ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, ДУДИНО

ДУДИНО - ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ

ФОТОАЛЬБОМ

Фото. Александра Любавина с сайта http://sobory.ru/

   Стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега р. Шоша и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека. Находившийся здесь Никольский Дудин женский монастырь с деревянным храмом, известный с 16 в. и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764 г., а деревянная Никольская церковь 1700 г. стала приходской. Вместо нее в 1808 г. по проекту, исправленному тверским губернским архит. А.А. Трофимовым, прихожане хотели построить каменную церковь - крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики. Проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно земли для домов церковных служителей. Ныне существующая церковь была возведена по новому проекту в 1826-38 гг. (освящена в 1845 г.) на средства прихожан - действительного статского советника сенатора А.А. Врасского и крестьян помещицы Н.В. Неплюевой. Автором проекта, возможно, был губернский архит. И.Ф. Львов, взявший за основу один из образцовых проектов 1824 г. В 1915 г. в нескольких метрах к северо-западу от церкви выстроили сторожку. Около церкви сохранилось два надгробия нач. 20 в. Церковь сооружена из кирпича, изготовлявшегося на устроенном в селе заводе; фасады оштукатурены, в цоколе и деталях применен белый камень. Один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской обл., отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции.
   Основу крупного четырехстолпного одноглавого храма центрического типа составляет кубический объем со световой ротондой, покрытой сферическим куполом с миниатюрной луковичной главкой на глухом белокаменном цилиндрическом барабане. Почти равные прямоугольные выступы алтаря на востоке и паперти на западе несколько нарушают центричность сооружения, сообщая ему продольную ориентацию. Над папертью поставлены два яруса колокольни - квадратный в плане, прорезанный арками звона, и глухой цилиндрический.
Церковь Вознесения. План.   В торжественном и нарядном декоре храма основная роль принадлежит портикам тосканского ордера с шестью колоннами на постаментах, триглифно-метопным фризом в антаблементе, мутулами в карнизе и пологим треугольным фронтоном. Портики расположены на всех фасадах, с запада и востока - по ширине выступов. На стенах колоннам соответствуют пилястры. Антаблемент портиков продолжен на боковых флангах четверика, завершенного аттиком, по высоте соответствующим фронтонам. По центру всех фасадов, за исключением восточного, расположены входные проемы, а по сторонам от них - высокие прямоугольные окна, заключенные в наличники с сандриками-полочками. Перед входами выступают гранитные площадки и ступени крылец. Боковые фасады притвора и апсиды обработаны ленточным рустом. Ротонда храма прорезана восемью прямоугольными окнами, простенки между которыми украшены парами тосканских пилястр.
   В интерьере четыре мощных широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов световую ротонду с куполом. Пилястры на пилонах, а также соответствующие им на стенах имеют белокаменные базы и капители. Рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые компартименты - крестовыми. Широкий арочный проем соединяет храм с апсидой, изнутри имеющей полукруглую форму, усложненную двумя угловыми полукруглыми нишами с востока. Апсида перекрыта конхой. В средней части притвора - сомкнутый свод, в двух боковых камерах - плоские перекрытия.
   Фрагментарно сохранившаяся настенная живопись, выполненная в духе классицизма, прописана маслом в кон. 19 в. В куполе по кругу изображены Саваоф и архангелы. На барабане в верхней части помещены двух фигурные сюжетные композиции, в нижней - между написанными каннелированными пилястрами более развитые композиции, среди них - сцена "Поцелуй Иуды". В основании барабана проходит гризайльный карниз. Различаются библейские и евангельские сцены, помещенные на пятах подпружных арок, основную плоскость которых заполняет полихромный орнамент, а в шелыгах на золотом фоне расположены поясные изображения святых в медальонах. Паруса занимают фигуры евангелистов. В апсиде на южной стене сохранилась композиция "Введение во храм", в центральной нише с востока - "Воскресение Христово", в простенках между окнами - фигуры отцов церкви. В южном приделе на восточной стене написана композиция "Снятие одежд с Христа на Голгофе", в северном - "Тайная Вечеря". В окнах сохранились первоначальные кованые решетки геометризированного рисунка, а в дверном проеме южного фасада - металлическая дверь с решеткой.
   К юго-западу от колокольни сохранились два надгробия из черного полированного гранита. Один из них поставлен на могиле крестьянки деревни Горки Д.А. Манухиной (1842-1915). От второго остался только цилиндрический постамент.

