Вышний Волочек - Богоявленская церковь (Богоявленский собор)

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

набережная Цнинского канала

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР


   Словно благословляя своим присутствием древний водный путь, отражается в цнинских водах Богоявленский собор. Расположенный в самом центре Вышнего Волочка, в кольце, образованном быстротечной Цной и Обводным каналом, он и сам является как бы островком Небесного Царства на Вышневолоцкой земле.
   По свидетельству исторических документов, во второй половине XVIII века, на Отмойном острове (старое название), стояла деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом архистратига Михаила - её первое изображение можно увидеть на сохранившемся плане середины XVIII века. В феврале 1775 года было подано прошение о разборе ветхой церкви и перенесении престола в Казанский летний собор, возведённый к 1771 году в центре Вышнего Волочка и ставший главным собором города. Прошение было удовлетворено, но вскоре оказалось, что придел мал для прихожан, и была подана просьба о построении близ Казанского храма тёплого каменного Богоявленского храма. В 1809 году в духовную Консисторию были предложены «план с фасадом» и смета, и уже в следующем году состоялась закладка церкви.
   При столь значительном в жизни горожан событии присутствовали и августейшие персоны. Тверской Генерал-губернатор, принц Георг Ольденбургский, принимавший самое непосредственное участие в разработке проекта, и его жена великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I, «изволили шествовать на отведённое под строительство нового храма место с крестным ходом и ...положить в основание два камня». Через четыре года церковь была построена и освящена. «Для прочности» она была покрыта железом, оштукатурена, внутри украшена иконостасом коринфского рисунка и лучшим иконным писанием. Это был один из первых случаев применения в Вышнем Волочке форм стиля ампир. Но по своему внешнему виду храм сильно отличался от того собора, который мы привыкли видеть сегодня. Безукоризненную чёткость линий и строгость архитектурного решения, свойственные ложнорусскому стилю, Богоявленский собор приобрёл лишь к 1866 году, когда был весьма значительно перестроен на средства прихожан. В эпоху послереволюционного лихолетья судьба пощадила Богоявленский собор. В то время как многие храмы Вышнего Волочка беспощадно уничтожались, он не был разрушен, но бездействовал, и некоторое время здание использовалось под склад.
   Сегодня Богоявленский собор является главным действующим храмом Вышнего Волочка, его духовным оплотом и одной из главных достопримечательностей старинного города на древнем волоке. Здесь находится одна из главных, особо почитаемых местных святынь - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительствующей Вышнему Волочку. Уникально и изображение святителя Николая чудотворца (Можайского), выполненное в виде деревянной скульптуры (XVI век). В числе наиболее почитаемых Богородичных икон Иверская. Выдропужская и именуемые «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Всех скорбящих Радость».
   Часто можно увидеть верующих у икон святых преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, священномученика Пантелеймона, святых Царственных Мучеников, новомучеников Тверских, священномученика Владимира Мощанского (рядом с иконой которого, установленной на солее у правого придела, лежат его наперсный крест и служебник, переданные в дар собору внучкой святого В. А. Мощанской). В соборе сохранилась прекрасная настенная живопись академического письма XIX века, которая к настоящему времени большей частью обновлена тверскими иконописцами-реставраторами. Сегодня в храме ежедневно проходят уставные богослужения, совершаются требы: молебны, крещения, венчания, панихиды. Все службы сопровождаются пением певчих церковного хора - одного из лучших в Тверской епархии. При соборе существует также и детский церковный хор.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии.)

    

Фото. Бориса Орлова


   В 1582-83 гг. в «Николаевском Вышневолоцком погосте по писцовой 7091 г. книге» в Вышнем Волочке стояли два деревянных храма: тёплый во имя св. вмч. Дмитрия Солунского и холодный во имя Святителя Николая. Церковь св. Дмитрия Солунского была устроена на Отмойном острове, на месте современного Богоявленского собора. Эта церковь сгорела во время пожара 1724 г. и лишь в 1743 г. на её месте была устроена новая деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом Михаила Архангела (на месте существующего нынеодноименного собора). Это был одноглавый ярусный храм (возможно, типа восьмерик на четверике) с апсидой и западным притвором-крыльцом, с отдельно стоящей столпообразной колокольней.
   На плане Вышневолоцкого яма 1748 г. деревянная Богоявленская церковь описывалась так: «16. На Отмойном острову церковь во имя Богоявления Господня. 17. На том же острову построенные церковнические и подопущенных их пришлых людей дворы». Изображение же деревянной Богоявленской церкви мы встречаем на акварели Балтазара Де Ла Траверса, написанной им в 1786 г. Купол Богоявленской церкви виден справа от изображения Казанского собора сразу же за скатом Петербургского моста, тогда ещё деревянного.
   25 сентября 1772 г. в Новгородскую консисторию от городского магистрата и городового старосты с товарищем было объявлено, что «вышневолоцкое мещанство на означенном от Его Превосходительства для погребения мертвых тел за городом кладбище деревянную теплую церковь городским коштом построить желают трехпрестольную во именование, а именно: Преображения Господня нашего Иисуса Христа с приделом святаго пророка Илия и святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы».
   В это же самое время вышневолоцкие мещане решают обратить внимание на ветхую деревянную Богоявленскую церковь. 4 ноября 1772 г. Вышневолоцкое духовное правление сообщает в Новгородскую консисторию о желании горожан устроить кладбищенскую церковь с использованием сруба Богоявленской церкви, а ту «за ветхостию» упразднить.
   Почти через год переписки 6 сентября 1773 г. Новгородская консистория сообщила губернатору Я.Е. Сиверсу, что Святейший Синод дал благословение на строительство новой кладбищенской церкви. Но на этом дело дальше не сдвинулось.
   Наступил 1775 г. и городское духовенство снова обратило внимание и на обветшавшую деревянную Богоявленскую церковь.



Фасад Богоявленского собора до перестройки (1864). РГИА


   7 февраля 1775 г. священники городского собора Иван Петров, Василий Степанов, Пётр Алексеев, диаконы Еван Савельев и Яким Иванов, дьячки Платон Семёнов и Павел Иванов, пономари Фёдор Гаврилов и Иван Илбин, а так же «города Вышнего Волочка степенной глава Сергей Сорокин» подали Новгородскому и Санкт-Петербургскому архиепископу Гавриилу прошение. «В здешнем городе имеются две церкви, - писали они в своём прошении, - одна каменная трёх престолная в наименованиях Казанския Пресвятыя Богородицы, и в приделах святителя Николая и страстотерпца Димитрия на онах холодная. Другая двух престолная в наименованиях Богоявления Господня с пределом Архистратига Михаила деревянная и тёплая, но весма ветхая, и потому в оной при священнослужении никакого тепла и пред холодною отрады не бывает, от чего при священнослужениях церковному причту, а тако же приходящим на молитвословие старым и немощным не без крайней нужды».
   Кроме того «По указу Святейшего Правительствующего Синода позволено ещё построить церковь вне здешнего города на кладбище». Но так как её «и поныне построить ещё не исправились» причт собора и приходские люди просили «оную деревянную церковь разобрать и святой антиминс со всем принадлежащим оной церкви убором с придела Богоявления перенесть в означенную каменную церковь, где и благословить построить ещё каменный придел в трапезе во имя Богоявления Господня, а другой деревянной церкви святого Архистратига Михаила престол и святой антиминс перенесть на кладбище, где из древней оной обширной церкви может построена быть вновь деревянная невеликая церковь, ежели только не будет в противности указу Святейшего Правительствующего Синода, которым велено построить на том кладбище новую церковь во имя благолепного Преображения Господня с пределом святого пророка Илии».

