ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, КРАСНЫЙ БОР

КРАСНЫЙ БОР (ПРЕЧИСТЫЙ БОР) - ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Сайт храма hrambor.ru
Группа восстановления храма В Контакте

ФОТОАЛЬБОМ

Богородицерождественская церковь.

Колокольня и проект трапезной (1898 г.). ГАТО.   Стоит на возвышенном месте за западной окраиной села, на погосте и хорошо видна в перспективе улицы. Южным фасадом церковь обращена к берегу протекающей рядом Тверцы. Некогда на этом месте существовал Богородицкий на Бору мужской монастырь, приписанный к тверскому Отрочу монастырю и известный по документам с 1631 г. Во 2-й пол. 17 в. обитель была упразднена, а ее храм стал приходским. В 1729 г. церковь сгорела и была заменена другой, также деревянной, перевезенной сюда из Заволжского посада Твери в 1730-е гг. В 1790-е гг. на средства прихожан начали строить существующую каменную церковь, завершенную только в 1809 г. В 1900-03 гг. вместо первоначальной трапезной по проекту и под наблюдением архит. В.И. Назарина сооружена новая, более обширная трапезная с приделами Иоанна Златоуста и Вознесения. В 20 в. разрушены апсида, трапезная и колокольня, утрачена главка храма. Стройная трехъярусная колокольня была выдержана в стиле зрелого классицизма. Два нижних яруса имели форму четвериков, верхний ярус, по-видимому, был цилиндрическим. Второй ярус оформляли двухколонные портики ионического ордера, третий - пилястры коринфского ордера. Новая двустолпная трехнефная трапезная была выдержана в формах классицизирующей эклектики. Фасады, покрытые ленточным рустом, имели довольно выразительный облик, в котором главную роль играли трехчастные полукруглые окна второго света. Среднюю часть фасадов выделяли массивные лопатки и аттик с треугольным фронтончиком. В настоящее время от кирпичного оштукатуренного храма с белокаменными цоколем и деталями уцелел основной объем типа восьмерик на четверике - характерный пример местной архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.
План церкви.   Объемная композиция храма состоит из двусветного четверика, крупного восьмерика и глухого восьмигранного барабана. Фасады четверика в три оси проемов обработаны на углах слегка заглубленным рустом и завершены профилированным карнизом с сухариками. Прямоугольные проемы нижнего ряда (в центре вход) и окна второго света обведены рамочными наличниками с профилированными подоконниками. Нижние, более высокие проемы отмечены треугольными сандриками. Восьмерик храма прорезан арочными окнами, которые на некоторых гранях заменены ложными проемами. Парные пилястры, оформляющие углы объема объединены на уровне венчающего карниза общей раскреповкой.
   В интерьере восьмерик, перекрытый восьмилотковым сводом, опирается на четверик при помощи ступенчатых тромпов. Три узких арочных проема вели из храма в апсиду, один широкий - в трапезную. В интерьере сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в. На западной стене четверика помещена большая композиция с изображением Голгофы со сценой приготовления к распятию. По две композиции расположено между окнами второго света: на северной стене "Каин и Авель" и "Братья продают Иосифа в рабство", на южной - сюжеты не читаются. Композиции заключены в рамы из однотонного растительного орнамента.

   Материалы для истории.., с. 14; Добровольский, с. 34; Дмитриева, Стрелин; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16554. Л. 451; Оп. 3. Д. 1234-1247; Ф. 466. Оп. 1. Д. 82603, Д. 83139.

 

   То, что представляет Пречистый Бор из себя сегодня, трудно назвать обнадеживающей картиной. Деревня полноценно живет только летом, после отъезда дачников главный посад села безлюден и пуст. Широкая деревенская улица упирается в кладбище, среди которого стоит церковь Рождества Богородицы, вернее то, что от нее осталось. А осталось мало, восьмерик на четверике – и все (апсида и трапезная беспощадно сломаны). Обезображенная и брошенная она одиноко стоит на краю деревни, спрятав от всех проходящих мимо остатки прекрасной клеевой живописи 2 половины XIX века. Судя по времени создания, роспись смело можно отнести к тверской иконописной школе. Таких живописных памятников вокруг Твери можно пересчитать по пальцам одной руки.
   История Пречистого Бора связана с историей Тверского Успенского Отроч монастыря.
   Некогда на этом месте существовал древний Богородицкий на Бору мужской монастырь, по преданию основанный отроком Григорием, сыном тверского князя Ярослава Ярославича. Легенда повествует о любви Григория к дочери пономаря села Едимонова Ксении и о том, как его отец, увидев девушку, задумал жениться на ней сам. Григорий от горя снимает с себя княжеские одежды и удаляется на берег Тверцы, где сооружает себе часовню и хижину.
   Так случилось, что не остался отрок в тверецком бору, а пожив там недолгое время, пришел дорогой в Тверь. Как-то во сне явилась Григорию Богоматерь и повелела воздвигнуть храм во имя честного и славного Успения Ее. «Указав место, говорит ему: «Хочет Бог прославить это место и распространить его. Большая обитель будет здесь. Ты же иди с миром в город к князю своему, а он помощник тебе будет во всем и просьбу твою исполнит. И когда все совершишь и монастырь устроишь здесь, немного времени проживешь и отойдешь к Богу» (Исаков В.З. «Повесть о Тверском Отроч монастыре» из книги «Тверская классика». Тверь, 2005).
   Все случилось так, как сказала Богородица. Ярослав Ярославич приказал заложить монастырь в месте, указанном отроком Григорием и назвать его Отрочь монастырем. Григорий постригся в нем с именем Гурий и, прожив недолго, скончался.
   На берегу Тверцы, где Григорий выстроил часовню и хижину через какое-то время образовался монастырь, названный Богородским на Бору, который являлся вотчиной Отроч монастыря. Монастырь известен по документам 1631 года. Во второй половине XVII века обитель упразднили, а храм в честь рождества Богородицы сделали приходским.

   Андрей Фадеев, клуб «Сеятель»

 

   Сельский храм возрождает тверская молодежь. Необходима помощь!

Пречистый Бор

   Все тем, кому не безразлично, что происходит с нашими сельскими храмами, зарастающими березами и бузиной. Кто еще хранит в своей памяти образ русского села. Если вам не все равно, какая история у того или иного места, вытоптанного и забытого всеми. Если сельский храм для вас не руина, «каких много», а сердечная боль… Вы думаете так же, как и мы - молодежь Тверского православного молодежного клуба «Сеятель».
   Уже много лет можно видеть как прекрасный храм Рождества Богородицы в селе Красный (Пречистый) Бор Калининского района Тверской области, измученный и исковерканный, все больше «прячется» за заросли сирени, все теснее окружают его свежие могилы, все выше рябины на открытом любой непогоде куполу. Увидев однажды, мы больше не в силах смотреть, как гибнет храм, как кирпич из-под его стен выносится в грязь, на дорогу. Первоочередная задача: сделать на храме крышу, хотя бы временную, чтобы предотвратить обрушение купола. Для такого рода работы требуется значительная сумма, но если мы постараемся, мы наберем ее. Мы призываем также неравнодушную молодежь присоединиться к нам. Вместе нам будет легче и сделать мы сможем больше.
   Мы просим вас оказать посильную помощь любого рода. Нам важен ваш совет, рекомендация.
   Нельзя, чтобы уникальный памятник XVIII века, исторически связанный с Тверским княжеством и образованием Успенского Отроч монастыря, на стенах которого чудом сохранились фрагменты редчайшей стенописи I половины XIX века, выполненной тверской иконописной школой, пришел в состояние, не подлежащее ремонту.
   К руинам храмов нельзя привыкнуть, нельзя заставить себя поверить в неизбежность их полного разрушения. Их нужно спасать. И как в случае с Пречистым Бором, срочно. Любое промедление может привести к печальным последствиям.

   Тверским православным молодежным клубом «Сеятель» по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начаты работы по восстановлению уникального памятника – храма Рождества Богородицы в селе Красный Бор.

   Реквизиты для пожертвований:
   ТООО «Сеятель»
   ИНН: 6950028809 КПП: 695001001
   Расчетный счет: 40703810900060000205 в ПАО «Торжокуниверсалбанк» г. Торжок
   Кор/счет: 30101810928090000953
   БИК: 042809953 с пометкой: Пожертвование на восстановление храма Рождества Богородицы в селе Красный бор

   Спаси вас Господи за вашу посильную помощь.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального нскусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М. : Наука, 1997- . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. ч. 2 / [отв. ред. Г.К Смирнов]. - 2006. и Официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. № 1 предоставлено Тверским православным молодежным клубом «Сеятель».)

   ИСТОРИЯ ХРАМА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ С. КРАСНЫЙ (ПРЕЧИСТЫЙ) БОР

   Особое место среди деревень, примыкающих к Николаевской железной дороге, занимало село с красивым названием Пречистый Бор. Оно имело в 80-х годах XIX века свою церковно-приходскую школу, которую посещали дети из близлежащих деревень. В этом селе действовала церковь Рождества Богородицы, история которой связана с повестью о тверском Отроче монастыре.
   Припомним ее содержание: у тверского князя Ярослава Ярославича был верный и любимый отрок по имени Григорий, который собирая подати в селе Едимонове, остановился у пономаря Афанасия и был поражен красотой его дочери Ксении, воспылал к ней любовью и задумал жениться. Вернувшись в Тверь, он просил у князя разрешения на женитьбу. Но, увидев невесту, князь Ярослав Ярославич решил сам жениться на ней. Между тем отрок Григорий, одержимый великой кручиной, снял с себя княжеское платье, купил крестьянское, переоделся и скрылся неизвестно куда. ... Но прежде чем основать Отроч монастырь, он поселился в местечке под названием Боровое, что на реке Тверце в пятнадцати поприщах от города. Сооружением хижины и часовни наметил будущее основание здесь церкви Рождества Богородицы.
   Если отойти от повести, то в материалах Тверской епархии Богородицкий на Бору мужской монастырь в селе Пречистый Бор Тверского уезда в 18 верстах к северо-западу от города Твери упоминается в 1631 году и был приписан к Отрочу монастырю. Во второй половине XVII века монастырь был упразднен, а его главный храм во имя Рождества Богородицы стал приходской церковью села Пречистый Бор и других сел. В 1729 году этот деревянный храм Рождества Богородицы сгорел дотла, жители успели спасти церковную утварь, книги, снять старинные колокола. Загоревали прихожане, но представился случай купить готовый деревянный храм, стоявший на Заволжском Посаде в Твери. В 1735 году по просьбе архимандрита Отроча монастыря посадский человек Алексей Григорьевич Орефьев уступил прихожанам села Пречистый Бор деревянную церковь, которая и была туда перевезена и освящена в 1736 году.
   В конце XVIII- начале XIX веков вместо деревянной построили каменную церковь. В 1809 году храм освятили во имя Рождества Богородицы. Он представлял собой характерную для XVIII века композицию, состоявшую из апсиды, собственно храма (восьмерик на четверике), теплой трапезной с двумя приделами, колокольней и папертью. Храм был оштукатурен и окрашен в желтый и белый цвета. Внутри - украшен росписями (которые частично сохранились до сих пор).
   В храме было три богато украшенных иконостаса с деревянной золоченой резьбой. В архивных материалах сохранились имена некоторых живописцев. Автором росписей в трапезной начала века является тверской живописец Тихон Ксенофонтович Краснов. Строителями храма этого же периода были жители села Пречистый Бор - Иван Яковлев, Федор Соболев, Алексей Сепелев. Сохранились также имена священников: Сергей Павлович Раевский, Иоанн Михайлович Домашев, Алексей Ионович Поддубский.
   В 1858 году Пречисто-Борский приход насчитывал 402 двора, 3033 жителя. В 1886 году - 569 дворов, 4101 жителя. В 1915 году церковь Рождества Богородицы насчитывала 2400 прихожан из 28 деревень.
   От храма Рождества Богородицы осталась лишь разоренная центральная часть - восьмерик на четверике, открытая снегам и дождям, со следами фашистских обстрелов, но сохранившая яркие краски фресок. Храм ждет своих воссоздателей

   Светлана Дмитриева, историк
   Валерий Стрелин, искусствовед

   
     (По материалам сайта Храм Рождества Богородицы с. Красный (Пречистый) Бор Тверской области.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли