ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ




КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, БЕЛЕ-КУШАЛЬСКОЕ

БЕЛЕ-КУШАЛЬСКОЕ - ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ФОТОАЛЬБОМ

Церковь Казанской Иконы Божией Матери.

   Построена в 1842 г.
   Архитектор: И. Ф. Львов.
   Закрыта в 30-е гг.
   Вновь открыта в 1991 г.
   Количество алтарей: 3
   Настоятель и председатель приходского совета: Иерей Михаил Беляков

   Расположена на северной окраине села, на кладбище и доминирует в окружающем равнинном пейзаже. Была построена рядом с деревянной Казанской церковью 1759 г., разобранной в 1854 г. Каменный храм, место для которого освидетельствовал тверской губернский архит. Н.Н. Легранд (возможно, автор проекта), сооружен в 1824-42 гг. (приделы освящены в 1847 г.) на средства Церковь Казанская. 2001 г.прихожан, в том числе помещика У.И. Мартынова. В 1902-03 гг. по проекту архит. А.П. Федорова трапезная в обе стороны расширена приделами Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского. При этом боковые стены первоначальной трапезной были разобраны, в их линии поставлены две пары столбов с использованием старой кладки, выложены новые подпружные арки и своды, повторившие прежние конструкции. В настоящее время своды и столбы в трапезной разрушены. Утрачены также главы храма и колокольни. Здание сооружено из кирпича с широким использованием белого камня, снаружи оштукатурено; нижняя часть цоколя состоит из белокаменных блоков снизу, а верхняя - из отесанного гранита. Один из ярких памятников тверского культового зодчества в стиле позднего классицизма.
   Церковь имеет продольно-осевую симметричную композицию. Четверик храма увенчан барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и пологим куполом на ступенчатом аттике. Пониженный алтарь состоит из центральной полукруглой апсиды и фланкирующих ее прямоугольных жертвенника и дьяконника. Прямоугольная трапезная вытянута по поперечной оси. Высокая колокольня состоит из трех убывающих кверху четвериков с арочными проемами. Фасады храма строги и одновременно парадны. Основную роль играют равные четверику по высоте боковые портики с далеко отстоящими от стен четырьмя белокаменными колоннами тосканского ордера, триглифно-метопным фризом в широком антаблементе и треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. На стене колоннам отвечают оригинальные трехъярусные пилястры, помещенные в простенках арочных проемов. Прямоугольные окна на флангах фасадов четверика заглублены в высокие ниши и завершены Проект расширения трапезной (1902). ГАТО.сандриками-полочками на кронштейнах. Боковые части алтаря на две трети высоты покрыты ленточным рустом. Фасады трапезной с пятью прямоугольными проемами в средней части выделены трехоконным ризалитом, который завершен аттиком. Декор стилизован под первоначальные формы церкви: над окнами прямые и треугольные сандрики, фланги стен обработаны ленточным рустом. Колокольня наиболее нарядна по декору. Нижний ярус оформлен филенчатыми пилястрами, второй - колоннами, вставленными в углы и арки проемов, ленточным рустом на пилонахи рустованными архивольтами. Третий ярус с широкими лопатками завершен полуфронтонами с круглым отверстием резонатора.
   В хорошо освещенном и просторном интерьере храма четыре широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов купольную ротонду. Неглубокие рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками на торцах, угловые ячейки - крестовыми, у апсиды - коробовый свод С конхой и распалубками, а жертвенник и дьяконник перекрыты цилиндрическими сводами. Помещение трапезной разделено на нефы четырьмя парами крестообразных столбов, которые несли подпружные арки и поперечные коробовые своды с глубокими распалубками, Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Кирпичная лестница на ярус звона берет свое начало внутри западной стены старой трапезной и далее продолжается в северо-западном пилоне колокольни. Вход на нее расположен снаружи, на западном фасаде трапезной.
   Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, выполненные в 1875 г., являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи. Колорит сдержанный, холодный, преобладают бледно-зеленые, желто-коричневые и фиолетовые тона. В куполе изображена Церковь Казанская. План."Новозаветная Троица" и архангелы, в простенках барабана - апостолы, на парусах - евангелисты. На коробовом своде южного рукава написано "Благовещение" в насыщенных красных, коричневых и синих тонах, с изысканными по силуэту фигурами архангела Гавриила и Марии. На боковых стенах живопись расположена в два яруса. На северной стене, помимо традиционных изображений апостолов внизу и сцены "Явление Христа народу", с восточной стороны над окном написана необычная композиция "Благовестие Захарии". На южной стене расположены: вверху "Христос-отрок поучает во храме", внизу святые митрополиты, с восточной стороны вверху - "Встреча Марии и Елизаветы". Композиции богородичного цикла выделяются среди остальных изящными, удлиненными фигурами, как бы парящими над землей. На восточной стене над несохранившимся иконостасом помещены три композиции на тему "Страстей": "Распятие", "Моление о чаше" и "Положение во гроб". В конхе алтаря изображено "Сошествие Святого Духа", на северной стене - "Жертвоприношение Авраама" и "Неопалимая Купина". На пилонах колокольни фрагментарно сохранились фигуры апостолов Петра и Павла и ангелов со свитками.

   Добровольский. с. 28-29; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 142 об., Д. 16554. Л. 355; Оп. 3. Д. 2882; Ф. 466. Оп. 1. Д. 83800; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6793.

Помогите храму!
На восстановление храма требуются средства, которых у местных жителей нет. Просим Вашей посильной помощи и молитв в святом деле возрождения храма. Желающие помочь могут перевести пожертвования на расчётный счёт.

Реквизиты: Православный приход церкви Казанской
иконы Божией Матери, села Беле-Кушальское
ИНН 6949002669 / КПП 694901001
ОКПО 81541350
р/с 40703810060000000299
ФКБ "Тверской" ООО КБ "Огни Москвы"
БИК 042809911

Храни Вас Господь.

 

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997 -    . - (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. - 2006.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли