Бежецк - Бежецкий Введенский мужской монастырь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

г. Бежецк, Введенская пл.


Фото. с сайта http://r-oc.1gb.ru/   Основателем древнейшего Введенского монастыря является прп. Нектарий Бежецкий. Время основания обители - середина XV века. В монастыре существовали две церкви, одна - во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, а другой - во имя преподобного Сергия Радонежского.
   После кончины преподобного Нектария в 1492 году обитель его существовала около 250 лет (по 1764 год, когда была упразднена и обращена в приходской храм).
   В 1588 году благоверный, благочестивый и великий государь и великий князь Федор Иоаннович, Всея Руси самодержавец пожаловал обители вотчину Узуново по реке Мологе с землями и водными угодьями. Несколько позднее «Царственная старица инокиня Марфа, вдова Иоанна грозного, пожертвовала монастырю икону святого мученика Уара в память своего сына царевича Дмитрия Угличского, день рождения которого совпал с днем памяти святого Уара.
   Грамотой царя Михаила Федоровича в 1627 году Введенский монастырь был приписан к государеву двору. В 1670-е годы стольник государев Н.А. Орлов, прадед Екатерининских временщиков, пожертвовал в монастырь 55-пудовый колокол, думный дворянин Заборовский - 31-пудовый колокол, стольник государев Л.И. Травин - Евангелие.


   На северной окраине Городецко издревле была роща с красивым названием Дубенята. Там в середине XV в. поселился старец НектариЙ, вырыл келью и основал небольшую обитель. Вскоре вокруг него собралось несколько иноков; совместными усипиями они срубили небольшой храм в честь прп. Сергия, окружили обитель тыном. Старец Нектарий тихо скончался в 1494 (1492) году и тело его погребено было под полом алтаря новой монастырской, церкви в честь Введения Богородицы. Инок Нектарий - фигура легендарная, а вот Введенский мужской монастырь в Бежецке был вполне реален. ПервыЙ из известных документов, где говорится о монастыре, датирован 1588 годом. Монастырь быстро нашёл высоких покровителей при дворе государя. Царственная вдова Мария Федоровна хлопотала о пожаловании обители земельных угодиев и лично пожертвовала монастырю образ святого воина Уара в память сына своего, невинно убиенного царевича Дмитрия, чей день рождения совпадал с днём памяти святого. Образ этот считался в Бежецке чудотворным, к нему со всех концов уезда и из-за его пределов свозили для исцеления больных детей. 19 октября, в день памяти св. Уара, в городе устраивaлся крестный ход с чудотворным образом, на который собирались сотни паломников.
   С 1627 года Введенская обитель, сильно пострадавшая от поляков, была приписана ко Двору государеву. К этому времени в монастыре было два храма - св. Сергия и Введения. Последний едва успели отстроить заново, как он сгорел. Решено было новый храм возводить в камне. Деньги на строительство пожертвовал Семён Иванович За6оровский, он же пригласил ярславских мастеров - своих каменщиков в городе ещё не было. Одновременно с церковью строилась и монастырская колокольня. Она была закончена в 1680 г, и стала первым каменным зданием города. «Мужие, жены и дети стекахуся зрети новое здание и дивляхуся» - так говорит первый бежецкий летописец Петр Воинов об этом событии.
   Судьба прекрасной шатровой колокольни сложилась счастливо. Не подвергаясь никаким перестройкам, она пережила все потрясения и сейчас украшает центр Бежецка, став своеобразным символом города. Строительство Введенской церкви было закончено в 1682 году, после смерти С. Заборовского его родственником С.М. Заборовским. В новый храм были присланы специально написанные иконы; образ Введения и деиссусы для алтарей - все работы Симона Ушакова. После этого на обитель посыпался настоящий град дорогих подарков. Государев стольник Никита Орлов (прадед екатерининских фаворитов) жалует колокол в 55 пудов, Думный дворянин Сергей 3аборовский задумал пожертвовать стопудовый колокол, но скончался, а жена его ограничилась отливкоЙ колокола в 31 пуд. Государев стольник Леонтий Травин пожертвовал монастырю напрестольное Евангелие «большое, серебром добре, с окованными досками украшенное». До революции в Твеpском музее хранился безымянный дар Введенскому монастырю - фелонь и епитрахиль XVII в. красного бархата, богато украшенные золотым шитьём.
   В ХVIII в. монастырь лишается своих покровителей и быстро приходит в упадок. С 1722 года он приписывается к Краснохолмскому Антониеву монастырю, а с 1764 года - упраздняется. Ветхую деревянную Cepгиеву церковь продают на дрова, а Введенский храм обращён в приходской. К приходу, кроме городских окраин, было приписано и пригороднее село Шеломень (Шоломино) - имение Заборовских. Из упраздненной там церкви в Введенский храм был взят родовой образ Заборовских - Казанская икона Божиеи Матери, счищвшейся чудотворной. Вероятно туда же забрали работы Симона Ушакова. Приходские священники не знали истории своего храма, не ценили её, и Введенская церковь быстро пришла в упадок. Многие святыни были утрачены. Так, после реконструкции храма решено было в 1866 году обновить иконостасы и другие древние образа. Все иконы были написаны заново местными мастерами. Что стало с работами Ушакова и других старых мастеров - неизвестно.
   В начале 30-х годов Введенскую церковь постигла печальная участь многих 6ежецких храмов - лишённая икон, книг, утвари, она была разрушена. а на её месте появился памятник В.И. Ленину.


   На фотографии сохранившаяся постройка Введенского монастыря, колокольня Введенской церкви, выстроена в 1680-1682 годах ярославскими мастерами по заказу думного дьяка С. И. Заборовского

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и статьи С.Ю. Косыгов Бежецкие вертикали. Музей: память веков. Поиски и находки. Материалы юбилейной конференции / Под общ. ред. Ю.М. Бошняка. - Тверь: Тверск. гос. объед. музей, 2001.)