Никополь (Никополье, Никополь погост) - Богородицерождественская и Сретенская церкви


   Богородицерождественская церковь была упразднена за ветхостью в 19 веке, а Сретенская церковь разрушена в советские годы. Сохранилось описание прихода:

   С. Никополь, Никополье — находится в 2 в. от границы с Торопецким у., Псковск. губ. (р. Зап. Двины), близ оз. Селюты. Г. Белый находится от села в 120, Торопец в 50, ст. Зап. Двина в 10 в. Ближайшие села Вережунь, Тотоп. у., в 7, Сельцо в 15, Дуброво в 20 в. 
   Местность, где теперь расположено село и приход, до 1759 г. принадлежала к приходу с. Сельца. На месте села, по преданию, была дер. Хламы. Живший в с. Сельце ротмистр Смоленской шляхты Николай Иванович Потемкин выдал замуж свою дочь, по имени Марию, за помещика Алексея Ивановича Челищева, жившего в местности, где находится село. Первый деревянный храм во имя Рождества Пр. Бгородицы с приделом во имя свят. Николая Чуд. и был построен "пю прошению Смоленской шляхты полковника Николая Потемкина" в 1759 г., так как (как сказано в одной ведомости за 1763 г.) "от церкви с. Сельца, где проситель живет, и других верст до 30 и более и две непроходимых в некоторое время рекы: Велесою и Ущицею". Храм этот построен был на низком месте, на полуострове, над оз. Селютою, в 1 в. от нынещнего каменного храма. Судя по остаткам иконостаса, резьбы и иконам, храм этот был обширен и богат живописью.
   Вторую, домовую, каменную, с такой же колокольней, церковь во имя Сретения Господня, с приделом в честь вел. Иоанна Воина, начал строить подпоручик Алексей Иванович Челищев (зять Потемкина) через 7 лет после постройки первой, а именно 23 октября 1767 г.
   Как видно из надписи на двух небольших деревянных крестах Сретенская церковь освящена архимандритом Смоленского Троицкого монастыря Константином Соколовским 25 октября 1774 г.; тогда же освящен придел Иоанна Воина (30 июля) протоиереем Бельского Троицкого собора Иларионом Ивановым Добринским. В 30-х годах ХIХ в., при еп. Тимофее, — когда, за ветхостью, деревянная церковь была разобрана, — храм этот сделан приходским (предание). В 1840 г. он поврежден пожаром, после чего исправлен и оштукатурен тщанием помещика Георгия Алексеевича Челищева; иконостас сделан был одноярусный, и стены не были расписаны. В 1867—1870 г.г. церковь ремонтирована внутри и снаружи и освящена 18 июля 1870 г. В 1879 г. тщанием помещика Петра Алексеевича Пущина церковь вновь покрыта и окрашена. В 1883 г. оштукатурена и окрашена вновь, и устроено в ней две железных печи. В 1901 г. покрыта железом, окрашена и оштукатурена. В 1905 г. сделан новый пол, и два прежние престола заменены новыми; исправлен иконостас. В 1910 г. крыша храма окрашена медянкою, наружные стены охрою, а внутренние белилами на масле; в алтаре сделан новый цементовый пол. В 1912—1913 г. пол алтаря И храма настлан каменными плитками. Вокруг храма устроена каменная ограда в 1892 г. При еп. Петре часть ограды в 38 саж. возобновлена. В ограде три гранитных памятника свящ. Петру Кулагину (1874—1902), помещ. Пущину и крестьянину дер. Сорокина Феодосию Иванову.
   В храме находится почитаемая икона Божией Матери "Споручницы грешных". Икона — небольшая (7-8 вершк.), старинного письма. Она пожертвована в храм дворянкой дер. Тюков Дарией Леонтьевной Апольцевой, после напутствования её, больной, Св. Тайнами, в 1884 г. Жертвовательница два раза до того отдавала икону в храм и вновь брала себе. Икона была родовая, и ей родители благословили Алольцеву на вступление в жизнь. Теперь, в третий раз, жертвовательница со слезами рассказала, что Божия Матерь "Споручница гршныхъ" несколько раз являлась ей во сне, требуя, чтобы икона её отдана была в церковь; но Апольцева решила отдать икону уже тогда, когда находилась в болезни. Отдавая икону, она просила священника молиться за нее пред ней. В летописи, составленной свящ. Петром Кулагиным, передается также следующее: церковный староста, крестьянин д. Лашина, выйдя из храма через полчаса после "страстей" в чистый четвег, необычайно поражен был видением огня в алтаре; огонь этот, виденный и другими, мгновенно рассыпался и исчез; когда был осмотрен после этого храм, — следов огня нигде не было. Богомольцы, увидав икону во сне или услыхав, что она помогает в болезнях, приходят из Торопца, Белого и ст. Ярцева. В дни празднования её — 21 августа и 7 марта — а также в день Рождества Пр. Богородицы приходят прихожане соседних сел, особенно Сельца, Вережуни, Старины, Драгочева, Биберева и др. Сын священника Петра Кулагина, А. Кулагин, лежа в болезни без языка, высказал сильное желание видеть св. икону. Когда о. Петр принес икону из прихода, крестообразно бдагословил ею болящего, дал ему приложиться к ней и поставил ее у его изголовья, — больной, обняв св. икону, проговорил. В адресе, поднесенном уходящему за штат священнику Петру Кулагину, сказано, что в дни его священства "сия икона (которая была и ему поднесена) прославилась излиянием благодати Божией". Замечательно, что свящ. Петр Кулагин 7 марта, в день Божией Матери "Споручницы грешных", перед своей смертью, сказал: "мне осталось жить несколько часов", и действительно скончался в 3 часа по полуночи с 7 на 8 марта. Перед иконой, по желанию прихожан, горит неугасимая лампада. В 1903 г., по желанию прихожан и с разрешения епископа Петра, икона помещена в иконостас.