   Писцовые книги ХVI века, с. 158; Материалы по истории.., с. 49-51; Добровольский, с. 42; ГАТО. Ф. 160. Оп. 3. Д. 3352, 3364; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III, № 9. Л. 287 об.; № 6800; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2069. Л. 16-18.

   
     (По материалам книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    

Фото. Андрея Ага. Начало 1990-х гг.


   Александр ЛЮБАВИН. Церковь Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии села Дудино

   Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции.
   Исследованы документы по этой церкви:
   1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год.
   2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы.
   3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы.
   4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год .
   5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год.
   6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г.
   7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год.
   8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г.
   9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г.
   10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г.
   11. Писцовые книги ХVI века.

   Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)http://tver-dudino.ru/arhitektura-hrama
   Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html

   Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета :
   Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков.
   Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери.
   Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.
   Главной достопримечательностью села Дудина является храм Вознесения Господня, возведенный в первой половине XIХ века. Здание было построено на месте деревянной церкви Николая Чудотворца, построенной в 1700 году и принадлежавшей бывшему здесь мужскому монастырю, корни которого уходят в XIII век (дата не известна).

Церковь Вознесения. 1971 г.

   Новая информация автора: Дудин монастырь упоминается в документах русской церкви с 1534 года.
   Из документов известно, что предыдущая до Николаевской монастырская церковь существовала еще в 1629 году.
   В исследованных документах 17 века упоминается, что близлежащие к селу Дудино деревни Большие Горки, Малые горки, Головачево, Пенчино, Студенка, Ганково относились к владениям Дудинского монастыря. Половина из этих деревень уже давно не существует и сегодня даже местные жители не знают ничего о них: Малые горки, Студенка, Ганково.
   Храм красив и величествен. Это вариант храма позднеклассической центрической постройки ампирного стиля (дворцового типа).
   Церковь трёхпрестольная, построена из красного кирпича, а все детали архитектурной декорации, облицовка его цоколя и фундамент выполнены из белого толстоплатчатого кирпича из Старицкого месторождения.
   Фасады и колонны оштукатурены и побелены. Основной объем здания - четверик с двумя прямоугольными выступами с востока (аспида ) и запада (нижний ярус колокольни).
   Купол колокольни в настоящее время утрачен. Высота основного здания с крестом составляет около 31 м, а высота колокольни превышала 42м, длина и ширина его составляют около 30х29 м .
   Масляная живопись на стенах храма, относящаяся к 60-70 годам XIX века, сильно потемнела и в последние годы сильно осыпалась, но некоторые сюжеты сохранились довольно хорошо: "Сретение", "Воскресение Христово", "Богоявление", "Поклонение волхвов".
   В 30-е годы ХХ века храм был разгромлен и использовался под хранение зерна и сельхозинвентаря.
   Во время Великой Отечественной войны в подвале храма укрывались местные жители, спасаясь от немцев.
