Вышний Волочек - Ефрема Сирина и Неонилы надвратная церковь Казанского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Красный городок

Колокольня с надвратной церковью.


   В 1883 - 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. Кирпичное оштукатуренное сооружение на гранитном цоколе состоит из двухэтажного нижнего четверика с проездной аркой и скругленными углами, несущего два яруса звона - четверик со скошенными углами и восьмерик, увенчанный золоченым куполом. Ярусы звона обнесены гульбищами с решетками, укрепленными на тумбах. Фасады основания обработаны широкими арками, в которые вписаны на втором этаже узкие трехчастные окна. Углы рустованы. Второй этаж звона обработан филенками и крестами. Арки верхнего яруса чередуются с арочными нишами, а круглые отверстия резонатора - с филенками для циферблатов часов. Углы украшены изящными белокаменными колонками. Под куполом помещены килевидные кокошники. Проездная арка перекрыта крестовым и коробовыми сводами с распалубками. С севера расположена усыпальница Сивохиных, с юга - лестница в церковь, расположенную на втором этаже. Центральное помещение церкви Ефрема Сирина и Неонилы перекрыто крестовым сводом, остальные - коробовыми с распалубками. Два узких прохода ведут в алтарь, совмещавший два престола.

   РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 126 - 1370б.; Архив Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области. № 304. П/Вв; Тверские епарпхиальные ведомости. № 4. 1882. С.446-452; № 17. 1885. С.556; № 1. 1887; № 11. 1888. С.107-112; № 4. 1888. С.107-112; № 17. 1901. С. 383; Торжество перенесения древней греческой иконы Божией Матери. именуемой "Андроникова" из Санкт-Петербурга в Вышний Волочек. СПб.. 1885. Сказание о Казанской женской общежительной обители близ г. Вышнего Волочка Тверской епархии. Тверь. 1890; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 622; Жизнеописание основательницы Вышневолоцкого Казанского монастыря игумении Досифеи. Тверь, 1906. Покровский А. В. Народная святыня в г. Вышнем Волочке Тверской губернии. Сергиев Посад, 1909; Стрелков Ф.М. Историко-статистический очерк к 150-летнему юбилею г. Вышнего Волочка и его уезда. Вышний Волочек, 1922. С.27 -28; Православные русские обители. СПб., 1994. С. 443; Кулик В. Н. Благотворительная деятельность Тверских женских монастырей в конце XIX -начале ХХ века/ / Тверская земля в прошлом и настоящем: Сборник научных трудов ТвГУ. Тверь, 1994; Соловьёва Ф.Б. Вышневолоцкий Казанский монастырь/ / ВИКА. № 4. Вышний Волочек, 2001.

   М.К.

   
    (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

    (Фото. Сергея Павловича Носикова.)


ФОТО. АНДРЕЯ АГА.


   ПОСТРОЕНИЕ КОЛОКОЛЬНИ И ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЕФРЕМА СИРИНА И НЕОНИЛЫ

   Е.Н. Сивохин устроил в Казанском монастыре превосходную колокольню и в ней - храм во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы, соименных ему и его супруге, а внизу, под этой церковью - усыпальницу для себя и своей супруги.
   О том, как зародилась мысль о постройке колокольни, рассказывал затем сам Ефрем Никифорович: «Приехал я раз в монастырь и вижу: два больших колокола, один - мои, в 360 пудов, другой, пожертвоввнныи каким-то неизвестным благотворителем из Валдая, в 200 пудов, висят настолбах около соборного храма. Я думаю: нехорошо, надо колоколенку устроить, чтобы эти колокола прибрать к своему местечку. Призываю подрядчика и говорю ему:
   - Смекни-ка, сколько будет стоить колоколенка, чтобы повесить вот эти колокола, да покрасивее и повыше.
   Он принес рисуночек, вижу - хорош, спрашиваю:
   - Что будет стоить?
   - Тысяч 30.
   - Делай с Богом! - говорю. - Я дам пятьдесят тысяч, только устрой мне во втором ярусе хpaм Божий, а внизy склеп.
   И вот, слаава Богу, все устроилось», - закончил свой рассказ Ефрем Никифорович.
   В день празднования прп. Ефрема Сирина, 28 января 1888 года, совершилось освяшение этого храма. Накануне в обитель прибыли Владыка Савва, а также настоятели некоторых монастырей Тверской епархии и многие духовные лица из Твери, Вышнего Волочка и из соседних сел, представители городских мастей, купцы и мещане Волочка, богомольцы не только из близлежащих сел и деревень, но и из отдаленных мест, было нeсколько купцов из Санкт-Петербурга, Твери и других городов.
   Церковная служба совершалась торжественно. Прекрасный, светлый и довольно вместительный храм, блеск золота на иконостасе и святых иконах, праздничное освещение, богатое облачение, стройное пение певчих обители, поддерживаемых несколькими голосами из архиерейского хора, - все это распологало душу к усердной молитве. Утром 28 января Владыкой Саввой было совершено освящение храма, и на божественной литургии протоиерей произнес трогательное поучение:
   «...В вашу обитель, достопочтенные подвижницы, можно приезжать, чтобы отдохнуть духом после суеты житейской. У вас здесь до очевдности убеждаешься, что милосерд еще к святой Руси нашей Господь, созидающий и 6лагоустраивающий такие святые обители, что есть еще на святой Руси люди, готовые жертвовать всем состоянием своим на созидание и благоустроение таких обителей, на устроение и благоукрашение храмов Божиих, что есть еще подвижницы, своими молитвами и подвигами привлекающие к себе и благословение Божие и сеодечное расположение жертвователей земных, что находятся души, стремящиеся в эти обители, яко елени на источники водныя, для утоления душевной жажды, и здесь в трудах и подвигах обретающие себе правду, мир и радость о Дусе Святе.»
   Преосвященный Савва, благоcловляя храмоздателя о6ители, преподнес ему святую икону Господа Вседержителя. По окончании церковного торжества Владыка и все гости 6ыли приглашены устроителем в его покои. Здесь предстала перед Ефремом Никифоровичем депутация, как шутя говорили, состоявшая из нескольких маленьких девочек, воспитывающихся в о6ители и одетых в одежды послушниц: они на своих маленьких руках несли большую картину, написанную в о6ителт и изо6ражающую благословение детей Господом. Самая маленькая из этих отроковиц произнеслаа стихи, в которых выражала детскую свою благодарность жертвователю и благодетелю о6ители.

   Храм во имя прп. Ефрема Сирина и мц. Неонилы теплый и довольно обширный, с 8-ю большими окнами. Длина храма 7 м, высота - 6 м. Стены и своды отделаны орнаментом и росписью. Отапливался тремя изразцовыми голандскими печами. Иконостас был сплошь отделан золотой резьбой и золотыми колоннами, все иконы писаны инокинями и послушницами обители.
   Святынями храма являлись:
   а) Икона св. вмч. Георгия в серебряной вызолоченной ризе, пояс и нарукавники украшены разноцветными камнями, высотой 110 см., шириной 65 см. Икона писана на Афонской горе, на кипарисе. Пожертвована Е.Н. Сивохиным.
   б) Икона св. вмч. Пантелеимона в серебряной вызолоченной ризе, высотой 110 см., шириной 65 см. Икона писана на Афонской горе. Пожертвована Е.Н. Cивохиным.
   в) Икона Богоматери «Отpaдa и Утешение» в серебряной вызолоченной ризе, корона и две звезды украшены мелкими стразами и разноцветными камнями, высотой 100 см., шириной 65 см. Писана на Афонской горе. Пожертвована Е.Н. Cивохиным.

   После закрытия монастыря колокольню использовали как водонапорную башню. Несколько десятков лет потоки воды текли по стенам, разрушая здание. Колокольня была доведена до аварийного состояния, а надпись на соседней стене запрещала подходить к ней ближе десяти метров. В склепе под колокольным храмом находились захоронения главного благотворителя обители Е.Н. Сивохина с женой, могилы их были потревожены.
   С восстановлением обители в 1990-х годах началась реставрация колокольни.



Реставрация колокольного храма в честь свв. Ефрема Сирина и Неонилы

   
    (По материалам издания Сказание о Вышневолоцком Казанском женском монастыре. - СПб.: Православный фонд В. Пикуля, 1997.)

    (Фото. № 2 Андрея Ага.)