Вышний Волочек - Успенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Коммунаров, 1/2

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ


   Веб-сайт храма Успения Пресвятой Богородицы http://hram-uspenie-volok.prihod.ru

   Комплекс Успенской церкви с богадельней Ермаковых находится в Солдатской слободе, к северо-западу от поселка при фабрике «Волочёк» и расположен в глубине квартала. Церковь Успения и примыкающая к ней с запада богадельня Ермаковых образуют сильно протяженный объем, поставленный под углом относительно красной линии улицы. Церковь с приделами Всех Святых и Воздвижения и богадельня сооружены в 1864-68 гг. на средства московских купцов Якова Яковлевича и его сына Флора Яковлевича Ермаковых, руководивших торговой фирмой «Яков Ермаков с сыновьям». В церкви был установлен трехъярусный резной позолоченный иконостас, в подвале для отопления и вентиляции - пневматические печи с трубами. Стены ко времени освящения церкви (8 декабря 1868 г.) были подготовлены под разделку искусственным мрамором, а своды и арки окрашены клеевой краской. В подвале под алтарем церкви в кирпичных гробницах были похоронены Я.Я. Ермаков и его внук Андрей Фролович Ермаков (оба скончались в 1869 г.). Богадельня на 100 человек открыта 22 июля 1869 г., мужское отделение получило название Александровского, женское - Мариинского. Для содержания богадельни и помощи рабочим был учрежден разместившийся в здании богадельни общественный банк. В советское время утрачено внутреннее убранство церкви; в кон. 20 в. в западной части храма разобраны остатки деревянных хоров на колонках. Кирпичные стены обоих зданий оштукатурены лишь частично (детали декора), цоколь - гранитный.
Успенская церковь. План.   Комплекс представляет собой главную архитектурную доминанту района города, называвшегося Солдатской слободой. Два здания, составляющие комплекс, несмотря на типологические и стилистические различия, едины в цветовом решении: колорит фасадов основан на сочетании красно­кирпичных стен и побеленных деталей.
   Церковь Успения - яркий пример культовой архитектуры периода эклектики с сочетанием классицизирующих мотивов и форм русско-византийского стиля. В композиции доминирующую роль играет крупный объем двухсветного четверика храма с сильно развитым алтарем в виде трех полуциркульных апсид. С запада к нему примыкает прямоугольное в плане основание колокольни. Четверик завершен восьмигранным световым барабаном с узкими диагональными гранями и маковичной главой. Нижний ярус колокольни, служащий также переходом к богадельне, - двухсветный, воспринимается как часть храмового пространства. Восьмигранный ярус звона, на невысоком полуярусе, завершен пологим деревянным шатром. Боковые фасады имеют четкие горизонтальные и вертикальные членения. Спаренные лопатки разделяют фасад на три прясла - центральное в три проема, боковые в два. Такое построение фасадов акцентируется в завершении композиции тремя ложными килевидными закомарами. Аналогичные закомары завершают восточный фасад, подчеркивая трехчастное построение алтаря. Южный и северный входы в храм расположены не традиционно в центре, а в восточных пряслах. Декоративное убранство довольно дробно и мелко по своему масштабу относительно монументального объема церкви. Некоторую нарядность фасадам придает сочетание кирпичной неоштукатуренной поверхности стен и оштукатуренных побеленных деталей. В формах декора варьируются мотивы древнерусской архитектуры и элементы позднего классицизма. Последние прежде всего сказались в характере профилей архивольтов и многочисленных карнизах. В духе позднего классицизма решена и форма полуциркульных окон, а также их решеток.
   Внутреннее пространство подклета трехнефное, образовано шестью мощными крещатыми столбами. Все компартименты имеют сводчатые перекрытия. Интерьер церкви - также трехнефный и шестистолпный, в нем чувствуется стремление зодчего подражать крестовокупольным храмам древней Руси. Однако сходство ограничивается лишь построением плана. Конструктивное решение совершенно иное, что не позволяет отнести здание к типу крестовокупольных храмов. Центральное пространство перекрыто крестовым сводом, отрезающим барабан от интерьера. Таким же сводом перекрыт западный компартимент и нижний ярус колокольни. Боковые нефы имеют систему коробовых сводов с распалубками от подпружных арок. Апсиды перекрыты коробовыми сводами с конхами. В западной части расположены хоры, опирающиеся на тонкие колонки. Стены и своды украшены штукатурными профилированными тягами, карнизами, розетками и филенками.
   Церковь была закрыта в 1932 г. Вновь открыта в 1995 г.
   Известные люди, похороненные в ограде храма: Ермаков Флор Яковлевич

