Подольховец (Подольховцы, Подольховиц) - Никольская церковь


   ПОГОСТ ПОДОЛЬХОВЕЦ

   Один из самых древних погостов Вышневолоцкого уезда – Подольховец. В середине XIX в. село Подольховиц — так оно названо на карте Менде, 1850 г. — имело 30 дворов. Сейчас от деревни сохранилось от силы дворов пять. Да и тех не видно из-за буйной растительности.
   Со слов вышневолоцкого краеведа Евгения Ивановича Ступкина церковь в Подольховце располагалась где-то в центре села. Место храма мы определили сразу – по обильно разросшимся кустам сирени, окружённым столетними берёзами. Дорога, идущая через село к дачным домикам, разрезает бывшее кладбище на две половины и проходит как раз у фундамента алтаря Никольской церкви.
   Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца в Подольховце была одной из древнейших в уезде. Она построена в 1684 г. и просуществовала без малого 360 лет! Самой древней вещью в ризнице храма было Евангелие 1551 г. Храм вплоть до начала XX века неизменно украшал иконостас с четыре яруса столярной работы с иконами Вседержителя и Богоматери «Живоносный источник» без окладов по правую и левую стороны от Царских врат. Кроме них в местном ряду стояли иконы Николая Чудотворца и Введения Богоматери в металлической ризе, сделанной в 1882 г. Согласно преданию, все эти иконы находись в церкви со времени её основания, т.е. этим образам было без малого три столетия.
   Как следует из приходских документов, приход в Подольховцах являлся одним из беднейших в уезде. В него входили само с. Подольховец – на 1901 г. в нём стояло 34 двора, и деревни Вайбутская Гора (так в документе – Д.И.), Шеглетино, Семкино и Шунково. Всего приходских дворов на 1901 г. насчитывалось 91, а прихожан — 244 мужчины и 249 женщин.
   История Никольской церкви была неспокойной. Возможно сюда, в бедный сельский приход, назначали для служения людей не особо покладистых. Так в 1776 г. начато расследование драки между причтом в церкви с. Подольховцы. К слову сказать, подобное в сельских и городских церквях не было редкостью. В золотой век Екатерины дрались на Руси часто и с удовольствием, самым известным «драчуном» того времени был наш великий русский учёный Михайло Васильевич Ломоносов. Не отставали от него и прочие дворяне, не исключением были и священнослужители.
   Ещё не остыла память о потасовке 1776 г., как в 1791 г. священник Антоний Васильев ударил «кадилою» диакона Ивана Сергеева. И снова началось расследование…
   Но кроме ссор на долю приходского духовенства приходилось немало и других забот. В 1746 г. поднимается вопрос «о нечистоте» церкви с. Подольховцы. Это дело является одним из старейших дел церкви с. Подольховец. В итоге, в 1776 г. в храме заменяется ветхий антиминс на новый.
   С середины XVIII в. до 30-х гг. XIX в. в церкви не зарегистрирован ни один ремонт. Лишь в 1830 г. прихожане наконец подали прошение «о дозволении колокольню и трапезу перекрыть на собственный прихожан кошт». В 1849 г. священнослужители прихода подают прошение с просьбой разрешить им позолотить иконостас в приходской церкви. В том же году по храму были исправлены и некоторые другие «ветхости». В 1873 и 1874 гг. на «исправление» приходского храма ведётся сбор пожертвований, который завершился в 1874 г. большим ремонтом.
   В 1882 г. благочинный священник Иоанн Берестов рапортовал «о ветхости на престоле и неблаговидности Святого Антиминса». В то же году в храм выдали новый антиминс.
   Через два года приходское духовенство просило разрешить в храме «по ветхости нарушить Святой Престол и устроить новый». В 1896 г. храм заново окрасили изнутри и снаружи.
   В 1899 г. духовенство прихода просило удостоить церковной награды старосту храма крестьянина д. Семкино Павла Платонова. В архиве прихода хранилось несколько дел, касающихся «приходских людей». Так в 1846 г. на пост церковного старосты избрали крестьянина Якима Андреева. В 1848 г. из-за «самовольной отлучки» увольняется от должности просвирница Марья Филиппова.
   В начале нового XX века в приходе служил священник Пётр Петрович Лапшин. Сорокаоднолетний священник окончил духовную семинарию, своё служение начал в 1883 г., во священника рукоположен в 1890 г., награждён в 1895 г. набедренником, совмещал должности учителя и законоучителя в церковно-приходской школе. В 1915 г. в церковно-приходской школе с. Подольховец обучался 21 ученик.
