ПАЛОМНИЧЕСТВО ПО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛЕ
Савватьева пустынь
Нилова Столобенская пустынь
МОНАСТЫРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРИ
Действующие и сохранившиеся
Утраченные
ХРАМЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Калининский район
Рамешковский район
Кимрский район
Конаковский район
Старицкий район
Торжокский район
Лихославльский район
Зубцовский район
Ржевский район
Селижаровский район
Кувшиновский район
Вышневолоцкий район
Спировский район
Максатихинский район
Бежецкий район
Сонковский район
Кесовогорский район
Кашинский район
Калязинский район
Оленинский район
Нелидовский район
Андреапольский район
Пеновский район
Осташковский район
Фировский район
Бологовский район
Удомельский район
Лесной район
Сандовский район
Весьегонский район
Молоковский район
Краснохолмский район
Жарковский район
Западнодвинский район
Торопецкий район
Бельский район

ССЫЛКИ

СВЯЗЬ С НАМИ

Яndex

www.yandex.ru



ДЕЙСТВУЮЩИЕ И СОХРАНИВШИЕСЯ МОНАСТЫРИ

ИВАНИШСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.

Фото. с сайта

            Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иваниши Старицкого района - один из древнейших храмов на территории Тверской и Кашинской Епархии, разделивший все невзгоды и лихолетия, выпавшие на нашу многострадальную землю. Существующая ныне каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена вскоре после присоединения Твери к Москве при Великом князе Василии Ивановиче III как монастырский собор Иванишского монастыря, основанного в конце XV столетия. Самые большие испытания для церкви начались в конце 30-х годов прошлого столетия, когда ее, в числе многих, закрыли, а имущество конфисковали. Более шестидесяти лет древний Успенский храм простоял разоренным, постепенно все более и более ветшая. В 2003 году после длительного перерыва, храм вновь был открыт для верующих. Состоялась первая служба в церкви, началось ее восстановление.


   На окраине населенного пункта Иваниши возвышается на небольшой возвышенности одинокая сосна, высотой около 9 м. Никто из местных жителей не знает времени ее посадки. Сосна является украшением ландшафта.
   Здесь в 1534 г. придворный вельможа Иван Поджогин основал мужской Иванишинский м-рь, где и окончил свою жизнь в качестве настоятеля обители под именем старца Ионы.
   Иван Поджогин долгое время пользовался любовью и благорасположением великого князя Василия III, который доверял ему семейные дела. После двадцатилетнего супружества с царицей Соломией Сабуровой Василий III решил заточить ее в м-рь под тем предлогом, что у них не было детей. Выполнить это решение было поручено Ивану Поджогину, охотно согласившемуся на такое поручение. Соломония решительно отказывалась постричься в монахини, тогда ее насильно посадили в возок и увезли в Белозерский м-рь. Василий III женился на молодой Елене Глинской, которая многим придворным боярам не нравилась, так как Глинские пользовались плохой репутацией. Иван Поджогин также был настроен против Елены Глинской и поэтому после смерти Василия III решил удалиться от хозяйства.
   Иван Поджогин уехал в Старицу под покровительство князя Андрея Ивановича. Через некоторое время старицкий князь разрешил Ивану Поджогину построить на Волге м-рь и подарил ему селения Юрьевское, Спас, Сасынье, Свистуново и Горки, которые и были приписаны Иванишинскому м-рю. Возле этого м-ря постепенно возникло небольшое село, получившее свое название от имени Ивана Поджогина. Из писцовой книги Тверского уезда за 1550 г. видно, что после его смерти вотчина перешла к «Анне Ивановне, жене Шигоны-Поджогина».
   Из сохранившейся писцовой описи вотчины Иванишинского м-ря, относящейся к 1627 г., видно следующее: «Выпись с книг Тверского уезда, письма и меры Федора Игнатьева, да подьячего Тимофея Степанова 7135 и 7136 гг.: в Суземском стану в монастырских вотчинах написано: монастырь Ванишский на речке на Ванише, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы камень о трех верхах... а церковь и в церкве образы и колокола и всякое строение церковное Ивана Поджогина».
   Главный Успенский храм имел два престола: правый - во имя Сергия Радонежского и левый - во имя Иоанна Богослова. На берегу р. Волги возле бывшего м-ря еще в начале ХХ в. было старинное кладбище, где, по преданию, была монастырская приходская церковь, «обслуживающая требы вотчинных людей».
   О построении Иванишинской церкви среди местного населения сохранилось следующее предание: «Однажды в летнюю пору мимо Иванишинского монастыря проезжал неизвестный путник. Прекрасная местность, среди которой был расположен монастырь, привлекла его внимание, и он остановился здесь, чтобы полюбоваться чудной картиной природы и отдохнуть под тенью соснового леса, в котором тогда росло много малины. Нужно заметить, что путник страдал необычным и страшным недугом, а именно: однажды во время сна через открытый рот в его желудок вползла змея, и после того он стал чувствовать мучительные боли, от которых не мог избавиться никакими средствами. Усталый и измученный болезнью путник уснул под тенью леса, и видит сон: ему снилось, что он чувствует невыносимую жажду, но вот пред ним является кто-то и в открытый рот льется ему вода. Путник чувствует, как холодная струя проходит чрез горло; это из него выходила змея, заслышав запах малины. Больной проснулся и увидел, что мучившая его змея, шипя и извиваясь, скрылась в кустах росшего вблизи малинника. После того путник почувствовал себя совершенно здоровым и, в благодарность Господу за исцеление, построил храм, существующий в селе Иваниши и до сего дня».
   Прихожане были из с. Иваниши и дд. Иванишинские Горки, Улитино, Брюхово, Витомово, Архангельское, Редькино, Переезд, Кунилово.
   В 1901 г. в приходе церкви было 312 хозяйств, проживали 2173 человека (1054 мужчины и 1119 женщин). Священником церкви был Василий Петрович Верзин, дьяконом служил Павел Сергеевич Завьялов, 43-х лет, псаломщиком - Михаил Ильич Афонский, 32-х лет.
   В 1937 г. была закрыта Иванишинская Успенская церковь. До последнего времени колхоз использовал храм под склад зерна.
   До Великой Отечественной войны через деревню проходил тракт Тверь - Старица. Ежегодно, 28 августа, в престольный праздник Иванишинского прихода - Успение, съезжался сюда со всей округи народ. По обе стороны дороги из одного конца деревни до другого тянулись импровизированные торговые ряды. Чего здесь только не было! Семечки и баранки, шерсть и лен, рыба и патока, скот и птица, льняное масло и гречневая крупа... Всего не перечислишь. Свои изделия предлагали народные умельцы: кузнецы и шорники, столяры и бондари, гончары и жестянщики, ткачи и портные... Здесь можно было купить готовую вещь или заказать по своему вкусу и желанию. Базар длился один день, но до позднего вечера. Последний раз он состоялся в 1937 г.

 

   
     (По материалам сайта "Русские Церкви" и издания Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. - Старица, 2007.)
    


© 2006 Православные Храмы Тверской Земли