Вышний Волочек - Казанский собор Казанского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Красный городок

Фото. Сергея Павловича Носикова


   Приближался конец 1875 года.
   Однажды, перед поездкой в Москву к благодетелям, м. Досифея побывала у Преосвященного Филофея в Твери. Благословив игумению в дорогу, ВАадыка спросил:
   - Вы подавали мне план на каменную церковь?
   - Нет, Bладыка, и думать не смеем.
   - А мне кажется, что подавали.
   Тогда матушка сказала:
   - Благословите, Bладыка! Верую, что за Ваши святительские молитвы Царица Не6есная укажет нам благодетелей!
   На что он ответил:
   - Благословение Господне да будет с вами на всякое благое дело, вами начинаемое!
   В Москве матушка пошла в Кремль поклониться святым угодникам и очень устала. Проходя мимодома одной благочестивой купчихи Евфимии, про которую м. Досифея от многих слышала, решилась зайти к ней отогреться и отдохнуть. Купчиха посмотрела её бумагу, обратила внимание на весьма плохонькую одежду (тяжелую ветхую шубу и валенки) и прослезилась:
   - Вот какие начальницы в провинции!
   Затем радушно приняла матушку, расспросила о вновь устроенной общине и, узнав, что у них только одна домовая церковь, сказала:
   - Что за монастырь, если нет отдельной церкви. У меня отложены на погребение десять тысяч, я вам дам их через год, а вы начинайте строить каменный хpaм!
   В слезах и с чувством благодарности упала м. Досифея перед иконой Богоматери «Достойно есть» с Афонской Горы, которая висела у купчихи в зале, и вместе помолились. Провожая матушку, Евфимия сказала:
   - Хотя я знаю, что этих денег недостаточно на постройку каменнои цepкви но вы безотлагательно начинайте с полным yпованием на помощь Царицы Небесной, так Она и строить хpaм Сама поможет! И чтобы никто не знал, чья жертва.
   Только потом вспомнила матушка слова Митрополита Филофея и еше более укрепилась в вере и уповании на Царицу Небесную. Через год купчиха Евфимия, как и обещала, отдала десять тысяч рублей, а в начале 1877 года архиепископу Tвepcкому Aлексею (Ржаницын, †1877) были поданы прошения от учредителя общины князя Путятина и от настоятельнмцы м. Досифеи о дозволении устроить каменный соборный хpaм во имя Кaзанской Божией Матери. Князь писал, что домовая церковь в праздничные дни не вмещает и половины стекающегося для поклонения Царице Небесной народа. И взял на себя ответственность предоставить план, разрез и фасад храма, а также изыскать средства на его построение. Московский архитектор А.С. Каминский разработал проект изящного собора, который был одобрен Строительным Отделением Губернского Правления 29 апреля 1877 года. Сразу приступили к заготовке материалов, но враг рода человеческого стал учинять разные препятствия.
   Решили для постройки собора сами кирпич делать. Но подрядчик купец В.А. Китайцев, взявшийся для них устроить кирпичный завод, оказался недобросовестным: получив задаток в 7000 рублей, сделaл негодный к постройке, непрожженный кирпич. И до того дошло, что Китайцев кирпича матушке не отдавал, да и ещё подал на неё в суд с требованием денег. Как писала в своих записках м. Досифея, «ненавидящий добро искуситель это все навел, чтобы разрушить святое дело». Вступился за обитель князь Путятин, и суд постановил весь кирпич продать с аукциона.
   Интересно отметить, что, не послужив Царице Небесной при устроении монастырского Казанского собора в честь Нее, купец В.А. Китайцев уже через три года, по Промыслу Божию, стал усердным и ревностным благоукрасителем близлежащей Казанской церкви-часовни. На его средства эта церковь былa расписана настенной живописью, обновлен иконостас и сооружен прекрасной работы золоченный киот с сенью для находящейся здесь чудотворной Кaзанской иконы. Не чудо ли это?
   Но вернемся к строительству собора. Когда начали делать фундамент, возникли новые неприятности. Архитектор А.С. Каминский считал, что cвай вовсе не потребуется, однако, как только стали копать рвы, увидели, что слой земли менее трех метров, а затем шла сплошная жижа. Денег уже небыло, а надо было купить 3000 свай, оплачивать работy 150 человек, сваи пришлось забивать на глубину более шести метров. Через некоторое время подрядчик хотел приостановить все работы, так как матушка не могла расплатиться с рабочими. Горько она плакала: «Какие чмы нарыты! Если оставить их, водой зальет и снегом зимой занесет. Что же тогда будет?» И обратилась с пламенною молитвою: «Божия Матерь! Не отступлю от Тебя, помоги!»
   Дни и ночи взывала она, и Владычица мира услышала её молитву. В это время на принадлежащей обшине земое вбоизи станции Спирово подходило к концу строительство церкви, и готовились на неё поднять кресты. Марина Ивановна Короткова (впоследствии казначея Макария) поехала в Петербург за крестом и возвратилась вместе с купчихой, старушкой А.А. Поповой (в монашестве Агния). После торжества в Спирове радость м. Досифеи была непродолжительна. К ней опять явился подрядчик с угрозой остановить работы.
   - Матушка, Царица Небесная! Что же мне делать! Помоги мне грешной и пошли милостивых благодетелей! Не оставь своей милостию! - горько плакала матушка.
   Купчиха же Попова спросила матушку Досифею: «Что же ты все плачешь?» - и, узнав причину, велела приехать в Петербург за деньгами.
   Вот неожиданная миюсть Божия! И фундамент был закончен накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, 21 октября 1878 года.
   Вскоре Царица Небесная послала и других благодетедлй, из которых особенно выделились двое: Ефрем Никифорович Сивохин из Петербурга и Григорий Германович Германов из Москвы. При их содействии постройка собора не прекращалась.
   Когда матушка поехала покупать кирпич к Вышневолоцкому купцу Софронову, то он в долг не отпустил: «Ты скоро умрешь, а мне с кого же получить?» Так и возвратилась из города ни с чем. Опять же Е.Н. Сивохин выручил, купил пятьсот тысяч штук кирпича у того же Софронова.
   На оконченный снаружи Казанский собор 7 июля 1880 года были поставлены 19 крестов, пожертвованные Е.Н. Сивохиным. Нечто неизъяснимо радостное чувствовалось при этом торжественном событии; особенно, когда был поднят и благополучно утвержден на высоту 55 метров самый большой крест в 320 кг весом.


ФОТО. АНДРЕЯ АГА.


   С каждым месяцем увеличивалось количество сестер обители, еше более осложняя денежные проблемы для игумении. Но в основном эти затруднения касались освящения великолепного собора. Матушка поехал а в Боровичи к благодетелям и привезла от них полторы тысячи рублей. Вскоре строительство собора с великими скорбями и нуждами было завершено. Но освящение его задерживалось из-за неготовности иконостаса. Сначала планировали закончить к 8 июля 1882 года, но не успели, и на праздник Казанской иконы было совершено в соборе только всенощное бдение, а освящение отложили до 8 августа.
   7 августа приехал Владыка Савва и полюбовался великолепием собора. Около пяти часов вечера при многочисленном стечении народа из города с крестным ходом была принесена чудотворная икона Kaзанской Божиеи Матери. В 6 часов начался благовест ко всенощному бдению, которое совершалось уже в новом соборе. Во время величания в честь Божией Матери весь собор мгновенно осветился тысячами зажженных свечей в руках молящихся, что усилило торжество. В самый же день освящения, с раннего утра, несмотря на пасмурную погоду, множество богомольцев потянулось во святую обитель. В 9 часов начался перезвон к освящению воды. После молебна было совершено освящение храма Преосвяшенным Саввою. На Божественной литургии сподобились причаститься Святых Таин игумения Досифея и храмоздатели: Е.Н. Сивохин с супругою, Г.Г. Германов с супругою и некоторые другие. Этот пример благочестия произвел на предстоявших в храме глубокое и благотворное впечатление.
   По окончании литургии архипастырь вышел из алтаря в мантии и, благословив матушку иконой 3намения Божией Матери, приветствовал её следующими словами:
   «Храм сей столь величествен и так благолепен, что каждый благочестивый христианин, входя в него, невольно будет повторять слова древнего псалмопевца: «возвеселихся о рекшихъ мне: въ домъ Господень пойдемъ!» ...Да радуется и веселится и твоя боголюбивая душа о столь величественном и благолепном храме Божием! Да прославляют в нем еже-дневно Господа! Да обретают в нем; духовное утешение и все в него приходящие, и в нем молящиеся! Владычица же, Пресвятая Богородица, имени Коей посвящен сей храм, да хранит тебя и вверенную тебе обитель под Своиим спасительным и благодатным покровом!»
   Митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский, †1892) подарил к освящению собора два священнических облачения и два диаконских стихаря, сделанных из балдахина, бывшего над гробом Царя-Мученика Aлександра II.
   Торжество закончилось любвеобильной трапезой. Более всех содействовал устроению и благоукрашению великолепного собора Е.Н. Сивохин ­ великий благодетель, как называла его игумения.
   В подклете собора в 1882 году на средства тверского купца И.А. Богданова была устроена "пещерная" церковь Илии Пророка, вскоре упраздненная по причине невозможности проведения служб из-за сырого и удушливого воздуха в ней.

Казанский собор. План.    Соборный храм в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери - каменный, на высоком гранитном цоколе, холодный однопрестольный, прекрасный снаружи, высокий, светлый и просторный с обширными хорами - одно из наиболее своеобразных и выразительных произведений русско-византийского стиля в провинциальной архитектуре России, отличающееся ярусной многоглавой композицией, занимает видное место в ряду других произведений архитектора А.С. Каминского. Центрический храм, имеющий в плане греческий крест, увенчан массивным световым барабаном-ротондой с купольным покрытием и луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане. С запада примыкает притвор в виде монументальной арочной лоджии с полуовальными лестничными башнями на торцах. Исключительно живописный силуэт собора создают венчающие его 15 глав. Основной крестообразный объем, помимо центральной главы, имеет 10 боковых глав: четыре поставлены над внутренними углами и по две менее крупных - на флангах северного, южного и восточного рукавов креста. Еще две пары небольших глав воздвигнуты над торцами притвора. При этом в композиции выделяется основное пятиглавие, которое образуют центральная и четыре угловых главы. Все фасады объединены общими горизонтальными членениями: высоким рустованным цоколем и тремя карнизами - в завершении цоколя, в средней и венчающей частях стен. Южный, северный и восточный фасады храма решены одинаково: основная плоскость стены занята гигантской арочной нишей, в которую заглублены три арочных окна, среднее из которых выше боковых. На южном и северном фасадах под средним окном расположен арочный вход. Его портал имеет сложную ярусную композицию с двумя парами колонок, архивольтом, рамочным обрамлением и киотом. Центральный барабан храма прорезан арочными окнами, простенки которых оформлены колонками с кубоватыми капителями, несущими килевидную аркатуру по всему периметру объема. Арка притвора и аттик над ней решены аналогично остальным фасадам храма. Башни в средней части стен расчленены вертикальными нишами, через одну в них заглублены щелевидные окна, освещающие лестницу. Длина собора 41 м, наибольшая ширина - 34 м, высота - 20 м. Иконостас с вызолоченной резьбой, длиной 30 м, высотой 11 м. Святые иконы были писаны монахинями и послушницами монастыря.

   Святынями собора являлись:
   а) Кaзанская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; убрус был шит жемчугом с простыми камнями; вверху - корона, украшенная мелкими стразами; высота иконы 100 см, ширина 80 см. Святая икона раньше помещалась рядом с Андронниковой иконой и в одном киоте с ней, на возвышении за левым клиросом. Пожертвована Н.В. Салтыковым, родным братом игумении Досифеи.
   б) cepeбpо-позлащенный ковчежец длиной 30 см, шириной и высотой 15 см. Под внутренней серебряной позолоченной крышкой, в oтдельныx отверстиях под слюдой, хранились следуюшие святыни:
   - частица Животворящего древа креста Гocподня;
   - частицы святых мощей: свв. Григория Богослова, Иоанна Златоустого, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мц. Фотинии, мч. Игнатия, мц. Евфимии и мч. Акакия.
   На внутренней стороне крышки ковчежца были начертаны лики святых и их имена. Для ковчежца было устроено за правым клтиросом, оеоло решетки солеи, особое возвышение с вызолоченным балдахином. Эта святыня, пожертвованная в 1882 году Е.Н. Сивохиным, была встречена на станции Николаевской железной дороги с иконою Казанской Божией Матери и торжественно внесена в новоосвященный храм.
   в) Икона Божией Матери «Скоропомощницы» в серебряной вызолоченной ризе, корона и одежда были украшены цветными стразами, убрус вышит жемчугом с камнями по бархату, высота иконы 100 см, ширина 70 см. Находилась на возвышении за левым клиросом. Икона была прислана с Афонской Горы одним старцем, а риза пожертвована Е.Н. Сивохиным.
   г) Нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами, в серебряной вызолоченной ризе, высотой 60 см, шириной 50 см. Находилась в иконостасе, с правой стороны от царских врат - местный образ.
   д) О6раз Казанской Божией Матери, поддерживаемый двумя ангелами, в серебряной вызолоченной ризе, украшенной разноцветными камнями с бриллиантами. Находилась с левой стороны от царских врат - местный образ. Пожертвован Санкт-Петербургской купчихой А.Н. Bacильeвoй.
   е) Тихвинская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, корона и три звезды на одежде были украшены стразами, высота иконы 85 см, ширина 65 см, на ризе былa надпись: «образ Пресвятыя Богородицы мерою и подобтем чудотворнаго образа Одигитрии Тихвинския». Пожертвована А.Н. Васильевой.
   ж) на гробе иконы Воскресения Христова хранилась часть камня от Гроба Господня, переданная из Иерусалимa Патриархом Hикодимом в 1890 году в благословение обители.
   з) в иконе прп. Серафима Саровского хранилaсь часть его мантии, пожертвованная обители князем А.А. Ширинским-Шaxмaтoвым.

   С сентября 1922 года в помещениях Казанского монастыря разместилась 48-я Тверская стрелковая дивизия. После кончины игумении Амвросии Тверская дивизия полностью овладела монастырской землей и помещениями. Казанский собор "хозяева" долгое время использовали для просмотра кинофильмов, а потом вообще превратили в склад для мусора. В 1973 году сгорело купольное завершение с главой у собора.
   В конце 1990 года уцелевшие постройки и земли монастыря вернули Русской Православной Церкви и с этого момента началось возрождение Казанского монастыря.
   Всего за один год были выполнены наружные работы по восстановлению чудесного Казанского собора. Созданная при строительстве храма система отвода грунтовых вод за десятилетия поругания была полностью разрушена, что существенно затрудняет проведение внутренних работ. К настоящему времени система отвода грунтовых вод выполнена заново.

   
    (По материалам изданий: Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре. - СПб.: Православный фонд В. Пикуля, 1997., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

    (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова. Фото. № 2 Андрея Ага.)