Хлепень Сычевского района Смоленской обл. - Страстной Божией Матери церковь


   Село Хлепень, от Твери 139 верст, от Зубцова 25 верст.
   Церковь Страстной Божией Матери, построена в 1910-х годах, каменная, престола три: Страстной Божией Матери и по всей вероятности: Покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. Закрыта в 1938 году, разрушена в годы Великой Отечественной Войны. В начале 2000-х годов, на сохранившемся от разрушенной церкви фундаменте, возвели небольшой деревянный храм Спаса Преображения.
   В 1914 году служили: Священник Димитрий Таиров 60-ти лет, окончил семинарию, на службе 37 лет, в данном приходе 33 года. Священник Василий Лебедев 60-ти лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в данном приходе 24 года. Штатный диакон Григорий Стахурский 32-х лет, на службе 4 года. Псаломщик Василий Покровский 25-ти лет, на службе 3 года, в данном приходе 1 год. Псаломщик Иоанн Корзин 22-х лет, на службе 1 год.
   Прихожан в деревнях: Новое Мурзино, Благуша, Киселево, Климово, Исаевское, Вахровка, Плосское, Агарново, Пруды, Подосиновка, Жеребцово, Новая Гриневка, Бабаево, Крюково, Кобылино, Зеваловка, Кузнечиха, Печеры, Сельцо, Вахово, Мордино, Барщевна, Немгари, Старое Мурзино, Тальца, Холм, Подъяблоня, Аристово, Никоново, Большое Кропотово, Старая Гриневка, Бобровка, Караси - 1677 мужчин, 1667 женщин.

   
     (По материалам издания Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. и материалам сайта Храмы России.)

    

   Хлепень

   С IХ в. на Смоленщине, в живописном месте слияния двух рек, Вазузы и Городни, есть древнерусское поселение, со временем обустроенное в укрепленное городище. Однажды произошло здесь чудесное событие, вследствие которого в Хлепень начал стекаться народ со всей округи. Согласно преданию, на левом берегу реки Городни находился святой источник. Принем была обретена Страстная икона Пресвятой Богородицы в окладе, украшенном драгоценными камнями и золотом. Страждущие получали от иконы исцеление, и в 1910-х гг. вместо ветхой деревянной Покровской (1809) церкви на средства почетного гражданина из Зубцова была возведена трехпрестольная каменная церковь Страстной иконы Богоматери.
   «Церковь большая стояла, с колокольней, – вспоминает жительница с. Хлепень К.Н. Воробьева. – Звон колокольный из Хлепня далеко был слышен. Два священника в церкви служили. В 1936 г. храм закрыли, колокола сбросили, на переплавку отвезли. Мой отец потом 10 лет отсидел из-за этого. Случилось это уже во время войны, на фронте. Политрук как-то рассказывал солдатам о том, что фашисты церкви разрушают. Отец слушал его, а потом не вытерпел и сказал, что у нас в селе церковь не немцы, а наши, русские, разломали. Отец 10 лет получил за это… Отбывал срок в Архангельской области».
   В настоящее время на месте древней церкви построен небольшой каменный храм Преображения Господня.
   По воспоминаниям жителя Хлепня А.А. Шарыгина, в августе 1942 г. с противоположного берега реки Вазузы доносился страшный скрежет – столкнулись советские и немецкие танковые части. После проигранного сражения враг нашел прибежище в Хлепне, оставив на восточном берегу множество тяжелой техники. Немцы форсировали Вазузу с помощью понтонного моста, который после переправы сразу же уничтожили. Заняв Хлепень, фашисты основательно укрепились на крутых берегах. Колокольню хлепенской церкви немцы использовали для артразведки. Окна храмового здания заложили кирпичом, оставив лишь узкие амбразуры. Стены храма были настолько толстые, что почти не повреждались от снарядов. Вновь Хлепень представлял собой цитадель, но только вражескую. Трое суток 148-я и 150-я стрелковые бригады пытались безрезультатно взять Хлепень, неся серьезные потери. Тогда боевую тактику решили изменить.

   Битва за церковь

   Командир 150-й стрелковой бригады Илья Михайлович Подберезин предложил использовать отвлекающий маневр. В ночь на 29 ноября 1942 г. одна из групп бойцов атаковала дзот немцев с востока, из оврага, по которому протекает река Городня, и отвлекла огонь на себя. Другие участники штурма действовали с запада. В центральную группу захвата церкви входили 47 бойцов, включая взвод младшего лейтенанта Иннокентия Ивановича Дорофеенко и 12 добровольцев во главе с помощником командира Яковом Никитичем Габовым. Поднялась метель, что помогло основному отряду добраться до церкви под покровом темноты.
   Вот как описывал захват церкви лейтенант Дорофеенко в статье от 5 января 1943 г. для газеты 20-й армии «За честь Родины»: «Скрытно мы стали продвигаться вперед. Когда до церкви осталось не более 150 м, по вспышкам выстрелов нам удалось установить, что справа от церкви расположен дзот с тремя огневыми точками. Покавнимание противника было отвлечено действиями наших соседних подразделений, всему взводу удалось продвинуться вперед. Церковь была занята».
   Фашисты бежали из церкви, побросав пулеметы и боеприпасы. В составе нашего отряда находился связист старший сержант Натан Яковлевич Белкин. О его мужестве впоследствии ходили легенды. Белкин и его помощник боец Акулов несли за штурмовиками телефонный аппарат и катушку с кабелем. Но дотянуть кабель до церкви не получилось – не хватило 80 м провода. На рассвете Белкину пришлось вернуться на восточный берег Вазузы за кабелем. Связист хотел сразу отправиться обратно, поскольку у церкви его ждал боец Акулов, державший другой конец кабеля. Но командование остановило Белкина, опасаясь, что днем его заметит враг. Опасения оказались не напрасными: когда уже в сумерках Натан начал пересекать Вазузу, фашисты накрыли его огнем. Только после полуночи связист сумел доползти до бойца Акулова, удерживавшего провод уже зубами, поскольку его руки были обморожены.

   Валерия Святкина

   
     (По материалам сайта Православный портал духовно-нравственной культуры ПОКРОВ.)