План Богоявленского собора до перестройки (1864). РГИА

   Разобрать ветхую деревянную церковь и устроить придел «для зимнего времени» в трапезной городского собора Тверской архипастырь разрешил, но с условием, что стены деревянной церкви будут употреблены «на топление» тёплого придела в соборной церкви. Относительно же кладбищенской церкви Архиепископ Гавриил пояснил: «На кладбище же пристойнее построить новую церковь и антиминсы из старой перенесть». В следующем 1776 г. в августе месяце Богоявленский придел в соборной Казанской церкви был построен и освящён. В него была перенесена часть иконостаса из разобранной деревянной Богоявленской церкви.
   В 1809 г. причт Казанского собора поднял вопрос о постройке на месте прежней деревянной Богоявленской церкви нового каменного храма. Богоявленский придел в городском соборе оказался «толико тесен, что по множеству жителей бывает для священнослужения неудобен; почему в зимнее время с великою как для священнодействующих, так и предстоящих нестерпимостию богослужение совершается в холодном соборе». Вспомним, эту же причину указала городская дума в прошении от 1807 г.
   В своём прошении от 23 апреля 1809 г. на имя Тверского Архиепископа Мефодия соборный и городской глава Иван Анишин указали, что новую церковь они планируют строить «близ собора на имеющемся к тому удобном месте». Средства на строительство решено было взять от сумм собранных собором в 1808 г. и «имеющих поступить» в 1809 г. К этой же сумме решено присовокупить деньги собираемые в загородной Казанской часовне. За первое полугодие 1809 г. этих денег поступило «до четырёх тысящ рублей, а ко окончанию текушаго года применяясь по прошедшим годам может поступить толико же и более количественно».
   Прежний тёплый Богоявленский придел планировалось при этом «упразднить и простенки выбрать».
   28 июля 1809 г. вышневолоцкие священнослужители представили в консисторию план и разрез предполагаемого здания собора, засвидетельствованный у губернского архитектора. Стоимость работ по возведению нового каменного храма, по подсчётам архитектора, должна была составить «с покрытием кровель листовым железом и со всею чистою отделкою до двадцати шести тысяч рублей».
   16 сентября 1809 г. Вышневолоцкое духовное правление получило из Консистории план и фасад Богоявленского собора, а так же архиерейскую благословенную грамоту на строительство храма. «А как место на котором все прихожане объявили желание построить оный храм хотя и близ собора, но зближено с водяною коммуникациею, - описывал в 1810 г. последующие за этим события благочинный Василий Петров, - почему не осмелясь приступить к занятию онаго сами собою и просили разрешения у Его Императорского Величества Новогородского, Тверского и Ярославского Генерал Губернатора и водяных коммуникаций Главного Директора Принца Георгия Голстинолденбургского, который востребовав означенный план с фасадом приказал в некоторых местах дополнить и потом скопировав вновь и положа новую смету, которая помножилась против прежней до тысячи двух сот рублей: - вся смета двадцать шесть тысяч семь сот рублей – представил на высочайшее Его Императоского Величества утверждение. Всего на окончание строительства церкви требовалось три тысячи рублей. 8 августа 1807 г. Консистория пришла к выводу, что городской собор обязан выдать эти деньги в заём городу в срок на девять лет. Тогда же консистория предписала соборному причту и потом минувшего мая 14 дня соизволил прислать при копии с рескрипта Его Императоского Величества Высочайше утверждённый план с фасадом к Вышневолоцкому Городничему, а сей посредством Городской Думы ко мне и с копиею с упомянутого Высочайшего рескрипта для начатия работы: - Текушего июня 15 дня во время пребывания Ея Императоского Высочества Благоверной Государыни Великой Княгини Екатерины Павловны и супруга Ея в городе Вышнем Волочке июня с 12 по 16 число по просьбе вышневолоцких граждан изволили Их Императоские Высочества шествовать на отведённое под строение храма место с Крестным ходом, и по совершении по чиноположению на сей случай молебствия и водружении креста Господня положить собственными руками во основание два камня, и потом шествуя так же до собора с крестным ходом при колокольном звоне возвратились в квартиру, которую имели в доме Вышневолоцкого купца Стефана Хохрякова: - о чём к сведению Вашему Высокопреосвященству сим покорнейше донося имею счастие представить и с Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта копию».