   Пожилого шестидесятичетырёхлетнего псаломщика Ивана Арсеньевича Некрасова назначили на должность в 1851 г. из среднего отделения духовного училища.
   Церковного капитала за храмом числилось в 1901 г. 131 р., в наличности всего 14 р. 73 коп. Церковным зданием значился деревянный дом священника. Земли усадебной и сенокосной всего 38 десятин.
   В том же 1901 г. личный почётный гражданин Николай Доброхвалов пожертвовал в церковь села Подольховцы три свидетельства государственной 4% ренты в 300 руб.
   В этом же году приход поднял вопрос о строительстве в д. Выбутской Горе деревянной часовни. Мой друг Евгений Иванович Ступкин упоминал о часовне в Выбутской Горе. В нашем с Павлом Сергеевичем маршруте это селение также значилось. И даже карта сулила нам хорошую дорогу на село Афимьино через эту деревню. Но, как мы выяснили у местных дачников, в Подольховце дорога заканчивалась, и пробраться в Выбутскую Гору можно было лишь только по лесу.
   Буквально за несколько часов до нас по этому маршруту проехали ребята из Тверского молодёжного клуба «Сеятель». Первоначально мы планировали ехать с ними, но не получилось. Ребята не расспросили местное население о трудностях этой лесной дороги и доверились карте… Потом уже, переписываясь в Интернете с участниками той экспедиции, я понял, что мы с Павлом Сергеевичем приняли мудрое решение не двигаться вслед за нашими соратниками.
   Местные дачники рассказали нам не только о дороге, но и об истории деревни. Семья из Вышнего Волочка приезжает на дачу в Подольховец уже много лет. Живут они в старом доме священника, с украшенными резьбой наличниками окон и светёлкой. Возможно, это и есть тот самый дом, упомянутый в 1901 г. в «Тверском Епархиальном статистическом сборнике» И. Добровольского.
   Скорее всего, дом принадлежал и священнику Николаю Боброву, служившему на приходе в 1915 г. Из «Справочной книги по Тверской Епархии» за 1915 г. мы узнаём о приходе следующее: прихожан 218 мужчин, 241 женщина, раскольников обоего пола по 8 человек, церковного капитала 400 руб. Священник Николай Бобров, 49 лет, из 3 класса духовной семинарии, в служении всего 28 лет, на этом приходе служит 7 лет. Псаломщик Владимир Малыгин, 27 лет, из двухклассного министерского училища, на службе 2 года.
   Революционная буря не минула прихода села Подольховец. Но недостаток архивных материалов не даёт нам возможности говорить о каких-либо событиях в истории прихода. По сведениям Е.И. Ступкина, последний священник прихода был весьма преклонного возраста. Он умер, простудившись во время службы в холодной ветхой церкви. Не тот ли отец Николай Бобров продолжал служить в приходе?
   По рассказам местных дачников-вышневолочан церковь сгорела во время войны. Там было устроено колхозное картофелехранилище, и кто-то из местных пошёл туда за картошкой с лучиной. Уголёк закатился в подпол, и храм вспыхнул, как спичка, и сгорел. Те же дачники показали нам несколько захоронений в кустах сирени. На них сохранились каменные надгробия, но прочесть что-то на них из-за густой травы и мха было невозможно. От храма уцелел фундамент, так что сохранилась возможность установить его контуры и размеры.
   За домом священника в мелколесье сохранился кристально-чистый родничок, из которого вытекает небольшой ручей. Современные хозяева дома священника проводили меня к роднику. После нескольких глотков ледяной воды позабылись трудности пути сюда, в Подольховец, и жаркий летний полдень показался не таким уж и невыносимым.
   На обратном пути справа от дороги мы обнаружили заросшее лесом старинное кладбище, окружённое валом из дикого камня. По архивным данным это кладбище отвели для церкви в 1848 г. Обследовать захоронения нам не представилось возможным – мешали густые заросли.
   Удивительное впечатление оставляют после себя Подольховицы. Казалось, разрушен храм, от старой деревни уцелели лишь два дома – дом священника и каменный дом какого-то зажиточного крестьянина, но почему-то тепло на душе от этого забытого людьми места, чувствуется здесь незримое присутствие благодати и от этого хочется остаться подольше на этой древней священной земле.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам сайта Верхневолжье Православное - Издание Тверской Митрополии Русской Православной Церкви.)