   До 1975 года, как свидетельствует технический паспорт, состояние храма было еще хорошим. Необходим был лишь ремонт кровли, оконных переплетов и восстановление утраченного шпиля на колокольне, но за последующие 15 лет кровля окончательно сгнила и на стенах и сводах храма вырос лес, сгорел купол колокольни, практически исчез деревянный пол- необходим был капитальный ремонт.
   В 1990 году была попытка начать восстановление храма. К этому же времени относится и открытие в Дудине прихода настоятелем Казанской церкви в селе Власьево протоиреем отцом Николаем (Васечко) в небольшом частном домике. Службы проводились тогда, в основном, в праздники, так как в храм войти было невозможно.
   В 1991-92 году была сделана крыша, четверик храма был покрыт оцинкованным железом, фронтоны с северной и южной стороны, прицелы колокольни и алтарная часть покрыты рубероидом, начата реставрирование купола храма. Однако с лета 1992 года восстановительные работы и службы прекратились до лета 2010г.
   Новое от автора по истории Храма:
   Данные клировой ведомости о церкви Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино за 1910г. (выписки из клировой ведомости):
   1. Церковь построена в 1838г. (1835г.) .
   Однако в «Описи Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда Тверской Епархии» за 1848 год (Д.18415 фонда 160, Тверская духовная консистория указана дата 1835 год, а 1838 год указан как год освящения церкви Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным и возобновлена в 1847 году того же собора ключерем протоиереем Петром Семеновым Рождественным.
   В тоже время, первая Метрическая книга Вознесенской церкви датирована 1839 годом, а все предыдущие с 1717 по 1838 годы Метрические книги записаны за Николаевской церковью села Дудино.
   ВЫВОД: Построенная в Дудино в 1835 году Вознесенская церковь начала официальное функционирование с 1838 года, в котором она была освящена Тверского кафедрального собора протоиереем Иоанном Яковлевым Ловягиным.
   2. Церковь освящена в 1838 г., 1847 г.
   3. Приделы церкви:
   • во имя Вознесения Господня (освящен в 1847 году);
   • Во имя Николая Мирликийского Чудотворца, освящен в 1846 г. (Никольский - правый придел);
   • Во имя св. Ильи Пророка, освящен в 1845 г. (Ильинский - левый);
   4. По штату при церкви положены: священник, дьякон и псаломщик.
   5. Жалования положено: Священнику - 88 руб., дьякону - 23 руб. 52 коп. и псаломщику - 20 руб. 40коп.
   6. Кружечных доходов за 1910 год положено: 582 руб. 64 коп.
   7. Опись церковного имущества заведена с 1848г., хранится в целости, проверена в 1910 году.
   8. Копии метрических книг хранятся в целости с 1780 г.
   9. Исповедные росписи (ведомости) в целости с 1824 г.
   10. В церковной библиотеке находятся книги, для чтения предназначенные, 250 томов.
   11. Церковноприходская школа в селе Дудино открыта в 1908 году (законоучитель Священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., в ней обучаются 16 мальчиков и 17 девочек);
   12. Земские школы - в деревне Большие Селищи открыта в 1898 году (законоучитель Священник Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р.) и в деревне Савино, открыта в 1900 году (законоучитель дьякон Александр Федорович Панков). С 1908 г. по состоянию на 1910 год церковный староста–крестьянин деревни Горки Алексей Яковлевич Манухин, 1836 г.р.
   13. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1899 году;
   14. Число душ прихожан: 1275 муж., 1474 жен.
   15. Земли при церкви состоят: приусадебной с погостом церковным 4 десят. , пахатной - 14 десят., сенокосной - 10 десят., неудобной – 10 десят. Всего 38 десят.
   16. Приписанных к церкви часовен две: в селе Дудино во имя св. Николая Мерликийского Чудотворца - построена в 1896 году и в деревне Б. Селищи во имя св. великомученика Георгия Победоносца, построена в 1895-96 гг.

Фото. Андрея Ага.

   В документе «Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год» есть подробные сведения (вероятно, о последнем священнике до 1917 года) Анатолии Васильевиче Розанове (сыне священника села Рождествено Корчевского уезда).
   В связи с массовым оттоком в России крестьянского населения в город в начале XX века, приход храма Господня к 1915 году значительно опустел и это не могло не сказаться на его материальном положении. В документах фонда Тверской духовной консистории есть список беднейших церквей Тверской епархии на 1915 год. В этом списке среди беднейших церквей Тверского уезда под № 13 значится церковь села Дудино.
   По сохранившимся архивным документам автором восстановлен список священно-церковных служителей расположенных в разные времена Николо-Дудина монастыря, церкви Николая Чудотворца и церкви Вознесения Господня:
   Священно-церковные служители церквей села Дудино:
   1555 Игумен Макарий
   1628 Настоятель Леонид
   1649 Настоятель Авраамий
   1666 Настоятель Феодосий
   1671 Настоятель Иосиф
   1680 Настоятель Феодосий, Поп Василий Борисов, Дьячек Гавриил Степанов
   1688 Старец Сергий
   135-137 Черный Поп Леонид, Дьячек Баженко Юрьев
   174 Черный поп Феодосий,
   186 Белый поп Василий Борисов, Дьячек Ганька Степанов, Пономарь Осипка Иванов
   7158 Черный поп Аврамий, Дьячек Васька Федоров
   183 (7138) Белый поп Василий Борисов, Дьячек Гаврила Степанов
   До 1769 Пономарь Иван Федоров
   1769 Петр Федоров (1739г.р.), Михаил Никитин (1724г.р.), Дьячек Андрей Артемон (1752г.р.)
   1786 Петр Федоров, Михаил Никитин, Дьячек Петр Игнатьев, Пономарь Фаддей Иванов (1758г.р., сын Ивана Федорова)
   - Николай Максимов, Петр Игнатьев
   1795 Петр Игнатьев, Пономарь Фаддей Иванов
   1807 Никита Иванов , 1764 г.р., Фадей Иванов, 1758 г.р., Петр Игнатьев, Пономарь Василий Михайлов, 1761г.р.
   1825 Сергей Филипов, 1797 г.р., Фадей Иванов, 1760 г.р., Дьякон Семен Иванов, 1763г.р., Пономарь Василий Михайлов
   ~1840 Иван (Иоан) Смирнов
   1848 Иван (Иоан) Васильев Смирнов, Михаил Петров, Иван (Иоан) Стефанов Дубакин (фамилия неразборчива), Пономарь Петр Воскресенский
   ~1855 Иван Никольский (~1825 г.р.)
   1880 Михаил Ильич Соболев (37 лет), Гавриил Васильевич Спасский (66 лет), Федор Федорович Панков (36 лет, дети: Алексей 11 лет, Александр 7 лет, Иван 1,5 года), Николай Соболев
   1895 Анатолий Васильевич Розанов , 1870 г.р., Федор Панков, ~ Илья Воскресенский
   1901 Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., 1901г. 6 мая награжден набедренником, Федор Панков, Алексей Панков (22 года, старший сын псаломщика Федора Федоровича Панкова)
   1902 Анатолий Васильевич Розанов, Федор Панков
   1903 Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., Александр Федорович Панков, 1872г.р. (средний сын псаломщика Федора Федоровича Панкова), Николай Леонидович Судницын, 1883 г.р., Александр Федорович Панков, 1872 г.р. (средний сын псаломщика Федора Федоровича Панкова)
   1906-1910 Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., 1906г. 20 августа награжден скуфьей. Александр Федорович Панков, 1872 г.р. (средний сын псаломщика Федора Федоровича Панкова), Николай Леонидович Судницын, 1883 г.р., Александр Федорович Панков (33 года, средний сын псаломщика Федора Федоровича Панкова)
   1910 Анатолий Васильевич Розанов, 1870 г.р., Александр Федорович Панков, 1872г.р. (средний сын псаломщика Федора Федоровича Панкова), Николай Леонидович Судницын, 1883 г.р.


Неосуществлённый проект церкви Вознесения, исправленный архит. А.А. Трофимовым (1808). ГАТО

   Еще до 19 начала в некоторых церковных и государственных документах продолжало именоваться как село Дудин монастырь, например: «…с деревнями по последней, поданной к шестой ревизии сказке состоит: в селе Дудине монастыре – пять дворов, в них по ревизии мужеска полу шестнадцать, а ныне налицо двадцать одна душа; в деревне Горке – сорок шесть дворов, в них по ревизии мужеска полу сто пятьдесят восемь, а ныне налицо сто семьдесят три души; в Пеншине – двадцать один двор, в них по ревизии мужеска полу семьдесят шесть, а ныне налицо восемьдесят душ; в Головачеве – девятнадцать дворов, в них по ревизии мужеска полу шестьдесят шесть, а ныне налицо семьдесят душ. А всего в селе Дудине с деревнями: шестьдесят один двор, в них по ревизии мужеска полу триста шестнадцать, а ныне налицо триста сорок четыре души» (Геометрический специальный план Тверской губернии и ее уезда Никулинского стану села Дудина монастыря за период 1814-21гг.)
   Сохранились исторические документы фонда Тверской духовной консистории – дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы (имеются планы новой церкви)).
   Почему же так был затянут вопрос со строительством новой церкви? По мнению автора не только строительство новой церкви, но и ремонт здания старой церкви должен быть производиться с разрешения консистории. Консистория же вменяла в необходимость прихожанам означенной церкви решить вопрос с обязательным отмежеванием земли причту церкви села Дудино. До решения вопроса с размежеванием земель строительство новой церкви откладывалось. Именно владельческий вопрос планов межевания земли для будущей церкви и домов церковных служителей в селе Дудино с 1780 года в течение долгих лет был предметом спора внутри консистории, причины которых остались, к сожалению, нам неизвестны.
   Церковь Вознесения Господня Тверского уезда Тверской епархии в селе Дудино стоит на окраине села, у дороги, недалеко от берега реки Шоша в 42 верстах к югу от Твери и благодаря равнинному характеру местности хорошо видна издалека .
   Находившийся здесь ранее Николаевский Дудин мужской монастырь с деревянным храмом, известный с 16 века и принадлежавший Новоиерусалимскому Воскресенскому монастырю, упразднен в 1764г., а деревянная монастырская церковь Николы Чудотворца, существовавшая еще в 1629 году с 1700 года стала приходской.
   Николаевский Дудин монастырь упоминается в церковной хронологии с 1534 года. Вместо нее в 1808г. прихожане хотели построить каменную церковь - крестообразный в плане храм с колокольней, выполненный в стиле псевдоготики. Эскиз этого проекта сохранился.
   Считается, что этот проект не был осуществлен из-за владельческих споров относительно межевания земли для храма и домов церковных служителей.
   Однако, по мнению автора, проект был не реализован из-за наличия отдельных технических замечаний (недостатков), отмеченных экспертом-тверским Губернским архитектором Андреем Трофимовым на эскизе проекта (см. правый нижний угол плана), связанных с его сомнениями в возможности реализации для таких архитектурных форм каменного или кирпичного свода и его рекомендациями по приведению фасада церкви к лучшему виду.
   А вот как еще выглядело описание Храма на интернет-ресурсах до проведения дополнительных исследований автора (автором при этом в целях пояснения терминологических архитектурных особенностей дополнительно приведены сноски-примечания):
   Ныне существующая церковь была возведена по новому проекту как Церковь Вознесения.
   Автором нового проекта, возможно, был губернский архитектор И.Ф.Львов, взявший за основу один из своих типовых проектов.
   Храм построен на средства прихожан - действительного статского советника сенатора А.А.Врасского и крестьян помещицы Н.В.Неплюевой.
   Церковь сооружена из кирпича, изготовлявшегося на устроенном в селе заводе.
   Фасады оштукатурены, в цоколе и деталях применен белый камень.
   Храм является одним из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции.
   Основу крупного четырехстолпного одноглавого храма центрического типа составляет кубический объем со световой ротондой, покрытой сферическим куполом с миниатюрной луковичной главкой на глухом белокаменном цилиндрическом барабане.
   Почти равные прямоугольные выступы алтаря на востоке и паперти на западе несколько нарушают центричность сооружения, сообщая ему продольную ориентацию. Над папертью поставлены два яруса колокольни - квадратный в плане, прорезанный арками звона, и глухой цилиндрический. Церковь Вознесения. 2003 г.
   В торжественном и нарядном декоре храма основная роль принадлежит портикам тосканского ордера с шестью колоннами на постаментах, триглифно-метопным фризом в антаблементе, мутулами в карнизе и пологим треугольным фронтоном.
   Портики расположены на всех фасадах, с запада и востока - по ширине выступов. На стенах колоннам соответствуют пилястры.
   Антаблемент портиков продолжен на боковых флангах четверика, завершенного аттиком, по высоте соответствующим фронтонам. По центру всех фасадов, за исключением восточного, расположены входные проемы, а по сторонам от них - высокие прямоугольные окна, заключенные в наличники с сандриками-полочками.
   Во всей церкви 20 окон (вверху 8, внизу 12) .
   Перед входами выступают гранитные площадки и ступени крылец. Боковые фасады притвора и апсиды обработаны ленточным рустом. Ротонда храма прорезана восемью прямоугольными окнами, простенки между которыми украшены парами тосканских пилястр.
   В интерьере четыре мощных широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов световую ротонду с куполом. Пилястры на пилонах, а также соответствующие им на стенах имеют белокаменные базы и капители. Рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками, угловые компартименты - крестовыми.
   Широкий арочный проем соединяет храм с апсидой, изнутри имеющей полукруглую форму, усложненную двумя угловыми полукруглыми нишами с востока. Апсида перекрыта конхой. В средней части притвора - сомкнутый свод, в двух боковых камерах - плоские перекрытия.
   Фрагментарно сохранившаяся настенная живопись, выполненная в духе классицизма, прописана маслом в конце 19 века.
   В куполе по кругу изображены Саваоф и архангелы.
   На барабане в верхней части помещены двух фигурные сюжетные композиции, в нижней - между написанными каннелированными пилястрами более развитые композиции, среди них - сцена "Поцелуй Иуды".
   В основании барабана проходит гризайльный карниз. Различаются библейские и евангельские сцены, помещенные на пятах подпружных арок, основную плоскость которых заполняет полихромный орнамент, а в шелыгах на золотом фоне расположены поясные изображения святых в медальонах. Паруса занимают фигуры евангелистов.
   В апсиде на южной стене сохранилась композиция "Введение во Храм", в центральной нише с востока - "Воскресение Христово", в простенках между окнами - фигуры отцов церкви.
   В южном приделе на восточной стене написана композиция "Снятие одежд с Христа на Голгофе", в северном - "Тайная Вечеря".
   В окнах сохранились первоначальные кованые решетки геометризированного рисунка, а в дверном проеме южного фасада - металлическая дверь с решеткой.
   В 1915 г. в нескольких метрах к северо-западу от церкви выстроили кирпичную сторожку, которая сохранилась до сих пор.
   Дополнительные (уточненные) автором сведения:
   Церковь имеет 3 придела: во имя Вознесения Господня (освящен в 1847 году), во имя св. Николая мерликийского Чудотворца (освящен в 1846 году) и во имя св. Ильи пророка (освящен в 1845 году).
   Жизнь Храма сегодня.
   С августа 2010 года храм живет новой надеждой на свое возрождение, связанной с приходом настоятеля - священника Отца Валерия (иерей Валерий Викторович Юкин).
   Отец Валерий не только возобновил восстановительные работы храма, но и приступил к организации реальной социальной работы на приходе, позволяющей людям увидеть для себя новые цели и нравственные ориентиры, а также взял на себя создание приходского детского дома (приюта) для детей из неблагополучных и малоимущих детей, детей слабовидящих и слабослышащих. В его планах- и организация в период школьных каникул детского лагеря на приходской территории храма.
   Добрые цели и дела отца Валерия находят отклик в сердцах добрых людей, которые оказывают приходу посильную благотворительную помощь- уже отремонтирована кровля, отреставрирован купол, настелены полы. Часть храма отгорожена, чтобы можно было вести службы и в холодное время. Здесь снова звучат молитвы, и люди приходят сюда. Прихожане Вознесенского храма – жители окрестных сел и областной столицы.
   Для детей у стен храма оборудована современная детская площадка, рядом с которой для них строится хоть и небольшой, но настоящий домик, в котором они сами будут хозяйничать.
   Появилось при храме и подворье с козами и курами, открыта столярная мастерская, которой руководит народный мастер России, резчик по дереву Константин Котовский. В это мастерской он учит детей секретам своего мастерства.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
     (Фото № 1 Александра Любавина с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 2, 4 Андрея Ага. Начало 1990-х гг.)


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли