Вышний Волочек - Троицкая церковь


Церковь Троицы. Вид с севера. Фото. 1886 г. ИИМК РАН. matveevo.prihod.ru


   В 1838 г. городской глава, вышневолоцкий купец Михаил Фёдорович Ванчаков подаёт прошение о строительстве на берегу Тверецкого канала нового каменного храма во имя Святой Троицы.
   Церковь Троицы с приделами: правый - Усекновения Главы Иоанна Предтечи, левый - Праведных Иоакима и Анны, построена в 1840-43 гг., по проекту 1838 г. губернского архитектора И.Ф. Львова на средства городского головы Михаила Федоровича Ванчакова. Она стояла в Жуковской части города на затверецкой площади в излучине Тверецкого канала и реки Цны (не сохр.), строгим лаконичным силуэтом четко выделяясь в панораме застройки набережной реки. Кирпичная оштукатуренная церковь с гранитным цоколем типична как для позднего ампира, так и для творчества И.Ф. Львова. Ядром компактной композиции без трапезной являлся кубический объем храма с купольной световой ротондой. С востока примыкал прямоугольный алтарь, а с запада - равновеликий первый ярус колокольни. Служивший притвором нижний ярус нес второй ярус-четверик с арочными проемами звона. Композицию завершал глухой приземистый цилиндрический барабан с куполом и шпилем. Фасады храма были акцентированы пилястровыми портиками с треугольными фронтонами.
   Церковные документы хранившиеся в церкви на начало ХХ века: опись, метрики с 1843 года, исповедальные с 1844 года, акт на землю.
   В 1901 году служили: Священник Пётр Павлович Преображенский 29-ти лет, студент семинарии, священником с 1893 года, состоял законоучителем воскресной школы и городского приходского училища, в 1899 году награждён набедренником. Священник Николай Андреевич Лебедев 32-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1894 года, состоял законоучителем воскресной школы и в 2-х городских начальных училищах. Диакон Иоанн Никитич Воронцов 27 лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Александр Константинович Ивановский 61 года, в должности с 1860 года. Псаломщик Алексей Иванович Лебедев 31 года, в должности с 1888 года. Церковный староста почётный гражданин купец Михаил Иванович Воскресенский, в должности с 1893 года.
   Прихожан: 1) Священника Преображенского - 144 двора (464 мужчины, 530 женщин). 2) Священника Лебедева - 162 двора (552 мужчины, 621 женщина). Старообрядцев - 13 мужчин, 16 женщин. Всего: 306 дворов (1029 мужчин, 1167 женщин).
   В 1915 году служили: Священник Петр Преображенский 44-х лет, окончил семинарию, на службе 21 год, в Троицком храме 18 лет. Священник Николай Лебедев 47-ми лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Троицком храме 20 лет. Штатный диакон Иоанн Воронцов 41-го года, на службе 20 лет, в Троицком храме 18 лет. Исполняющий должность псаломщика Сергей Первухин 26-ти лет, на службе 5 лет. Псаломщик Иулиан Новоженов 49-ти лет, на службе 2 года.
   Прихожан - 857 мужчин, 988 женщин, старообрядцев - 19 мужчин, 22 женщины.
   В настоящее время на месте Троцкой церкви строится продолжение развлекательного комплекса «Шоколад».

   
     (По материалам статьи Дениса Ивлева "История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1750-1840 гг." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)


   ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ.

   Троицкая церковь, выстроенная на левом берегу Тверецкого канала стала главным храмом Затверецкой части города. К 1838 году «затверецкая часть города отделяющаяяся от городской части рекою Тверцою» имела до 370 дворов.
   «Все обыватели оной части по ближайшему жительству» вполне могли «поступить прихожанами» новой церкви и «быть достаточными к содержанию священника с причтом». Кроме того, старое болотистое русло Тверцы, Цна и Тверецкий канал образовывали как бы возвышенный остров с площадью «весьма приличного и достаточного пространства» для построения храма. Эти причины сыграли большую роль в решении вышневолоцкого городского главы Михаила Фёдоровича Ванчакова о начале строительства нового храма в Затверецкой части города.
   Вышневолоцкий городской глава Михаил Фёдорович Ванчаков к тому времени уже был известным своими делами в городе. В период с 1833 по 1841 год он три раза подряд избирался на эту должность. При нём Вышний Волочек стал одним из самых благоустроенных городов губернии: старые деревянные мостовые заменили на каменные, устроено три каменных моста: Петербургский, Тверецкий и Цнинский, осушительные каналы, капитально ремонтирован первый корпус торговых рядов, открыто уездное гражданское училище с приготовительным классом и училище кантонистов для солдатских детей. И всё же самым главным делом его жизни стало строительство каменной Троицкой церкви на берегу Тверецкого канала.
   В 1838 г. вышневолоцкий I гильдии купец и городской голова Михаил Фёдорович Ванчаков заказал Тверскому губернскому архитектору Ивану Фёдоровичу Львову (1797-1864) «план, фасад и профиль церкви и особо другой место положению и окружности, где назначается построение оной». Для Львова это была уже не первая работа в Вышнем Волочке. В центре города им было построено здание гостинного двора. В это же время Иван Фёдорович работал над проектом храма в с. Дудино под Тверью. Проект Троицкой церкви стал аналогом проекту дудинского Вознесенского храма (1826-1838), у Троицкой церкви отсутствуют лишь портики с колоннами по фасадам храма.
   В марте 1838 года, когда проект был готов, М.Ф. Ванчаков обратился к Тверскому и Кашинскому архиепископу Григорию с прошением, где описав все обстоятельства, просил: «Имею щастие всепокорнейше просить на сие Вашего Архипастырского благословения снисходя к моему желанию и по уважению недостатка церквей в здешнем городе против числа жителей, значительно увеличивающегося, удостоить исходатайствованием у высшаго Правительства позволение на построение от меня на означенном месте по сему представленному плану храма во имя Живоначальныя и Нераздельныя Троицы с приделами: одним во имя Усекновения Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и другим во имя Святых и Праведных Бого Отец Иоакима и Анны».
   На руку Ванчакову сыграло и поданное недавно прошение вышневолоцких купцов об открытии ещё одного комплекта священнослужителей в городском соборе. Те так же мотивировали своё прошение разросшимся населением города: «из постоянных жителей до четырёх тысяч двухсот душ мужеска пола, сверх сего проживает значительное количество разночинцев и в летнее время приходящим караваном барок бывает народу до двадцати тысяч человек».
   30 марта 1838 г. Консисторией было принято решение откомандировать в Вышний Волочёк Губернского архитектора и провести опрос жителей на предмет согласия со строительством нового храма. 26 мая Тверская губернская строительная комиссия предписала откомандировать в город помощника Губернского архитектора Г.Г. Говорова.
   25 июля Говоров прибыл в город и в составе комиссии вместе с городничим А.П. Филасовым, полицейским ротмистром Н. Пономарёвым и священником Петром Семеновским освидетельствовал место будущей церкви на Затверецкой площади. Вывод комиссии был однозначным: «Оказалось означенное место по твёрдому грунту земли способным к построению церкви, удобным и приличным».
   21 августа 1839 г. Вышневолоцкое градское общество показало, что препятствий к строительству не имеет. 10 января Тверской архипастырь направил прошение в Святейший Синод, где испросил разрешение на построение храма. Указ с разрешением последовал 20 апреля 1840 г. А 18 мая была подписана храмосданная храмота. Ванчаков заказал печать текста грамоты в Синодальной типографии, разрешение на её печать было получено 25 февраля 1841 г.



Церковь Троицы. Вид с юго-запада. Фото. нач ХХ в. ИИМК РАН. matveevo.prihod.ru


   Строительство храма, начатое в 1841 году, было окончено в 1843 г. Этим же годом датировано и прошение на освящение церкви. Причт нового храма формировался в течение всего 1843 г. Священником стал бывший диакон Казанского собора Пётр Иванов Воскресенский. На должность диакона претендовали ученики духовного училища Монсветов и Митропольский. Дьячком же стал бывший ученик духовного училища Никольский. Тогда же единогласно избрали и старосту. Им стал Михаил Фёдорович Ванчаков.
   Об отце Петре Иванове Воскресенском мы знаем немного. 8 ноября 1843 г. он из диаконов городского собора был рукоположен во священника к Троицкой церкви. Во диаконы к собору был рукоположен 17 июня 1828 г. после окончания курса Богословских наук Тверской семинарии.
   Купец I гильдии Михаил Фёдорович Ванчаков скончался 13 августа 1866 г. в возрасте 74 лет. Его погребли с северной стороны кладбищенской Преображенской церкви рядом с могилой дочери Анны Михайловны, умершей 2 августа 1858 г. Там же вскоре вырастет большое семейное захоронение Ванчаковых. В 1868 г. рядом с могилой мужа будет погребена, скончавшаяся 20 декабря вдова купца Анна Васильевна. В 1880 г. здесь же будет похоронен сын М.Ф. Ванчакова сорока двух летний потомственный почётный гражданин Михаил Михайлович Ванчаков (+ 27 июня 1880 г.).
   Новым церковным старостой, после смерти Михаила Фёдоровича, становится Николай Михайлович Ванчаков, сын М.Ф. Ванчакова.
   С самых первых дней настоятельства отца Петра на его плечи легли обязанности по благоустройству только что созданного прихода. В 1849 г. на колокольне Троицкой церкви треснул колокол, пришлось заниматься отливкой его заново. 1857 год – причту нарезаются усадебные участки. С наступлением 1859 года, когда к Троицкому приходу была приписана церковь при тюремном замке, начинается новый этап в истории Троицкой церкви и жизни священника Воскресенского.
   В 1859 г. начато дело «О собрании сведений относительно дозволения священнику Воскресенскому отправлять Богослужения в церкви при тюремном замке». Место для тюремного замка на плане города от 24 января 1831 г. было назначено в конце Осташковской улицы, там где сейчас расположен комплекс Центральной районной больницы. По сведениям краеведа Е.И. Ступкина тюремный замок располагался на месте старого здания морга ЦРБ. Деревянную церковь при тюремном замке построили с Высочайшего повеления Николая I – он, к слову утвердил и план Вышнего Волочка 1831 г. - и освятили 30 августа 1834 г. С момента своего основания она была приписана к городскому собору, и богослужения в ней отправлялись соборными священниками. В 1861 году эта церковь была передана «от Казанского собора к Троицкой церкви» и на протяжении нескольких десятилетий отец Пётр был её настоятелем.
   В том же 1861 г. было начато разбирательство по поводу похищения из церкви некоторых вещей, что так же изрядно попортило нервы настоятелю. В 1863 г. отцу Петру поручили и ещё одно послушание: из прихода Петропавловской церкви были перечислены под его опеку «нижние чины Инвалидной команды» - резервного батальона № 34 расквартированного в Вышнем Волочке.
   Всё в том же 1863 г. священнику Воскресенскому так же поручают преподавание закона Божия в школе Онежского полка. Через год из храма в новоустроенные казармы полка была передана икона Николая Чудотворца.
   1864 год – отец Пётр становится законоучителем в школе грамоты. И, наконец, в 1865 г. первая награда за труды.
   1867 год – новый разбор в Консистории: следует ли получать жалование священнику и причетникам за исправление богослужения в тюремном замке и больничной церкви. В 1868-69 гг. разгорелся конфликт между старостой и настоятелем. В 1876 г. священника Воскресенского увольняют от должности депутата, вместо него назначен на эту должность священник Никольский.
   Когда умер священник Николай Воскресенский, мы не знаем.
   1876 год – мещанин Сысоев просит Консисторию дозволить беспрепятственное совершение богослужений в Тюремной церкви. Через год на приходе проходят выборы старосты. Избран представитель рода Ванчаковых. Через три года, как гром среди ясного неба, начинается дело «о неправильном выборе церковного старосты Ванчакова». А ещё через два бывший староста получает награду.
   Со смертью священника Петра Воскресенского настоятелем храма становится священник Василий (?) Рубцов. В 1883 г. вторым священником храма и помощником настоятеля значится Иван Никольский. Исполняющим должность псаломщика записан дьячок И. Никольский, исполняющим должность второго псаломщика значится дьячок А. Ивановский. Сверх штата в храме служит пономарь Дмитрий Сперанский.
   Дмитрий Сперанский († 1897 г.) происходил из духовного сословия. Его супруга Мария Филипповна Сперанская, в девичестве носившая фамилию Преображенская, была дочерью священника с. Глубокое Филиппа Родионовича Преображенского. Семья жила в большом деревянном доме на Сиверсовой улице (на его месте отделение Сбербанка около городского рынка). Дом этот Мария Филипповна приобрела у диакона кладбищенской церкви Ивана Ивановича Сменковского. Сын Дмитрия Сперанского долгое время будет служить диаконом Успенского храма г. Вышнего Волочка, а затем в последний год своей жизни будет настоятелем церкви с. Федово Вышневолоцкого района.
   1880-е гг. в истории Троицкой церкви стали годами больших ремонтных работ. 1882 год – горит купол церкви. 1884 – в храме ремонт, в 1886-ом прихожане просят дозволить окрасить стены изнутри.
   1887 год - в Консисторию поступает прошение о разрешении ежегодно совершать крестный ход 27 июля с иконой великомученика Пантелеимона. Икона эта, судя по всему, почиталась на приходе чудотворной: в 1893 г. были зафиксированы случаи чудесных исцелений от неё.
   1889 год - испрашивается разрешение поставить икону в Ремесленной управе. В том же году снова переливается разбитый колокол.
   В 1880-е – начале 1890-х гг. второй штатный священник Троицкой церкви Иоанн Никольский становится не только настоятелем Троицкого храма, но и благочинным города Вышнего Волочка и окрестных приходов. На него, как на благочинного, возлагаются обязанности следить за ходом строительных дел, разбирать тяжбы священнослужителей, вести канцелярию благочиния, в том числе и переписку с Духовной консисторией. Имя благочинного священника Иоанна Никольского мы часто встречаем в документах того времени. Например, в деле о строительстве каменного Воскресенского храма в селе Городолюбля за 1887-1888 гг. и в деле о награждение старосты того же прихода купца Василия Андреевича Болотина в 1890 г.
   Последнее десятилетие XIX в. началось с открытия при храме школы. Это случилось в 1892 г. В том же году награждён церковный староста. 1893 – ведутся ремонтные работы. 1894 – испрашивается позволение совершать богослужения в Тюремной церкви. 1895 – ведутся живописные работы внутри церкви. В том же году испрашивается разрешение на принятие на один день в храме чудотворной иконы Божией Матери. Судя по тому, что буквально на следующий год священнослужители подают прошение о разрешении совершать 10 мая крестные ходы вокруг церкви, этой чудотворной иконой был образ Андрониковой Божией Матери. Андроникова икона Пресвятой Богородицы была привезена в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь 1 мая 1885 г.



Вид на Троицкую церковь с Островов. Архив Е.И. Ступкина. matveevo.prihod.ru


   1897 год – староста храма вышневолоцкий купец Михаил Иванович Воскресенский жертвует в пользу церкви участок земли. В 1896 году причт испрашивает для него награду.
   В начале XX века в приходе было 306 дворов, 1029 мужчин, 1167 женщин. Его духовно окормляли два священника: Пётр Павлович Преображенский и Николай Андреевич Лебедев. Дьяконом в приходе служил Иоанн Никитич Воронцов, псаломщиком – Алексей Иванович Лебедев. Старостой храма был почётный гражданин, купец Михаил Иванович Воскресенский.
   1915 год – в приходе продолжает настоятельствовать священник Пётр Преображенский, 44 лет. Второй священник прихода – Николай Лебедев, 47 лет. Диаконом служит всё тот же Иоанн Воронцов. Должность псаломщика исполняет Сергей Первухин, 26 лет, из 4 класса семинарии, на службе пятый год. Число приходских душ изменилось: 857 мужчин, 988 женщин, раскольников 19 мужчин, 22 женщины.42
   Священники прихода преподают закон Божий в двух городских начальных училищах, одном министерском земледельческом училище и училище Государя Императора. Всего учеников, слушающих курс Закона Божия – 188 человек, жалование за преподавание 560 рублей в год.
   Первые годы после Октябрьского переворота храм существовал без особых помех со стороны новоявленной власти. Приход имел регистрацию, здание брали в аренду у государства. Резко поменялось отношение лишь к священнослужителям. Вот сведения о лицах лишённых избирательных прав за 1931 г. Среди них есть и священники Троицкой церкви: Воронцев Иван Никитич (1873 г.р.) и его супруга Воронцева Мария Ивановна (1872 г.р.), проживающие по ул. Спорта, д. 17; Преображенский Пётр Павлович (1870 г.р.) и его супруга Преображенская Лидия Ивановна(1876 г.р.), проживающие по ул. 2-я пролетарская д. 42. Были так же лишены избирательных прав диакон Троицкой церкви Синайский Василий Алексеевич (1877 г.р.) и его жена Синайская Анастасия Васильевна (1885 г.р.), жившие на ул. 1-ая пролетарская д. 9.
   В ходе исследования Пятницкого кладбища Вышнего Волочка, удалось обнаружить захоронение священника Петра Преображенского. На полустёртой от времени табличке ещё можно прочесть дату его кончины 30 ноября 1940 г. Отец Пётр, видимо последние годы своей жизни служил уже на Пятницком кладбище, пережив закрытие своего последнего храма и снос родного Троицкого. Он был погребён слева от основной тропинки, ведущей к разрушенной Преображенской церкви…
   В деле о закрытии и сносе Троицкой церкви за 1936 г. сохранились анкеты на служителей храма, составленные в 1935 г. В 1935 гг. приход проходил перерегистрацию, составлялись заново списки двадцатки и прихожан храма. Всё это нужно было сделать в один день, иначе приход не зарегистрируют и храм закроют. Были составлены списки двадцатки, прихожан храма, живших в разных концах города и анкеты «служителей культа».
   Настоятель храма протоиерей Воронцов Иван Никитич показал в анкете, что родился он 11 февраля 1873 г. До 1917 г. был диаконом в Троицкой церкви. 30 июля 1917 г. был рукоположен во священника к тому же храму, 15 апреля 1934 г. возведён в сан протоиерея. Под судом не был. Район деятельности как священника он определил: «Пролетарская слобода и частично в городской части, в Революционной слободе, на Острове и Н. Заворове».
   Вместо священника Преображенского в 1934 г. в храме служил вторым священником Волский Иван Иванович, 1888 года рождения. С 1 июля 1910 года по 8 августа 1918 года служил помощником классного наставника Новгородской духовной семинарии. С 10 августа 1918 года по 1 июня 1920 года – был переписчиком канцелярии штаба инженерного полка 10 дивизии 158 эвакопункта, с 1 июля 1920 г. по 1 сентября 1921 г. письмоводитель канцелярии Новгородского губернского лесхоза.
   Рукоположен Иван Иванович был 1 июля 1921 г. во священника к Горкинской церкви Мало-Вишерского района Ленинградской области, где и прослужил до февраля 1930 года. 15 февраля он был арестован и 18 марта осуждён Тройкой ППОГПУЛВО по статье 58 УК на три года. Освобождён был 20 октября 1932 г. досрочно «вследствие зачёта 117 рабочих дней».
   В 1932 г. отец Иоанн попадает в Вышний Волочёк, где нанимается чернорабочим лесхоза № 2 города Вышнего Волочка. В лесхозе батюшка трудился с 1 ноября по 15 декабря 1932 г. А 20 декабря 1932 г. получил назначение в село Коломно Вышневолоцкого района, но прослужил там недолго. 15 ноября 1932 г. он переводится на должность второго священника к церкви Святой Троицы в Вышний Волочёк. Проживал о. Иоанн на квартире у священника Воронцова.
   И, наконец, диакон Остроумов Пётр Петрович подал о себе такие сведения: 1905 г.р. Диакон. До 1917 г. учился в Волоколамском духовном училище, затем был псаломщиком, а потом и диаконом Троицкой церкви. Проживает по ул. 2-ая пролетарская д. 17.
   О дальнейшей судьбе священнослужителей храма известно крайне мало. Имя священника Ивана Никитича Воронцова упомянуто в протоколах допроса священномученика Владимира Дмитриевича Мощанского. Священник был арестован 13 февраля 1938 г. и помещён в Вышневолоцкую тюрьму. В протоколе допроса записано: «Из духовенства я знаю Всеволода Фёдоровича Зосимовского, священника собора, Александра Алексеевича Кобарова, священника собора, Ивана Никитича Воронцова, священника собора, Владимира Васильевича Успенского, настоятеля храма». Из протокола допроса следует, что отец Иоанн служил в 1938 г. в Богоявленском соборе.
   В Тверском государственном архиве удалось обнаружить список священнослужителей, проживающих в Вышнем Волочке. Датировать его можно концом 1930-х – началом 1940-х гг. Среди имён священников и диаконов мы находим и Воронцова Ивана Никитича, и Остроумова Петра Петровича. Отец Иоанн продолжал жить на ул. Спорта, 17, а отец Пётр жил уже на 6-ой Пролетарской, 50.
   В 1931 г., исполняя закон о сборе металлолома, во всех городских церквях был прекращён колокольный звон, а затем были изъяты и сами колокола. «При снятии колоколов вследствие падения большого колокола весом свыше 3-х тонн, в колокольне образовались трещины, каковые в последнее время, вследствие расположения церкви на болотистом месте, в силу осадки фундамента, распространились на своды, что грозит обвалом колокольни и частично сводов», - это строки из акта технического состояния Троицкой церкви от 10 апреля 1936 г., который составила комиссия из городского начальства тех лет.
   Акт составлялся с целью подготовки к сносу Троицкой церкви. Естественно проблема была сильно раздута: других отклонений в технических характеристиках здания не нашли. Но решение вынесли однозначное: «вследствие указанного комиссия считает необходимым указанную церковь назначить к сносу, о чём поставить в известность Президиум Городского совета».



Место Троицкой церкви. matveevo.prihod.ru


   Президиум решил снести и Троицкую церковь. В постановлении от 9 апреля 1936 г. решение о сносе прописано с соблюдением всех законодательных мер того времени: «Принимая во внимание, что церкви «Троица» грозит авария (обвал) и кроме этой церкви для группы верующих в черте города остаются ещё три церкви: «Преображение», «Никольское подворье» и «Казанский собор». Президиум горсовета считает необходимым указанную церковь снести и кирпич употребить на строительство школ».
   9 мая 1936 г. Президиум Калининского облисполкома утвердил решение Горсовета. Но решение Калининского облисполкома было не окончательным, приход имел право обжаловать его во ВЦИК. Лишь решение ВЦИК могло горсовету дать право ликвидировать приход и снести храм. Но, как мы увидим ниже, даже видимой законности городское начальство соблюдать не хотело.
   11 мая горсовет объявил общине Троицкой церкви о закрытии храма и сообщил о порядке обжалования этого решения. 14 мая 1936 г. во ВЦИК было отправлено заявление верующих, в котором они возражали против закрытия храма и использования кирпича от стен церкви на строительство школ. «Встревоженная община верующих изъятием храма в момент существования закона об отделении церкви от государства и свободном веровании, выражает скорбь о массовом закрытии храмов, т.к. закрывается третий храм подподряд без видных причин со стороны населения, в городе более 50 000 человек. Остаётся один собор, куда не представляется возможным войти, т.к. не может вместить молящихся и не предоставляется возможным выполнить требования верующих… община не имеет никаких недостатков, причиной коих мог бы быть изъят от пользования храм, считаем необходимым присовокупить, что при закрытии церквей Петропавловской и Успенской прилив верующих в общину увеличился, а поэтому число верующих несомненно более 335 членов».
   К этому письму члены приходского совета приложили и список прихожан Троицкой церкви, зарегистрированных в 1935 г. 7 февраля 1935 г. по приказу Горсовета этот список был спешно составлен в один день, промедление грозило закрытием прихода. Ошибки в его оформлении и были использованы Горсоветом и Облисполкомом в дальнейшей борьбе с приходом.
   В мае представители администрации «начали обходить дома верующих зарегистрированных и незарегистрированных по своему усмотрению с подпиской об отказе от храма Св. Троицы предлагая подписаться в собор». Таких подписей они набрали немного. В своём большинстве люди стояли за сохранение церкви, но были и те, кто подписывался за её снос.
   Буквально на следующий день, после объявления решения Облисполкома о закрытии церкви, городская власть отдала команду ломать ограду. 13 мая 1936 г. возмущённая община написала в Москву: «Вышневолоцкий горсовет на постановление Калининского облисполкома объявил закрытие храма Троицы, представив законное право обжалования, между тем единовременно отдал распоряжение на ломку ограды, служащей охраной храма от злоумышленников. Просьба верующих немедленного вмешательства».5
   В Москве законность соблюли. 17 мая 1936 г. было предписано «церковь сохранить в беспрепятственном пользовании верующих» вплоть до окончательного решения ВЦИК, о чём было приказано телеграфировать Вышневолоцкому РИК. В ответ на это 28 мая облисполком, ссылаясь на то, что в списке членов общины верующих значатся имена людей, которые умерли, а другие состоят в комсомоле, просил вообще не учитывать мнения верующих.
   Действительно, при спешном сборе сведений для регистрации Приходской совет допустил неточности. В отличие от членов Приходского совета Петропавловской церкви, где были люди грамотные, ранее занимавшие серьёзные должности в торговле и городском руководстве, Приходской совет Троицкой церкви состоял из людей простых, не знавших всех юридических тонкостей.
   Поэтому Горсовету легко было найти недочёты в этих документах. «Список составлен не прихода, а всего города, тогда как город имеет три прихода, при наличии трёх церквей… Лица значащиеся в списке не знают, от списка отказываются и многие совершенно не проживают. Характерно привести факты: Список составлял сам священник и он жителям говорил, что «Примите меня со службой у вас на дому». Которые категорически отказывались и то значатся в списке, как тов. Николаев М.И. проживающий по 3 пролетарской дом 20 и второй случай Максимов Егор Иванович проживающий по Комсомольской улице, даже совершенно не знает, что он в списках по 3 пролетарской дом 29, и ряд других фактов, которые говорят, что церковь «Троицу» надо закрыть».
   Москва не зря разрешила «оставить церковь в пользовании верующих». Решение ВЦИК всё равно было предопределено. 20 июня 1936 г. «Постановление президиума Калининского облисполкома от 9 мая 1936 г. о закрытии сносе здания Троицкой церкви в г. В.Волочке» было утверждено. Храм окончательно закрыт и разрешение на снос было получено.
   В заключении по делу о закрытии церкви Троицы в Вышнем Волочке от 29 мая 1936 г. мы находим строки, из которых становится понятна истинная причина сноса храма: «Здание предполагается разобрать и строительные материалы (кирпич) использовать под строительство Медицинско-Акушерского техникума. На строительство техникума отпущено 656 000 р. Утверждено СНК РСФСР, фундамент заложен, цемент есть, рабочие есть, но нет кирпича».
   Сразу же после получения решения ВЦИК община написала письмо, отправив его по адресу «Москва. Кремль. И. Сталину, ВЦИК М.И. Калинину, в Калинин Облисполком». Прекрасно понимая, что ничего уже сделать нельзя, храм приговорён к сносу, люди всё равно писали. Это последнее письмо, уже упразднённой на законных основаниях, общины Троицкой церкви больше похоже на крик о помощи: «…Мы, община верующих прихожан храма Св. Троицы г. В. Волочка, исключительно рабочего района в числе 365 человек вынуждены вновь обратиться к Вам, Великие мужи Великого народа, с нижеследующей просьбою: благодаря доброму уделяемому вниманию Высшей Власти, направляемые нами протесты против, по нашему мнению, может быть и неправильных, но упорных домогательств местной Власти на закрытие храма – этого последнего нашего утешения, получили сего 29 июня печальный результат: Храм закрыли без объявления причины, что располагает наши мысли к сомнению в правильности такого распоряжения, т.к. со стороны пользующихся храмом верующих до настоящего времени ни разу не встречалось каких-либо недоразумений по отношению существующих положений. Храм как внутри, так и вне содержится в должной чистоте и порядке, ремонта не требует, налоги вносятся полностью и своевременно, канализация и чистота дорог исправна, каких-либо вредных агитаций или выпады мы как верные сыны Великих в Мире Страны не только не допускали, но всегда готовы пресечь путём выдачи нарушителя властям. В силу изложенного, не видя причины, что закрытие храма будто бы обновит нравственные устои, но они не поражены, что признано ст. 124 конституции СССР, а потому в силу изложенного просим Великих Вождей Пролетариата отменить это распоряжение предоставив радость и благодарение опечаленных за мудрое решение о предоставлении нам пользования храмом»60…
   Письмо так и осталось без ответа. Городское начальство приступило к подготовке сноса храма. И в 1939 г. наступил финал трагедии.
   «В тот день, когда разоряли Троицкую церковь, - вспоминает дочь священника Михаила Ивановича Белова, который в 1930-е гг. служил регентом хора Троицкой церкви, вышневолочанка Ильина Евгения Михайловна, - отец принёс большую икону Спасителя в тяжёлом киоте. Он сказал, что пока разрешают, верующие разносят по домам иконы и книги, иначе всё погибнет. А эта икона стала нашей семейной реликвией, хотя сейчас, когда возрождаются храмы, мне хочется передать её в церковь, пусть это будет память о тех страшных временах».
   Из Троицкой церкви отец Михаил вынес и обломок резьбы храмового иконостаса: резного, позолоченного Херувима. Сейчас он хранится в музее Сельского прихода с. Матвеева, где батюшка служил в 1940-50-е гг. Видимо, в эти же годы обломок иконостаса он подарил одной из прихожанок из д. Чудины. Позднее обломок попал в семью алтарника матвеевской церкви Виктора Васильевича Павлова, а от него уже в музей.
   Евгения Михайловна вспоминает и том, как взрывали Троицкую церковь. За взрывом она и другие дети наблюдали с другого берега Цны, с местечка «Красный флаг». Раздался гул, поднялось облако пыли, и церковь осела. Последний раз над Жуковым углом мелькнули очертания Троицкого храма. Мелькнули в облаке пыли, что бы больше никогда не предстать перед взором его жителей.
   Сейчас бывшая Затверецкая площадь активно застраивается. По линии бывшей улицы Преображенской в здании недостроенной в советские годы котельной разместился торгово-развлекательный центр «Шоколад». На месте Троицкой церкви появился лёгкий стеклянный павильон.

   Денис Ивлев, Вышний Волочёк-Москва, 2012 г.



Петербургский мост, набережная реки Цны и церковь Св. Троицы. Рис. В.П. Павлова из журнала "Всемiрная иллюстрация". Предоставлен Андреем Ага.

   
     (По материалам статьи Дениса Ивлева "Храм у истока Тверцы (Церковь Святой Троицы у Тверецкого канала)." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)

     (Фото. 1 - 4 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Рис. № 5 предоставлен Андреем Ага.)