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 6. Д. 2882; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 202; Города Тверской области. СПб., 2000. Вып. 1. С. 135.

   А.Ф.

   
     (По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013., материалам официального сайта Тверской епархии и материалам предоставленым Ольгой Делюшиной.)

    (Фото. hram-tver.)




Вышний Волочёк. Священник Иоанн Виноградов, настоятель Успенской церкви, с семьёй. В 1930 г. он отрёкся от сана из-за угроз расправы с его семьёй. Архив Г.Д. Мироновой-Сперанской. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   История храма началась 7 июня (25 мая по ст.стилю) 1860 года, когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я.Я.Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864-го по 1868 год, и 21 декабря (8-го по ст. стилю) 1868 года в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля (22 июня по ст. стилю) 1869 года – день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых.
   Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа (ст.ст.) 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. В 1881 году на приход были определены Старицкий священник Владимир Осиповский и диакон Алексей Тяжелов. С 1905 года в храме служили священник-настоятель Иоанн Виноградов и диакон Алексей Сперанский. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 году количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин.
   В 1926 г. закрыли богадельню, а её здание заняли под школу. 18 мая 1929 г. пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 г. с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941-го по 1945 годы здесь располагался военный госпиталь, с 1944-го по 1946 – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни – вновь открыли школу.
   Летом 1993 года началось возрождение приходской жизни. 1 мая 1994 года, на Пасху, после долгих лет безбожья, в цокольном этаже Успенской церкви прошла первая служба, а с 23 апреля 1995 года службы стали проходить в притворе храма.
   1 сентября 1997 года открылась первая в Вышнем Волочке Православная общеобразовательная средняя школа имени преподобного Сергия Радонежского.
   С Рождества 2004 года богослужения проводятся в Центральном алтаре храма. В церкви ведутся реставрационные работы.

   
     (По материалам сайта Храма Успения Пресвятой Богородицы.)
    



Алексий Дмитриевич Сперанский - псаломщик Успенской церкви г. Вышнего Волочка с женой Ириной Васильевной и детьми Сашей и Митей. Нач. XX в. Фото из архива Г.Д. Мироновой-Сперанской. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   Успенская при богадельне домовая церковь, построена в 1868 году, каменная, престола три: средний Успения Божией Матери, правый Всех Святых, левый Воздвижения Животворящего Креста Господня.
   Церковные документы: опись 1881 года, метрики с 1881 года, исповедальные с 1881 года.
   В 1901 году служили: Священник Владимир Стефанович Осиповский 49-ти лет, студент семинариии, в служении с 1873 года, священником с 1876 года, состоял законоучителем городского начальеого женского училища и городского училища, членом благочинного совета, награжден в 1899 году наперсным крестом. Диакон, в звании псаломщика, Алексей Андоеевич Тяжелов 57-ми лет, диаконом с 1866 года. Церковный староста мещанин Алексей Александрович Бочаров, в должности с 1899 года.
   Прихожан - 56 дворов (121 мужчина, 135 женщин).
   В 1915 году служили: Саященник Иоанн Виноградов 38-ми лет, окончил семинарию, на службе 19 лет, в Успенском храме 10 лет. Псаломщик-диакон Алексий Сперанский 36-ти лет, на службе 17 лет, в Успенском храме 10 лет.
   Прихожан - 148 мужчин, 149 женщин.


ФОТО. АНДРЕЯ АГА.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. № 2, 3 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Фото. № 4 Андрея Ага.)