Спировский район, Троицкие Хутора урочище - Троицкий-на-Овинчищах (Кушников) монастырь


   Это единственный монастырь на вышневолоцкой земле, разрушенный еще 400 лет назад, в Смутное время, и о котором сохранились сведения не только в писцовых книгах, но и в нашем Тверском архиве. В отличие от других вышневолоцких святых обителей, «запустевших с литовского разоренья», Троицкий-на-Овинчищах монастырь спустя почти столетие смог возродиться.
   В писцовой книге 1581 года сказано: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне...». В границах бывшего Воскресенского погоста, куда входили деревни Русская Гора, Красное, Олехново, есть речка с похожим названием ­ Иленка. А Овинчище исконно русское название, по современному - местность у овина, сарая для хранения хлеба.
   В Тверском государственном архиве мне удалось разыскать несколько дел, где на полуистлевших кусочках столбцов середины XVII века хранилась история древнего Троицкого-на-Овинчищах монастыря. Называется он еще и Кушниковым. Его второе имя связано, вероятнее всего, с именем помещика, его строившего. В новгородских писцовых книгах Бежецкой пятины упоминается помещик, носящий имя Кушни". И если принять во внимание тот факт, что монастырь этот упоминается только в книгах за 1551 год, этот Кушник и был строителем этого монастырька. Из описания обители видно, что строили и содержали её прихожане соседних с ней деревенек и починков: «...образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всё церковное строение приходское».
   В 1606 году озверелые толпы мародёрствующих ляхов и литовцев разграбилии уничтожили Троицкий - Кушников монастырь. После Смутного времени половина русской земли лежала в развалинах, на месте деревень стали пустоши, зарастали лесом пашни и покосы. Из 20 деревень, принадлежавших Кушникову монастырю, живущих к 1645 году осталась всего одна «...да три деревни пустых, да 16 пустошей».
   Затем всю первую половину XVII века ­ почти непрерывные войны со Швецией, которые еще более опустошили и обескровили новгородскую землю. Исконные русские земли Приладожья, населённые карелами, были захвачены католиками-шведами. С оккупированных территорий за время
   правления Алексея Михайловича на новгородские и тверские земли переселились десятки тысяч карел. Уходили карелы к братскому православному народу, связанному с ними многовековым соседством, общими корнями, одной религией. Селились они тоже по царской воле. «Переселенцам предоставляли пустующие дворцовые земли, они освобождались от налогов, получали средства на обзаведение скотом и инвентарём. За расселение отвечали специально выбранные чиновники». Переселение братского карельского народа, как и защита монастырей, было государственной политикой Алексея Михайловича, и приказной Осеченской волости Кондратий Клементьев сын Вешков, отвечавший за организацию переселения, вначале противился и трогать корелян не велел. Но царь своей Грамотой от 1675 года приказал: «...монастырское место да пустошь Овинчище всех 17 пустошей ...отдать Никольскому монастырю для прокормления... потому что написано монастырское пустое место, а не дворцовая земля».
   Богатый был Кушников монастырь - имел он во владении два десятка деревень, обрабатывалось «... пашни 81 четверть с третником». И не маленький - редко какой из вышневолоцких монастырей того времени имел 12 монашеских келий и два храма. К примеру, Николо-Столпенский, которому впоследствии стали принадлежать Троицкие пустоши, был значительно меньше - по свидетельству иностранцев, в 1602 году В Николо-Столпенской пустыни было всего шесть монахов.
   Началось возрождение обители, вероятно, сразу же после того, как угодья перешли в вотчину Никольского монастыря, потому как в 1700 году в Грамоте Новгородского Митрополита фигурирует уже приписной Кушниковский монастырь, принадлежащий Николо­Столпенской мужской пустыни. В обители возрождён храм, освящённый, как и в прежние времена, во имя Живоначальной Троицы.
   Последнее упоминание о нём я нашёл в деле «О сожжении приписной к Столпенекой пустыни бывшей Троицкой Кушниковой пустыни ветхого церковного храма». Палить ветхий храм Владыка не разрешил, и, хоть совсем обветшалый, он продолжал служить людям, принимая в непогоду под своим кровом всех страждущих.
   Как оказалось, впервые я побывал на месте, где когда-то стояла святая обитель, еще в 1974 году. Тогда в Троицких дачах было много остатков разных построек. Некоторые уже совсем разрушенные, некоторые еще использовались, правда, в основном для укрытия. Сохранились, в основном сенные, построенные перед войной сараи, а вот дома и овины, от которых остались только руины, были еще из того, царского времени.
   Особенно меня тогда поразило, какие, хоть и задичалые, но отменные росли на бывших полях хлеба - выше головы рожь; овёс, какого я в нашем колхозе никогда не видел. Клевера по пояс, а трава на полянах такая густая, что по ней с трудом можно было пройти. Всё это уже тогда было брошено и не косилось.
   Не подозревал я тогда, что через ЗО лет буду сожалеть, что пропустил мимо ушей рассказы последних стариков, живших в глухой деревеньке в нескольких километрах от бывших монастырских угодий. Запомнилось только, что от деревеньки до самой делянки дорога шла болотистыми полянами и перелесками, и только на самих дачах, где находились строения, было повыше. Домов в деревеньке жилых было всего три, жили в них две пожилые женщины да старенький, но еще ершистый дедок. Как-то, уже зимой, рассказывал он нам что-то про Троицкие дачи и монахов.
   Давно уже нет в живых того общительного старика, несколько лет назад пропала и сама деревня. Повторилась история - как и 400 лет назад зарастают густым березняком и ивами поля и покосы на месте деревеньки со светлым именем Красное. Только вот не литва с ляхами обескровили и предали нашу землю, а мы сами.

   
     (По материалам статьи Ступкин Е. Посолье (Из истории вышневолоцких монастырей)//"Тверская старина",2008, № 27. )
    


   Троицкий на 0винчищах-Шамаринская пустынь, мужской, совсем не существующий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., находился в окрестностях нынешнего погоста Осечно, лежащего в 29 вер. от Вышнего Волочка, при озз. Судомле и Клещине. О нем в 1581 г. говорится: «В Воскресенском же погост в Осечне на Овинчищах монастыр на речке на Племне. А в монастыре церковь Троицы Живонач., древяная в верх, да в приделех Бдаговещенья Пресв. Богор., да в другом приделе Преп. Чудотв. Сергея; да церковь. Николы чюдотв., да в приделе Олексей митроп., древяная в верх. A в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и все церковное строение приходное. Да в монастыре же 12 келей, а в них живут старцы, а игумена и строителя нет». Ныне в сосновой роще находится дерев. часовня, куда исстари в праздники Преображения собираются крестьяне соседних селений и служат молебен. В часовне сохранился древний крест с надписью: «сии крест шамарини пустыни устрол его старец лазырь». 

   Неволин, Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ., VIІІ, прилож. XІІ, 326; Рукопис. сообщение А.К. Жизневского; Макарий, Ист. Р. Ц., VII, 29.

   
     (По материалам издания Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, с библиографическим указателем. Том III. Монастыри закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. - С.-Петербург: Синодальная типография, 1897.)