ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, ИВАНОВСКОЕ

ИВАНОВСКОЕ (ИВАНОВСКОЕ ОВЦЫНЫХ) - ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

ФОТОАЛЬБОМ

ФОТОАЛЬБОМ 2

Богоявленская церковь.

   ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ БОГОЯВЛЕНИЯ И ГРУЗИНСКОЙ БОГОМАТЕРИ.

   Комплекс расположен на высоком левом берегу р. Кава при кладбище, устроенном на северной окраине села. В кон. 17 в. село принадлежало Овцыным, по заказу которых в 1696-99 гг. была построена каменная холодная церковь Богоявления с приделом Иоанна Предтечи. Генплан комплекса.Храмозданная грамота на строительство второй, теплой церкви Грузинской Богоматери была выдана 23 апреля 1782 г., к 1788 г. она была вчерне выстроена, но отделка ее затянулась до нач. 19 в. (Некоторые источники указывают дату завершения строительства или освящения - 1815 г.) В 1821-22 гг. подрядчиками крестьянином А.В. Брызгиным и новоторжским мещанином А.И. Свечниковым - вместо деревянной колокольни при Богоявленской церкви была построена каменная. В 1869-73 гг. были переделаны фасады древнего храма: расширены проемы, изменены прежние декор и завершение, а также пристроена новая трапезная с приделами Казанской Богоматери и Иоанна Предтечи. Возможно, тогда же кладбище обнесли оградой с двумя воротами. Все сооружения кирпичные оштукатуренные. Один из лучших по сохранности сельских храмовых комплексов в Тверской обл., включающий незаурядные памятники зодчества 17-18 вв.
   В объемно-пространственной композиции комплекса доминирует церковь Бoгоявления с высокой и стройной колокольней, стоящая в центре кладбища, к югу от нее расположена небольшая церковь Грузинской Бoгоматери. Обширная территория кладбища, в плане близкая к прямоугольнику, вытянута с севера на юг и окружена по периметру oградой с двумя воротами: одни расположены по оси церкви Богоявления - в центре западной стороны и обращены к реке, другие, в южном прясле ограды, ведут к застройке села.

   ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ - один из интереснейших храмов Тверской земли, в декоре которого использованы элементы нарышкинского стиля, колокольня выдержана в стиле позднего классицизма, а трапезная характерна для периода эклектики. Церковь Богоявления. План.Здание сооружено из кирпича с белокаменными цоколем и деталями; первоначально храм с наружи имел обмазку, позднее фасады были оштукатурены и побелены, а барабаны глав обшиты железом. Кубический двусветный объем бесстолпного храма завершен пятью луковичными главками на глухих цилиндрических барабанах, возвышающихся над четырехскатной кровлей. С востока к храму примыкает трехчастная апсида, с запада - трапезная. Благодаря двум крупным приделам она имеет поперечную ориентацию. Стройная трехъярусная колокольня со слегка убывающими вверх четвериками завершена небольшим шпилем.
   Первоначальный декор фасадов храма сохранился лишь частично: широкие угловые лопатки, перспективный портал южного входа с киотом, почти целиком срубленные наличники окон, лента поребрика между валиками под карнизом и ряд полуциркульных кокошников на каждом фасаде. Барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами. Прежние прямоугольные (переделаны в арочные) окна, расположенные по двум осям на фасадах четверика, были заключены в нарядные нарышкинские наличники с полуколонками и разорванными фронтонами. Частично уцелел один такой наличник на западном фасаде храма под кровлей трапезной; там же остался фрагмент карниза с поребриком. Завершается четверик храма деревянным профилированным карнизом с мутулами. Трапезная имеет широкие лопатки на углах, арочные окна со штукатурными рамочными наличниками и мелкопрофилированный карниз. В большинстве окон сохранились решетки с пиками и веерным завершением, а также рамы с мотивом стрельчатых арок в рисунке Южный портал. 2003 г.фрамуги. Наружный декор колокольни с арочными проемами во всех ярусах тектонически строг и ясен. Нижний ярус, обработанный рустом и широкими пилястрами, трактован как цокольный. Перед входами с юга и запада выступают белокаменные площадки со ступенями, а над южным входом уцелел фигурный металлический зонт на тонких столбиках. Наиболее выразителен средний ярус колокольни. Его стены расчленены вертикальными нишами, фланкирующими арки звона, и завершены треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. Самый сдержанный по декору верхний ярус завершен антаблементом и невысоким аттиком.
   Основное помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Три арочных проема ведут из него в алтарь, перекрытый поперечным лотковым сводом с распалубками над проемами. В трапезной два столба с пере брошенными от них к стенам подпружными арками несут коробовые своды с распалубками и конхами над апсидами приделов. В толще северной стены нижнего яруса колокольни расположена белокаменная лестница на ярус звона. В интерьере храма сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной в 1892 г, по программе, составленной священником церкви Петром Соколовым. На лотках свода храма, разделенных штукатурными тягами, изображены "Новозаветная Троица", архангелы и апостолы. На южной и северной стенах на уровне окон второго света помещены фигуры кн. Владимира и кн. Ольги, Кирилла и Мефодия. В нижней части южной стены сохранилась композиция "Христос в доме Марфы и Марии" (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда). Западную стену занимает "Нагорная проповедь"; боковые части этой композиции написаны по штукатурке на досках, которыми закрыли первоначальные окна второго света. В росписях использованы фризы растительного орнамента. В апсиде на лотках изображены ангелы, в средней части свода - херувимы и Дух Святой в виде голубя. В храме уцелели фрагменты трехъярусного (?) деревянного иконостаса в духе эклектики. Над его боковыми пониженными частями сохранились живописные изображения херувимов, заключенных в профилированные штукатурные рамки, по форме близкие квадрифолию. В северном приделе трапезной частично уцелел двухъярусный иконостас в духе эклектики, выполненный в 1882 г. тверским цеховым мастером А.Л. Дешевым. Проем из трапезной в храм был оформлен деревянной плоской аркой, объединявшей придельные иконостасы. В южном приделе у западной стены находится печь с белым кафелем.

   Добровольский, с. 30-31; Тверская область.., с. 108; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 161 об.; Оп. 3. Д. 3467, 3493, 3503, 3506, 3510, 3512; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6803.

Колокольня церкви Богоявления. 2003 г.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
     (Цветное фото hram-tver. 2012 г.)


   ОТ СЛАВНОГО ИМЕНИ ОВЦЫНЫХ

   Село Ивановское можно называть по-разному. Можно просто Ивановское, можно Ивановское на Каве, а можно и Ивановское-Овцыных. Последнее название - историческое, второе конкретизирующее (рядом с селом протекает река Кава и потому, что в Калининском районе есть еще одно Ивановское на реке Шостке), а первое - самое распространенное. Так мы и будем называть это село дальше.
   Добраться до Ивановского довольно легко. Село находится на границе Калининского и Лихославльского районов, демаркационной линией здесь служит река Кава. Ивановское - село совсем небольшое, расположившееся на возвышенной местности среди прекрасных холмов. Возможно, оно и не отличалось бы ничем от сотен других Ивановских нашей страны, если бы не вобрало в себя совершенно удивительные факты истории.
   Начнем с того, что в селе расположен уникальный храмовый комплекс, почти целиком скрытый разросшимися деревьями. Он включает в себя два храма: Богоявления Господня и Грузинской иконы Божией Матери. Территория кладбища, на котором находятся церкви, окружена оградой с двумя воротами: с запада и с юга. Подобные ансамбли в настоящее время - большая редкость. Кроме того, Богоявленский храм - памятник XVII века, построенный в 1698 г. В окрестностях практически не осталось ни одного другого памятника XVII века. Есть более ранние, например, Смоленская церковь в Кушалине или Вознесенский собор Оршина монастыря, построенные во второй половине XVI в. Но, например, Оршин монастырь знает каждый, а вот Богоявленский храм в селе Ивановское не знает почти никто.
   А между тем стоило бы не просто знать, а приложить максимум усилий для его сохранения. Храм разрушается, в последнее время особенно интенсивно, по причине открытой крыши и сводов. Если в ближайшее время не предпринять активных действий по его спасению, он может погибнуть. В послереволюционные годы храмов в Калининском районе было разрушено немало, сейчас на их месте ничего нет, они исчезли безвозвратно. Многие другие храмы - в состоянии, близком к разрушению. Что это? Почему наши храмы гибнут сейчас в большем числе, чем в годы гонения на Церковь?
   Ведь разрушается не просто здание, разрушается часть истории, а в сельских масштабах - вся история, потому что церковь на селе была средоточием жизни людей, а не просто “разваленной церквушкой”, как принято сейчас обозначать уникальные памятники старины.
   Деревянная церковь Богоявления с приделом св. Иоанна Предтечи, давшая название селу, стояла в нем задолго до сер. XVI в., когда впервые упоминается в документах (ок. 1550 г.): “Василия Петровича Борисова село Ивановское з деревнями пашни полтрети сохи... Село Ивановское, а в нем церьковь Богоявление Господне, а придел собор Ивана Предтечи, да теплая церковь Рожество Христово...”
   С начала XVII в., то есть после Смуты, Ивановское уже принадлежало Овцыным. “За Дмитрием Михайловым сыном Овцыным в поместье полсела Ивановского”, - отмечает дозорная книга 1615 г. В книге упоминается и храм в честь Богоявления Господня: “древян клетцки, стоит без пенья, разорен...” Вторая половина села в то время принадлежала князю Григорию Ивановичу, сыну Гагарина, доставшаяся ему “за Московское осадное сиденье” при царе Василии Шуйском. За те же заслуги и Дмитрию Овцыну пожалована была соседняя с Ивановским деревня Лямово.
   Видимо, с тех самых пор Ивановское и получило свое полное название Ивановское-Овцыных. Фамилия Овцыных становится широко известна в первой половине - середине XVIII века, когда лейтенант Дмитрий Леонтьевич Овцын в 1733 г. назначается командиром Тобольского отряда 2-й Камчатской экспедиции (более известной под названием Великой Северной экспедиции) с заданием произвести съемку побережья между Обью и Енисеем. Позже Овцын арестован в Тобольске по подозрению в связях с семейством ссыльных князей Долгоруковых. Несмотря на заступничество Адмиралтейств-коллегий, он был разжалован в матросы и отправлен в Охотск в распоряжение руководителя 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга. В должности адъютанта Овцын совершил в 1741 - 1742 гг. плавание на пакетботе “Св. Петр” к берегам Америки, а по возвращении узнал о своем восстановлении в звании лейтенанта. В 1742 г. вышел в отставку, однако около 1745 г. вернулся на службу в Балтийский флот. В 1749 г. был произведен в капитаны 2-го ранга, а в 1751 г. назначен командиром корабля “Св. Гавриил”. В 1755 г. в чине капитана 1-го ранга назначен секунд-интендантом флота.