   Другие достопримечательности храма: 1) Антиминс, перенесенный из бывшей деревянной церкви, с надписью: "Повелением Благочестивейшия Самодержавнейшия Государыни нашея, Императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Святейшаго Правит. Синода, священнодействован Преосвяшенным епископом Смоленским и Дорогобужским Гедеоном — в лето мироздания 7260, от Рождества Христова 1759, августа 9 дня". 2) Два небольших деревянных креста, из коих на одном надпись: "Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в храме Сретения Господня при державе Багочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея, Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче, и при супруге Его, Благоверной Государыне, Великой Княгине Наталье Алексеевне, при Святейшем Правит. Синоде, по благословению Преосвященнейшаго Парфения, епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго, в лето Господне 1774-ое, месяца октября 25-го числа на память свв. мучеников Маркиана и Мартирия; освящение и священнодействие отправлял Смоленскаго Троицкаго монастыря Архимандрит Константин Соколовский с собором в Бельском уезде, в Жарковской волости, в селе Никополи. Строил сей храм своим иждивением помещик поручик Алексей Иванов сын Челищев с женою своею Мариею Николаевою дочерью по отце Потемкиной. Начал строить фундамент 1767 года октября 22 дня; 1768 года в Майе месяце 9-го началась каменная работа, за которую заплачено с отделкою 450 р.; иконное писание начато 1772 года марта 27 — заплачено 200 руб; столярная работа и резьба начата 1772 года июня 21 дня — за работу заплачено 230 руб.".
   На другом кресте надпись: "Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме св. мученика Иоанна Воина при державе Благочестивейшия Великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Павле Петровиче и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Наталии Алексеевне, при Святейшем Правит. Синоде, по благословению Преосвященнаго Парфения, епископа Соленскаго и Дорогобужскаго, в лето Господне 1774, месяца октября 25 числа, на память святых мучеников Маркиана к Мартирия; освящение и священнодействие отправлял г. Белаго Троицкаго собора протоиерей Иларион Иванов сын Добринский. Золочение и серебрение начато в 1773 г. января 15-го, заплачено за это 310 руб.; росписание стен внутри и снаружи 60 руб.; еще пошло на печи, стекло, тес, гвоздья и на все починки 200 руб. Во время освящения — заплачено разным священно-церковно-служителям за оба престола 50 руб. Харчу пошло в день освящения и следующую неделю, по примеру домовой цены — 365 руб. Вся постройка храма обошлась на 2055 руб. ассигнаций, а на серебро 600 руб.".
   Из предметов утвари наиболее ценны: 1) серебряный вызолоченный потир с прибором, вес. более 5 ф.; 2) Евангелие в серебряном вызолоч. окладе, вес. 25 ф.; 3) кадило серебряное, с такими же цепочками, вес. 1 ф. 30 зол.; 4) крест с надписью, относящейся ко всем этим предметам: "1790 года марта 16 куплена в Москве в село Никополь в храм Сретения Господня утварь: крест, евангелие, потир с прибором и кадтло в память покойной милостивой государыни матушки Марии Николаевны Челищевой сыном ея Егором Челищевым". Вс эти предметы стоили 3000 р. асс. Имеется облачение для священника и диакона из белого глазета с кованными серебряными оплечьями, на атласной подкладке, и такие же воздухи, ценостью в 200 р. слишком. На драгоценность этого облачения обратил внимание в 1865 г. еп. Антоний.
   Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и двух причетников. С 1874 г. причт, по штату 5 класса, состоит из священника и псаломщика (резолюция еп. Серафима).
   В приходе в 1774 г. было 144 дв. В 1915 году прихожан: в селах: Никополи, Петрове, Угрюмове, Покровском, Башкове, Сесвятском, в деревнях: Коношах, Барлове, Ботине, Шнитине, при р.Велесе, Баеве, Мухине, Лашине, Золотухах, Отходах, Александровской, Петрилове, Заилове, Рудне, Читарейках (Четырейках), Конове, Моисееве, Ламтях, Тюках, Шлыках, Скробах, Бобрах, Навинке, Сорокине, Лариошкове, Селе - 284 двора (825 мужчин, 886 женщин).
   Прижожане религиозны и усердны к храму. Многе прихожане (до 100 дв.), за отдаленностью от церкви, ходят к богослужениям в церкви соседних сел: жители д. Рудни — в приписную Марковскую церковь (в 5 в. от д. Рудни); жители д.д. Читарейки, Конова, Ламтей, Тюков, Моисеева и Шлыков — в церковь с. Морозова или Холма, Торопецк. у. (в 3—5 в.); жители д. Скробы — в церковь с. Вережуни, того же у. (в 2 ½ в.).
   Школа впервые заведена в 1885 г. в доме священника. После пожара этого дома, до 1890 г., школы не было. С 1890 г. занимался школьным делом свяшенник. С 1894 до 1904 г. существовала школа грамоты, помещавшаяся то в доме священника, то в сторожке.
   В приходе три кладбища.: 1) около церкви, 2) в 1 в. от неё, рядом с домами причта, открытое в 30—х гг. ХIХ в., после упразднения деревянной церкви и кладбища (которое было неудобно, так как окружено с трех сторон водой озера), — на нем деревянная часовня, построенная в 1840 г. и впоследствии перестроенная; 3) при д. Рудне, - здесь тоже деревянная часовня. До 70-х гг. ХIХ в. было еще кладбище при д. Новинке, в 5 в. от церкви, потом закрытое. По преданию, было также кладбище около Богородице-Рождественской церкви, но никаких следов его не сохранилось.

   
     (По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)