Проект перестройки Богоявленского собора (1864). РГИА


   В копии рескрипта, приложенной к доношению Вышневолоцкого благочинного значилось: «Его Императорскому Высочеству Новогородскому, Тверскому и Ярославскому Генерал Губернатору принцу Георгию Голстеинолденбергскому. По представлению Вашего Императорского Высочества в Вышнем Волочке близ пристани на острову по желанию тамошних жителей церковь построить позволяю сообразно плану и фасаду Вами предназначенному. В Санкт Петербуге мая 3 дня 1810 г. На подлинном подписано собственною Его Императорского Величества рукою Александр».
   Летом 1814 г. было завершено строительство, по проекту А.А. Трофимова, нового зимнего соборного храма, начатое разрешения императора Александра I. 19 июля благочинный Василий Петров и соборный староста гражданин Андрей Ясеновский рапортовали Тверскому архиепископу Мефодию: «Тёплый каменный во имя Богоявления Господня храм для исправления в зимния времена соборного священнослужения близ означенного собора … на счёт церковной соборной суммы воздвигнут и для прочности покрыт железом, внутри и извне оштукатурен, иконостасом коринфского рисунка и лутшим иконным писанием украшен и ко освящению всем нужным приуготовлен».
   В описи новопостроенного собора подробно описывался иконостас и установленные в нём иконы, образа помещённые в алтаре и на стенах собора. В разделе описи, где должно было говориться о ризнице, утвари и библиотеке, вместо описания этих предметов было сказано: «Что касается прочей утвари, ризницы церковной и служебных книг нужных для священнослужения, то оными можно заимствоваться от Казанского собора».
   21 июля 1814 г. архиепископ Мефодий подписал указ о выдаче антиминса. А 23 октября благочинный Василий Петров освятил главный придел тёплого Богоявленского собора.
   Судя по первоначальному проекту, собор представлял собою однокупольное, крестообразное на плане сооружение, выполненное в стиле классицизма. Позднее зимний собор будет значительно перестроен во второй половине XIX столетия, и будет оформлен в «модном» тогда в империи «тоновском» стиле. Остаётся добавить лишь то, что перестройки собора начнутся почти сразу после его освящения. Уже в 1828 г. прихожане будут просить консисторию разрешить «устроить придел во имя Архангела Михаила», в память того, что раньше он был в прежнем деревянном храме.
   В 1864-1866 собор расширили и перестроили по проекту, утвержденному в 1864 году. В храме появились приделы Сретения и Михаила Архангела. От прежнего здания были оставлены четыре внутренних столба, северная и южная наружные стены, а также фрагменты западной и восточной стен, превращенные в отдельно стоящие опоры. При перестройке собор приобрел новую колокольню, алтарь, был расширен вдвое и, в итоге, утратил центрическую композицию, свойственную первоначальному храму в стиле ампир. К сожалению, в деле не указано имя его архитектора, но это ранний для Тверской губернии настоящий ампирный храм, к которому мог приложить руку и молодой Карл Росси. От первноначального его вида остались лишь стены без ризалитов и некоторые пилястры.
   В 1940-1947 годах собор был закрыт, за это время первоначальный интерьер был практически полностью утрачен. При возобновлении службы в храм перевезли иконостас из Смоленской церкви Выдропужска (Спировский район). В конце 1940-х гг. был расписан основной объём храма, в конце 1970-х - алтарь. К 2000 г. иконостас был заменен новым (прежний вернули в Выдропужск).

План Богоявленского собора после перестройки.

   Прямоугольный в плане со скошенными углами, вытянутый с запада на восток объем объединяет собственно храм с алтарной частью и трапезную. Центральная часть алтаря выделена ризалитом. Храм акцентирован двумя притворами, расположенными на поперечной оси, и световым барабаном с луковичной главой. С запада к основному объему примыкает трехъярусная колокольня. Здание поставлено на невысокий подклет.
   Архитектурная обработка фасадов имеет довольно сдержанный характер. Наиболее нарядно выглядят фасады притворов и ризалит алтаря, завершенные тремя ложными килевидными закомарами. Плоскости их стен обработаны филенчатыми пилястрами, в простенках между которыми помещен портал и высокие арочные окна второго света. Такие же пилястры, соответствующие внутренним столбам, членят боковые фасады и закрепляют углы. Высокие оконные проемы с полуциркульными перемычками фланкированы филенчатыми пилястрами и завершены архивольтами. Декор дополняют многочисленные филенки, помещенные под окнами и в антаблементе. На двусветный четверик первого яруса колокольни, равный по высоте основному объему, поставлен невысокий четверик второго яруса и цилиндрический объем яруса звона. Архитектурно-декоративное убранство колокольни повторяет декор церкви.
   Интерьер имеет восьмистолпную трёхнефную структуру. Компартименты нефов перекрыты системой крестовых и коробовых сводов, которые разделены между собой подпружными арками. Северный и южный притворы перекрыты цилиндрическими сводами. Купольный световой барабан опирается на четыре столба. Переход от квадратного подкупольного пространства к барабану осуществлен при помощи парусов. В иконостасе и киотах имеются иконы XVII-XVIII вв. Особый интерес представляет большая резная икона Николы Можайского. Обширный восьмистолпный подклет, в котором расположены калорифер и русская печь, по плану и системе перекрытий аналогичен церкви.

   РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 14-16; Генеральное соображение по Тверской губернии. Тверь. 1873. С. 89; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь. 1901. С. 201; Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (ХI-начало ХХ века / Редактор-составитель Г.К. Смирнов. СПб., 2000. Вып. 1. С. 131.

   А.Ф.

   
     (По материалам статьи Дениса Ивлева "История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1750-1840 гг." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013. и материалам сайта Тверские своды.)

     (Цветное фото. № 1 hrfv-tver, цветное фото. № 2 Бориса Орлова. Рис № 3 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево, рис. 4 - 6 из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)


ФОТО. АНДРЕЯ АГА.


   СУДЬБА СОБОРА В 1939 - 1947 гг.

   11 августа 1939 г. священники собора Всеволод Фёдорович Зосимовский и Александр Алексеевич Кобаров были арестованы и приговорены 4 марта 1940 г. к пятилетней ссылке в Казахстан. О. Всеволод родился в Весьегонсоком районе в д. Сушигорицы в 1865 г., арестован в Вышнем Волочке по адресу ул. Новгородская, дом № 13 – 1. О. Александр родился в с. Будилово Рамешковского района в 1873 г., в Вышнем Волочке был арестован на улице Урицкого в доме № 13. Дальнейшая судьба священников неизвестна.
   В июле 1940 г. были прекращены богослужения в Богоявленском соборе. Верующие пытались отстоять храм - в феврале 1941 г. староста М.Р. Данилов ездил в Москву с коллективным ходатайством об открытии собора, но безрезультатно. Духовно окормлять бывших прихожан собора стал священник Симеон Фёдорович Платонов. С июля 1940 г. священник стал устраивать молебны, всенощные, совершая требы в своем доме, а также в домах монахинь Нектарии, Репсилии и ревностной прихожанки собора Марии Николаевны Малышевой (по адресу Урицкого, д. 67).
   С началом Великой Отечественной о. Симеон был призван в армию, но на призывном пункте просил зачислить его санитаром. Затем он был освобождён от службы по здоровью, и стал работать табельщиком хозяйственного отдела и счетоводом подсобного хозяйства фабрики «Парижская Коммуна». 17 октября 1941 г. агенты НКВД арестовали по обвинению в антисоветской агитации о. Симеона. 24 октября 1941 г. состоялось закрытое судебное заседание Военного Трибунала войск НКВД по охране тыла Северо-Западного фронта, о. Симеона приговорили к высшей мере наказания с конфискацией имущества.
   Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. Но военный прокурор Северо-Западного фронта вынес протест в связи с приговором. Рассмотрев его, 5 ноября 1941 г. Военный Трибунал решил заменить расстрел о. Симеона на 10 лет лагерей. В дальнейшем о. Симеон скончался в лагере.
   Богослужения в Богоявленском соборе, как мы сказали, были прекращены в июле 1940 г.
   25 октября 1940 г. Калининской областной совет депутатов трудящихся принял решение о закрытии Богоявленской церкви Вышнего Волочка. Для утверждения это решение было направлено в Президиум Верховного Совета РСФСР.
   В ноябре месяце 1940 г, в адрес секретаря Вышневолоцкого горисполкома поступил циркуляр следующего содержания: «В связи с запросом президиума Верховного Совета РСФСР дополнительного материала по закрытию церквей Богоявленской и Пятницкой в В.Волочке прошу выслать два фотоснимка внешнего и внутреннего вида зданий указанных церквей и акт технического осмотра зданий. До постановления Президиума Верховного Совета РСФСР здания церквей и культовое имущество ликвидировать нельзя».
   В присутствии инженера гокомхоза Захарова Алексея Гавриловича, заведующего проектно – сметным бюро горкомхоза иженера Жирова Николая Гавриловича и заведующего госслужбой И.А. Ваганова, а так же инспектора госфондов П.Г. Калинина 3 января 1941 г. был освидетельствован и Богоявленский собор: «1. Здание собора расположено в центре города смежно с магистральной дорогой Москва – Ленинград на берегу реки Цны и Обводного канала. 2. Наружным осмотром – здание находится в удовлетворительном состоянии, за исключением креста над куполом колокольни, который наклонился, т.е. основание креста очевидно подгнило. 3. Внутренним осмотром: а) Во входном тамбуре /на паперти/ просели полы штучного плиточного камня и обвалилась штукатурка с деревянного перекрытия между вторым и первым ярусом колокольни площадью до 2 кв. метров. б) В восточной части здания /в алтарях/ имеются трещины в средних третях арках и крестовых сводах. Кроме того, в некоторых арках наличествуют небольшие трещины, то же местами в оконных перемычках».
   Судя по фотографиям, в это время Богоявленский собор ещё не был разграблен. На снимках хорошо различимы родные интерьеры храма и чудотворная Казанская икона Пресвятой Богородицы, а вместе с ней и перенесённая из закрытого Казанского монастыря древняя Греческая Андроникова икона Богоматери (слева и справа от амвона).



Вышний Волочёк. Священник Всеволод Зосимовский. На фото: слева на право сидят Градосельские Анна Григорьевна и Павел Иванович, Варвара Павловна Зосимовская (Градосельская) и её муж свящ. Всеволод Фёдорович Зосимовский, их дочь Лёля (Елена). Стоял слева на право Градосельские Евгения Павловна, Николай Павлович, Мария Павловна и Саша (младший из Градосельских). Нач. XX в. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   Высланные материалы вряд ли могли оказать какое – либо положительное влияние на судьбу обречённого храма. Они нужны были лишь для соблюдения законности. Решение Верховного Совета от 26 февраля 1941 г. лишь продублировало приговор областных властей: «Решение исполнительного комитета Калининского областного совета депутатов трудящихся от 25 октября 1940 г. о закрытии Богоявленской церкви в г. Вышнем Волочке утвердить. Здание церкви передать исполнитеному комитету Вышневолоцкого Совета депутатов трудящихся для использования под культурно – просветительное учреждение. Обязать исполнительный комитет Вышневолоцкого Совета депутатов трудящихся ликвидацию имущество культа произвести с участием представителя ближайшего краеведческого музея. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А. Бадаев».
   3 марта 1941 г. решение Верховного Совета было объявлено председателю Двадцатки Богоявленского собора. Под записью об объявлении этого решения стоит подпись: Овсянникова.
   Собор исполком горсовета планировал использовать под кинотеатр. Здание собора, начавшаяся 22 июня 1941 г., война не дала переоборудовать под кинотеатр. В одном из отчётов в область горисполком в 1944 г. будет упоминать о том, что Богоявленский собор был занят под склад, а Пятницкая церковь пустует. Кто-то из старожилов в Вышнем Волочке вспоминал служащим Богоявленского собора, о том, как ещё мальчишкой лазал в собор через купол по цепи, на которой когда то висело паникадило. Это было во время войны. Тогда в соборе хранились какие-то важные вещи, и их охранял часовой с ружьём. Но отчаянные ребятишки не боялись его и всё же проникали в собор. Зачем? Детское любопытство, наверное.
   Но не смотря на казалось бы окончательное решение о закрытии собора, верующие города не оставляли надежды на восстановление в храме богослужебной жизни.
   Историю открытия Богоявленского собора можно начать с июня 1943 г. И хотя до официального разрешения властей на открытие храма было ещё долгих четыре года, именно в июне месяце верующие Вышнего Волочка подали в президиум Вышневолоцкого горисполкома заявление: «Просим президиум Городского Горисполкома Вашего разрешения открыть нам церковь Вышневолоцкий собор Верующих Религиозных граждан находится много в чём и просьба вашего разрешения не отказать». Под заявлением стоят 19 подписей.
   Мотивом, побудившим верующих просить открытия собора было не только смягчение со стороны Советского правительства политики по отношению к Православной церкви, но и открытие в десяти километрах от города в с. Федово храма Архангела Михаила.
   Но Вышневолоцкий горисполком в отличие от Вышневолоцкого РИКа сдавать позиции так просто не намеревался. В ответ на заявление верующих была вынесена резолюция: «17/VI – 43 г. Тов. Терехову – ул. Кирова, д. 70. Коллективное. На Ваше заявление об открытии церкви – собора Исполком горсовета сообщает, что церковь была закрыта согласно постановления президиума Верховного совета РСФСР от 26/2 – 1941 г.».



Вышний Волочёк. Священник Фёдор Емельянов (+1957 г.) - первый настоятель вновь открытой Преображенской церкви на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке (1945 г.) и Богоявленского собора (1947 г.) Похоронен на Пятницком кладбище в Вышнем Волочке. Фото. с сайта matveevo.prihod.ru


   В 1946 г. горисполком поступило несколько ходатайств об открытии Богоявленского собора, стало известно об этом и В.И. Хевронову. Но горисполком не только не удовлетворил ходатайства верующих, но и напротив постановил разобрать крыльцо собора, а церковные решётки использовать на благоустройство города. Это вызвало ещё большее всеобщее недовольство.
   Дело дошло до Москвы. Многочисленные жалобы на духоту и давку во время богослужения, от чего многие верующие падали в обморок сделали своё дело. 4 января 1947 г. уполномоченный В. Хевронов и заместитель председателя исполкома облсовета М. Образцов сделали своё заключение по этому поводу: «В Исполком Калининского Облсовета поступило несколько заявлений общины верующих Пятницкой кладбищенской церкви гор. В.Волочка – о передаче в их пользование здания бывшего Богоявленского собора.
   .....
   Учитывая действительную потребность верующих в передаче им здания собора находим возможным ходатайство их удовлетворить.
   Передать общине кладбищенской церкви гор. Вышнего Волочка здание Богоявленского собора, а здание кладбищенской церкви оставить за общиной для отпевания умерших».
   На заседании Совета по делам РПЦ при Совмине СССР 17 марта 1947 г. было вынесено решение: «Согласится с мнением Калининского облисполкома о передаче общине верующих здания Богоявленского собора взамен кладбищенской церкви в г. Вышний Волочёк, Калининской области».
   Как вспоминает дочь священника Михаила Белова Евгения Михайловна Ильина, первое богослужение в соборе прошло на Пасху 1947 г. Множество народа не вмещалось в храме, но все стояли с зажжёнными свечами в руках. Убранства интерьеров тогда ещё не было и служили с «занавесочками» на алтаре.
   Это потом в собор будет перевезён сохранившийся иконостас Выдропужского Смоленского храма. К сожалению, он не украшает теперь Богоявленский собор, а ведь по исторической и художественной ценности ему нет равных в храмах города и района. Это был иконостас XVIII в.
   По описи 1961 г. храм украшал «иконостас с золочёными колоннами с 3-мя приделами и 42 иконами в нём». Кроме того, главной святыней храма была «икона в иконостасе св. Николая, резная в парчовом одеянии, металлической ризе, серебряный крестик, панагия с бисерной цепкой, крестик серебряный с цепкой, крестик золотой без цепки, 2 крестика серебряных на бусовой цепке, крестик перламутровый 1 и священнический серебряный крест с цепкой» - тот самый древний и чтимый за чудотворный образ святителя Николая.
   Храм так же украшал «иконостас с иконой Казанской Божией Матери в парчовой ризе с кол. висячей бус. связкой, крестиков золотых 3, один с цепкой, звёздочка золотая ЗГ – 1, древней старины – 1, жемчужина на золотой звёздочке 1 и 3 висячих лампады».
   Здесь же находился и «иконостас с иконой Андрониковой Божией Матери в ризе с камнями за стеклом». И ещё одна святыня храма «икона Выдропужской Божией Матери в металлической ризе в киоте за стеклом и висячей лампадой».
   Освещали храм одно большое и три малых паникадила, а созывали народ на молитву пять колоколов.



Богоявленский собор. Рис. В.П. Павлова из журнала "Всемiрная иллюстрация". Предоставлен Андреем Ага.

   
     (По материалам статьи Дениса Ивлева "История Русской Православной церкви в Вышнем Волочке. 1917-1950 гг." с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)

     (Фото. № 7 Андрея Ага. Фото. № 8, 9 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево. Рис. № 10 предоставлен Андреем Ага.)