   Можно предположить, что известный мореплаватель Овцын был потомком вышеупомянутого Дмитрия Михайловича Овцына, так как ветвь Овцыных была очень обширна. В словаре Брокгауза и Ефрона: “Овцыны - дворянский род, отрасль князей Муромских. Брат святого князя Петра Муромского, князь Василий, имел внука Владимира Даниловича, прозванного “Красный Снабдя”, который был боярином у Дмитрия Донского. Его сын Дмитрий, прозванный Овца, был родоначальником Овцыных. Иван Федорович Овцын был дядькой царевича (впоследствии царя) Федора Ивановича. В XVII в. многие Овцыны были стольниками и стряпчими. Род Овцыных внесен в VI и II части родословной книги Владимирской, Воронежской, Казанской, Новгородской и С.-Петербургской губерний”.
   Таким образом, теперь село Ивановское выглядит совсем иначе, это не просто маленькое село с церковным комплексом, это уже часть истории, связанная с громким именем Овцыных.
   В 1698 г. в селе Ивановское возводится каменная церковь Богоявления Господня. Храм построен в стиле московского, или нарышкинского, барокко. Колокольню возвели в промежуток между 1821 - 28 гг. в формах провинциального классицизма. К 1866 г., когда потребовался срочный ремонт трапезной, денег не было. Долгое время никакие работы не велись, так как после трех неурожайных лет крестьяне не смогли собрать денег на ремонт своего храма, и тогда священник Петр Гаврилович Соколов пошел на редкий в то время шаг. В Московской Синодальной типографии было отпечатано прошение, в котором излагалась суть проблемы. С этим “обходным листком” обратились за помощью ко всей России. И помощь пришла. Образец этого документа сохранился по сей день.
   В 1782 - 1815 гг. с юга от Богоявленского храма строится маленькая церковь Грузинской иконы Божией Матери. В конце XIX в. храмовый комплекс обносится каменной оградой.
   Сегодня история Ивановского еще хранится в памяти тех людей, чьи предки жили на этой земле, строили храмы. Любовь Александровна Лебедева, дочь псаломщика Богоявленской церкви Александра Лебедева, - необыкновенно интересная женщина, помнящая имена и фамилии давно умерших людей, рассказывающая о них так, что слушающий явственно представляет каждого, будто переносится в прошлое. На стене у Любови Александровны висят фотографии родителей. Здесь отец в армейской форме времен первой мировой - настолько похож на Николая II, что приходится вглядываться в лицо, чтобы понять: это не государь. В доме Лебедевых многое еще живет прошлым. Думается, сама хозяйка заставляет так восприимчиво ощущать все вокруг себя. Мать ее, Мария Петровна Лебедева, после того как был арестован последний священник, а храмы остались в запустении, по собственной инициативе и на свой страх и риск читала акафисты и молитвы по усопшим, как могла поддерживала в людях дух православия в тяжелые времена богоборчества.
   В тихом Ивановском, где вся храмовая территория скрылась в зарослях больших многолетних деревьев и кустов сирени, все еще явно слышится отголосок прошлого. Удивительное дело, на кладбище, у южного входа в Богоявленский храм, до сих пор сохранились могилы священников. Мало того, целы и плиты с табличками, и даже красивый кованый крест над одной из них, где покоится священник Константин Григорьевич Поспелов. Такие надгробия на сельских кладбищах уже давно редкость. Из советского же “наследия” здесь остались пустые храмовые окна, сброшенные кресты и главы, черные закопченные стены внутри здания Грузинской церкви, где хранили картофель.
   Но об этом мало говорят. Все больше разговоров о том, что нужно восстанавливать комплекс. Благодаря стараниям старосты прихода Валерия Ивановича Петренко Богоявленская церковь открыта прихожанам по выходным и праздничным дням, внутри наведен необходимый порядок, поставлены иконы. Богоявленский храм, уникальный образец провинциальной сельской постройки XVII века, сейчас находится в крайне тяжелом состоянии. Необходимы срочные меры по устройству кровли, ремонту сводов трапезной, минимальные консервационные работы для предотвращения дальнейшего разрушения.
   Даст Бог, Ивановское возродится. Понемногу окрепнет и заявит о себе, чтобы не забывали, чтобы знали. Село Ивановское на реке Каве, Ивановское-Овцыных, уникальный храмовый комплекс, замечательные люди - слава Богу, это все еще наше настоящее.

   Александр ДЫЛЕВСКИЙ
   Тверские Ведомости. 12.07.2007

   
     (По материалам газеты "Тверские ведомости".)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли