864 г., вероятно, были освящены приделы Николая Чудотворца и Троицы, а главный престол - в 1874 г. Первое время рядом с новым храмом сохранялась деревянная церковь, сооруженная в 1749 г. местным вотчинником майором Я.С. Свечиным. В настоящее время утрачены глава храма и завершение колокольни, имеется пролом в средней части южного фасада, не сохранились полы, лестницы на колокольню и на хоры, большая часть отделки интерьера. Характерный для сельских приходских церквей своего времени пример архитектуры русско-византийского стиля. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи. План.
   Одноглавый квадратный в плане храм с цилиндрическим световым барабаном имеет небольшую полукруглую апсиду, а с запада соединяется прямоугольным притвором с четырехъярусной колокольней, своеобразной по композиции. Два ее нижних яруса образуют столпообразный прямоугольный объем, слегка вытянутый по оси север-юг, а два верхних представляют собой восьмерики разной высоты. С запада нижний четверик усложнен прямоугольным лестничным ризалитом. Фасады здания по всему периметру объединены высоким цоколем, обработанным квадратными нишами и отделенным от основной поверхности стены профилированным карнизом. Массивные пилястры членят боковые фасады четверика на три прясла, завершенные крупными полукруглыми закомарами с небольшими килями у архивольтов. В среднем, более высоком и широком прясле размещены арочный входной проем и три узких сближенных между собой арочных окна второго света. Архивольты последних опираются на полуколонки, достигающие примерно половины высоты проемов, и дополнены соединяющимися между собой килевидными бровками. В боковых пряслах на одной оси расположено два арочных окна. Нижние, меньшие по размерам, прерывают цокольный карниз, изгибающийся над проемами в виде архивольта. Окна второго света оформлены килевидными архивольтами, опирающимися на полуколонки. Последние поставлены на белокаменные кронштейны по краям подоконников и завершены вместо капителей блоками с вырезанными на них волютами. В тимпаны закомар вписаны круглые медальоны. Барабан храма прорезан 12 арочными окнами, обрамления которых образуют аркатуру. Проемы апсиды и притвора аналогичны окнам второго света в боковых пряслах храма. Нижний ярус колокольни с юга и севера имеет арочные входы, над ними помещены круглые окна. Крупные полукруглые окна невысокого второго яруса украшены килевидными архивольтами, расположенными на одном уровне с Фрагмент настенной живописи в интерьере.закомарами храма, поддерживая их ритм в общей композиции церкви. Глухой третий ярус расчленен арочными нишами (по две на грань) с узкими простенками между ними. Верхний ярус (сохранился частично) по странам света прорезан арочными проемами звона, а на диагональных гранях им отвечают арочные ниши. И те и другие фланкированы полуколонками.
   Внутри храма четыре столба усложненной крещатой формы, связанные между собой и с пристенными лопатками подпружными арками, делят пространство на ряд компартиментов. В центральной пространственной ячейке столбы и паруса несут цилиндрический барабан с куполом. Нижняя половина барабана обработана квадратными нишами-ширинками (наподобие цоколя фасадов). Угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, а расположенные на продольной и поперечной осях - коробовыми с распалубками. Апсида перекрыта конхой, притвор - коробовым сводом, первый ярус колокольни - крестовым. В западной части храма устроены деревянные хоры, где располагался придел Софии, Веры, Надежды и Любови. Это помещение отделено от основного пространства стенкой с двумя окнами между двумя западными столбами.
   В храме сохранились фрагменты масляной живописи в духе позднего академизма. На уровне окон первого света на южной стене в арочных обрамлениях изображены святые в полный рост: кн. Владимир, кн. Ольга, Николай Чудотворец, Павел архиепископ Константинопольский, а также Григорий Богослов в круглом медальоне. На восточной стене южнее апсиды расположена лучшая по сохранности композиция - Вседержитель на троне с символами четырех евангелистов, а над ней - Христос в круглом медальоне. Уцелели также росписи на стене хор, выполненные по штукатурке, покрывающей "дранку". В средней части между окнами изображена Богоматерь с младенцем, а выше - "Усекновение главы Иоанна Предтечи". С южной стороны помещены две сцены из жития Николая Чудотворца.

   Добровольский, с. 59-60; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 226 об.; Д. 16554. Л. 710; Оп. 3. Д. 4130, 4131, 4187; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2058. Л. 28.

 

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли