Детский дом (Островки усадьба, Остров) - Успенская церковь

Церковь Успения. Фото. с сайта http://www.tversvod.ru


   Усадьба островки, в настоящее время на её территории размещается детский дом, расположена на дороге из Коломно в Боровно при повороте на Заполье.

   Обособленно от усадьбы, на краю леса, расположена возведенная в 1901- 1904 гг. Успенская церковь, своеобразный храм-музей, в которой находились иконы XIII - XVII вв. из коллекции Ширинского-Шихматова, владельца усадьбы. Кирпичная Успенская Церковь в русском стиле сохранилась в руинированном виде, в 1935 году она была взорвана. Рухнувшие своды, заросшие травой, до сих пор видны недалеко от дороги на Боровно. Церквь была расписана учениками И.Е. Репина. Стены храма расчленяются лопатками на прясла, завершённые полуциркульными закомарами. Узкие арочные окна обрамлены колончатыми наличниками. Арочный проём, который вёл из храма в апсиду, с внутренней стороны оформлен перспективным порталом.

   ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 83606; ТЕВ № 15. 1 августа. 1901г. Часть официальная. С. 409-412; ТГВ (Часть неофициальная), 1904. 14 декабря (№ 97). С. 4; Церковь в селе Островки Вышневолоцкого уезда/ / Журнал 98-го заседания ТУАК 20 декабря 1904 г. Тверь, 1909. С. 2-9; Тверская усадьба: Указатель архивных документов, книг и статей (1900-1995). Тверь, 1996. Ч. 1. С. 152-154; Глушков С. Былой России острова. Тверь, 2001. С. 56-57.

   М.К.

   
     (По материалам книг Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002. и Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)

     (Фото. № 1 с сайта Тверские своды.)
    


   1 декабря 1904 года в имении Островки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова (1868-1927), археолога, коллекционера, общественного деятеля, была торжественно освящена церковь-музей - "первый художественный храм-музей церковных древностей, удивляющий знатоков богатством своих редкостных коллекций". Как отмечает академик Б. С. Соколов в своей монографии, этот храм-музей был действительно редким по своему изяществу и отделке. Он был заложен 22 июня 1901 года в честь Успения Божией Матери в присутствии тверского и кашинского архиепископа Димитрия (Самбикина) и тверского губернатора князя Н. Д. Голицына. При храме-музее было одно захоронение - могила сына основателя. Музейно-храмовый комплекс окружала "стена" из кустов жасмина, сирени, плакучей ивы, посаженных вдоль металлической ограды; могила была в цветах, её огибала тщательно ухоженная дорожка. Б. С. Соколов вспоминает легенду о том, что церковь подземным ходом была связана через залив озера Имоложье с винным погребом князя.



Проект церкви Успения (1901). Северный и западный фасады. ГАТОmatveevo.prihod.ru


   Вышневолоцкие краеведы, изучившие целый ряд доступных им источников, сообщают о князе А. А. Ширинском-Шихматове следующее: камергер Высочайшего Двора, известный путешественник и земский деятель, археолог, исследовавший в разные годы археологические памятники в бассейне реки Мсты, знаток древнерусской живописи, известный всей Европе медвежатник и кинолог, автор книг: "Альбом северных собак (лаек)" (1895), "По медвежьим следам. Очерки" (1900), "Особое мнение члена Комиссии по пересмотру ныне действующего закона об охоте" (1901), "В свободную минуту. Рассказы" (1904), "Медведь и медвежья охота" (1927) и др. К этому можно добавить, что в 1898 году он был причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода, в 1903-1904 годы - прокурор Московской синодальной конторы и сенатор, в 1905 году - товарищ обер-прокурора, а в 1906 году - обер-прокурор Св. Синода, с 1907 года - присутствующий член Государственного Совета, в начале XX века - Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства.
   Ширинский-Шихматов продолжал раскопки (преимущественно курганов, например, в 1903 году более восьмидесяти погребений в Фёдовском грунтовом могильнике ), начатые на рубеже XIX-XX веков в Вышневолоцком уезде князем П. А. Путятиным, В. И. Каменским и И. А. Тихомировым. В 1904 году рядом с его имением на берегу одного из рукавов озера Имоложье Н. К. Рерих открыл так называемый Лялинский городок . В последующие годы художник-археолог продолжал в этой местности археологические исследования, синхронизируя их всякий раз с новыми данными из раскопок князя А. А. Ширинского-Шихматова.
   Имение Островки располагалось в двух верстах от станции Заречье-Академическая Николаевской железной дороги в Подольской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1900 по 1907-й год оно носило статус "временно-заповедного" из-за собранных хозяином великолепных коллекций произведений искусства: церковной утвари, картин, икон, значительная часть которых с 1904 года была представлена в упомянутом выше художественном храме-музее церковных древностей. Кроме этого, в усадьбе находились большая библиотека и богатейший архив . Андрей Александрович был избран Почётным членом Тверской губернской учёной архивной комиссии (далее - ТГУАК), одного из первых и самых известных в России обществ по изучению старины. Неоднократно он дарил в Тверской музей предметы из своей коллекции. В 1906 году в этом музее была даже устроена "отдельная комната для помещения предметов, пожертвованных князем А. А. Ширинским-Шихматовым". В ней хранились иконы, предметы церковного обихода: медные кресты, образки, складни, клейма, железные вериги, резные деревянные фигуры, резные царские врата, карнизы к царским вратам и т. д.; а также картоны с предметами из раскопок, произведённых в 1903 году князем, русский гобелен конца XVII века, крышка от старинной шкатулки, серебряный рожок, детский столовый ножик, железное копьё, кость мамонта и другие дары.



Проект церкви Успения (1901). План и разрез. ГАТО matveevo.prihod.ru


   Его имение и окрестные усадьбы часто посещали известные художники, учёные, военные, духовные лица и общественные деятели, такие как К. Н. Манзей, Н. С. Таганцев, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, Е. И. Столица, В. А. Беклемишев, протоиерей Иоанн Кронштадтский (И. И. Сергиев), священник Н. А. Синицын, князья П. А. и Н. С. Путятины, С. Б. Соколов, В. Е. Грум-Гржимайло и многие другие. Какое-то время в имении располагалось "убежище увечных воинов".
   В 30 х годах XX века церковь Успения Божией Матери была взорвана, бывший в ней музей разграблен, могила сына князя А. А. Ширинского-Шихматова варварски разрушена, и сейчас сквозь руины пробились уже высоченные деревья, кроны которых нависли над обломками красных стен. От княжеской усадьбы остались главный дом с оранжереей и флигелем (домовой церковью), два жилых флигеля, хозяйственный флигель, пейзажный парк с прудом и курганами XI-XII веков.
   В предложенной историком музейного дела М. Е. Каулен классификации "различных подходов к экспонированию культовых памятников архитектуры" храм-музей Ширинского-Шихматова принадлежит к группе храмов-музеев, специально спроектированных и построенных для экспонирования церковно-археологических коллекций . Следует отметить уникальность этой группы, ибо таких музеев в России были единицы.

   В. Л. Мельников

   
     (По материалам сайта ГИС в Саратовском Государственном Университете.)

     (Фото. № 2, 3 с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)
    


   Успенский храм в Островках.


   Руины Успенской церкви притаились на выезде из усадьбы князей Ширинских-Шихматовых в сторону деревни Остров. Слева от дороги находится почти целая западная стена здания, остальной храм разбит на части и тут же брошен. Но душа стремится в это святое место, ибо мало какой храм Вышневолоцкого уезда сравнится с таким количеством великих и святых имён, посещавших его и участвовавших в его жизни.
   Усадьба князей Ширинских-Шихматовых – одна из самых молодых усадеб Вышневолоцкого уезда. После строительства дома и разбивки парка её владелец князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов решает выстроить в усадьбе необычную церковь-музей. Возможно, идею создания храма подсказал известный проповедник протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – святой праведный Иоанн Кронштадтский, который незадолго до начала строительства храма побывал в усадьбе.
   О тех давних событиях сохранились свидетельства священника Николая Синицына из приходского села Берёзки, в приход которого входила усадьба Островки. Они вошли в «Летопись села Берёзки» - сохранившийся доныне уникальный источник.
   «1899 г. Февраля 4 дня в 12 ч. 55 минут утра с почтовым поездом прибыл из Санкт-Петербурга о. Иоанн Сергиев (Кронштадский), - писал отец Николай в «Летописи», - на станции он был встречен священником села Берёзки, князем Андреем Александровичем Ширинским-Шихматовым и князем Нилом Сергеевичем Пятутиным при большом стечении народа; со станции о. Иоанн приехал в дом князя А.А. Ширинского-Шихматова. В 8 часов утра о. Иоанн прибыл в церковь села Берёзки для служения. Утреню служил местный священник, канон читал о. Иоанн, и Божественную Литургию о. Иоанн в сослужении восьми священником, при трёх диаконах и при пении вышневолоцких соборных певчих. Народа было так много, что храм не вмещал в себя всех прибывших, а большая часть народа стояла в церковной ограде и близ нея. По совершении Божественной Литургии о. Иоанн сказал поучение. По окончании Литургии о. Иоанн изъявил желание посетить дом священника, но при выходе из церковной ограды так был стиснут народом, желавшим получить от него благословение, что был вынужден сесть в сани и уехать к князю А.А. Ширинскому-Шихматову, куда по приглашению последнего поехало и всё служившее с о. Иоанном духовенство на обед. Во время обеда о. Иоанн сказал глубокую и чувственную речь о важности и величии священнического служения; эту же речь он сказал в графофон, который воспроизвёл её с малейшими оттенками дикции. В доме князя Ширинского о. Иоанн принимал хлеб и соль от представителей приходов Березинского, Алексеевского и Хотиловского и благословлял лиц явившихся к нему за благословением. В половине 8-го вечера о. Иоанн отбыл на станцию Академическая, где до прихода поезда он благословил всех явившихся к нему и в 8 часов отправился в Сакнт-Петербург».
   Эти живые свидетельства об святом Иоанне Кронштадтском обладают исторической и духовной ценностью. Возможно, именно отец Иоанн благословил создание уникального храма в Островках, после посещения усадьбы в 1899 г.
   Владыка Димитрий (Самбикин), неоднократно бывавший в имени, так описывал коллекцию князя, которая послужила толчком для создания Успенского храма: «Церковь, по всей справедливости можно сказать, единственная в совеем роде. Строитель церкви князь Андрей Александрович, почитатель и глубокий знаток нашей церковной старины, с давних пор начал собирать иконы. Благодаря неутомимой энергии и знанию дела ему удалось составить богатейшую коллекцию этих иконы, состоящую из редких по своей древности, сохранности и ценности экземпляров. Иконы в этой коллекции преимущественно XIII-XVII столетий. Коллекция с течением времени разрослась до таких размеров, что князь решил выстроить в древнем стиле каменную церковь, в которой бы можно было расположить наиболее замечательныя и ценныя иконы. И этот замысел исполнен князем с таким искусством и любовию, которыя делают ему большую честь».


Церковь Успения.


   История самого храма началась 22 июня 1901 г. На закладке храма присутствовали Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), губернатор князь Н.Д. Голицын, соседи – сенатор Н.С. Таганцев и князь Н.С. Путятин. И снова слово стоит дать отцу Николаю Синицыну. Это торжественное событие он так же не обошёл своим вниманием:
   «Июня 22. Состоялась закладка храма в честь Успения Божией Матери в имении князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Закладку совершил Его Высокопреосвященство Димитрий, архиепископ Тверской и Кашинский, в присутствии Тверского губернатора князя Голицына и многих почётных гостей при большом стечении народа. К 12 часам дня при церкви села Берёзки был совершен к месту закладки крестный ход».
   Успенская церковь в Островках должна была стать первым в России храмом-музеем. Строилась церковь под наблюдением московского архитектора Фёдорова по проекту Н.Д. Иванова. Для храма-музея специально избрали русско-византийский стиль, а образцом для него послужили Суздальские церкви XII-XVI столетий. «Церковь выстроена по типу Суздальских церквей XII-XIV столетий, - писал Владыка Димитрий, - представителями которых служат церкви: Покрова Пресвтыя Богородицы на Нерли, Успенский собор в Звенигороде, Дмитровский собор во Владимире, Преображенский собор в Переяславле-Залесском и другие; точнее сказать, новая церковь по своей архитектуре является копиею Преображенского собора в Переяславле-Залесском, построенного между 1152-1157 годами. Этот собор представляет собой, как известно, наиболее простой и точный образец Суздальского архитектурного типа».
   По завершении строительства наступил черёд отделки храма. Особое участие принял сам строитель и хозяин усадьбы. Андрей Александрович в 1896 г. возглавлял реставрацию Успенского собора Московского Кремля, и поэтому новый дубовый иконостас храма явился миниатюрной копией древнего иконостаса главного собора России. В новом иконостасе разместились самые ценные иконы из личного собрания князя А.А. Ширинского_Шихматова. Церковную утварь составили паникадило, потиры, кадила, напрестольные кресты и прочие предметы XVI-XVII вв.
   Владыка Димитрий (Самбикин) посвятил на страницах «Тверских епархиальных ведомостей» пространное описание храма и деталей его убранства, которое даёт полное представление о новосооружённой церкви: «Церковь Успения в Островках имеет форму квадрата с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. На северной и южной наружных стенах церкви наложены в вертикальном направлении пилястры, разделяющие стену на три пространства, а заканчивающиеся арками. На арках положена кровля в виде полукружий. В середине кровли утверждена высокая цилиндрическая трибуна и на ней купол в форме луковицы, покрытый разноцветной чешуй. В верхней части северной и южной стен и в алтарных апсидах характерныя длинныя и узкия окна. Церковь имеет одну дверь в западной стене; вместо колокольни – небольшая звонница Новгородскаго типа. Строил церковь московский архитектор Фёдоров. Первое, что поражает при входе в храм, это резной дубовый иконостас – в миньятюре копия иконостаса Московскаго Успенскаго собора, скомпанованная художником Горностаевым. В иконостасе поставлены древния иконы из коллекции князя. По правую сторону царских врат находится большая иконы Спаса Нерукотвореннаго в старинном художественном венце и с цатою, далее иконы Успения Пресвятой Богородицы новгородских писем XIII столетия. По левую сторону цакрских врат – иконы Казанской Божией Матери в центре и с цатою и далее преподобнаго Александра Свирскаго новгородских писем XIV столетия. Царския врата – резныя из дерева, XVII столетия, над ними тонкой художественной работы старинный деисус. Над Царскими вратами расположены в ряд двунадесятые праздники, выше ветхозаветные пророки и праведники и апостолы. Все иконы древняго письма XV-XVII столетий. На аналое у праваго клироса помещена икона Спас-мокрая-брада новгородских писем XV столетия. Все священные сосуды – потиры, дискос, напрестольные кресты, паникадило, подсвечники, кадила – подлинно древние, XVI-XVII столетий».
   В росписи и отделке храма «под XII век» приняли участие великие художники, имена которых чтит вся русская культура. Этой и ученики И.Е. Репина – Л. Альбрехт и Ф. Фёдоров, художники А.В. Скалон и А.И. Кудрявцев. Расписывал храм и сам Андрей Александрович, который был ещё и художником и входил в члены профсоюза Петроградских художников. В создании храма приняли участие М.В. Нестеров, Павел Корин, Н.К. Рерих, Е.И. Столица, И.И. Бродский, В.А. Беклемишев.
   Роспись храма вызвала неподдельное восхищение архиепископа Димитрия. Её описанию он посвятил большой отрывок своей статьи: «Стены церкви расписаны священными изображениями и покрыты орнаментом. Желая строго выдержать стиль в росписи церкви соответственно ея архитектурным особенностям, строитель князь Шихматов объявил конкурс. Представлено 39 проектов, из которых выбран один.
   Исполнение стенного орнамента принадлежит художникам парамонову и Болотову; священныя изображения писаны учениками профессора Репина Альбрехтом и Фёдоровым. Орнамент, состоящий из разнообразного сочетания изображений дерева и цветка, между которыми помещены небольшия церковки с луковичными главами, стилизован в духе нашей стенной росписи XII столетия. Колорит орнамента необыкновенно мягкий и нежный. Священныя изображения во весь рост: ап. Андрей Первозванный, св. Людмила, Серафим Саровский и Феодосий Черниговский. На полотке алтаря Знамение Божией Матери и на стене Господь Саваоф. В проходе из главной апсиды, напрво на стенах – св. Пантелеймон целитель, Иоанн Рыльский, св. Надежда и Иоанн Креститель, налево св. Тихон Задонский, Митрофан Воронежский, Иоанн Златоуст и св. Василий Великий. В средней части храма, над иконостасом на стене изображена в пояс Божия Матери в облаках с распростёртыми руками, в которых держит омофор; налево на стене на стене вверху свв. Муч. Павла и Екатерина, направо преп. Мария Египетская и св. Аникита (небесные покровители детей князя Ширинского – Д.И.). На южной стене во весь рост изображены св. Николай Мирликийский и св. Михаил Ярославич Тверской, вверху в пояс свв. Иона и Филипп, Митрополиты Московские, на северной стене во весь рост преп. Сергий Радонежский и св. князь Александр Невский, вверху в пояс св. Пётр и Алексий, Митрополиты Московские. На западной стене, направо от входа св. князь Михаил Черниговский и налево св. князь Андрей Боголюбский.
   Над входной дверью на той же стене большое изображение: О Тебе радуется. На потолке купола Спас Нерукотворенный, увеличенная копия иконы Спас-мокрая-брада, на стенах трибуны (внутри купола – Д.И.) апостолы; ниже. При основании трибуны, четыре евангелиста, а между ними верхи древних суздальских и московских церквей с их характерными главами. Вся живопись, не говоря о ея художественном исполнении, носит особенный, своеобразный отпечаток духовной красоты и идейности; она представляет в своих характерных чертах тот русско-византийский стиль в иконографии, наилучшими выразителями котораго служат в наше время художники Васнецов и Нестеров. Лики святых жен и преподобных святителей проникнуты необычайной серьёзностию и одухотворены высокой религиозной имей, но они вместе с тем необыкновенно мягки и привлекательны, дышат любовию и смирением. Особенно красотой и художественностью отличается сложное изображение: О Тебе радуется. На изображении вокруг Богоматери, стоящей в молитвенной позе, помещены святее мужи и жены и ангелы, в трепетном благоговении обратившие свои взоры к Пресвятой Деве. Вся живопись и орнамент в церкви по своему стилю и характеру представляют удивительную гармонию. Стенная роспись церкви в Островках может служить образцом того, как следует расписывать наши православныя церкви в византийско-русском стиле».
   Мы не случайно помещаем полное описание росписи храма. К сожалению, не найдено ещё фотографий внутреннего убранства храма, и описание поможет представить где и что было в уникальной церкви в Островках. Но не только живопись и иконы были уникальны, даже клиросы и печи изготавливались по особым проектам: «Дубовые клиросы и казенка сделаны учениками Строгановского училища в стиле XIII столетия. Обращают на себя внимание две изразцовые печи у северной и южной стен. Изразцы этих печей – точная копия изразцов, открытых при раскопках в Херсонесе Таврическом; изготовлены специально для церкви на заводе Мамонтова, самыя же печи скомпанованы художником Егоровым».
   1 декабря 1904 г. состоялось торжественное освящение уникального для России Успенского храма. В «Летописи» о. Николая Синицына этому событию так же посвящен отрывок: «Декабря 1 дня высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тверским и Кашинским. Соврешено священие храма в имении Островки князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова. Освящение храма и литургию высокопреосвященнейший Димитрий совершал в сослужении настоятеля Вышневолоцкого Казанского собора протоиерея Петра Алексеева, благочинного Александра Любского (священника с. Млёво – Д.И.), села Берёзки Николая Синицына и с. Алексеевского священника Василия Княщинского. Храм освящён в честь Успения Божией Матери. Высокопроесвященнейший Димитрий отбыл из имения Островки в 41/2 часа вечера».
   Владыка Димитрий на страницах «Тверских епархиальных ведомостей» дополняет рассказ о. Николая: «Затем на новосвященном престоле Высокопреосвященным с вышеупомянутыми лицами была совершена литургия. После литургии был отслужен молебен Пресвятой Богородице с присоединением моления о выздоровлении протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Молебен закончен обычными многолетиями».
   В 1906 г. в Успенском храме богослужение совершил Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Этот факт особо записан в «Летописи» священника Николая Синицына: «Августа 8 в 3 ч. утра прибыл в имение князя Ширинского-Шихматова Островки протоиерей кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергиев. Утром им были отслужены утреня и литургия. Литургия им была совершена в сослужении священников: благочинного Александра Любского, Вышневолоцкого Казанского монастыря священника Михаила Беневоленского, села Берёзки Николая Синицына, села Алексеевского Василия Княщинского. После литургии о. Иоанн завтракал у князя А.А. Ширинского-Шихматова; после завтрака посетил село Берёзки, где был в училище; затем отбыл в имением А.И. Манзей Боровно, где принял радушное угощение и довольно долго гулял по прекрасному парку. К 5 часам вернулся к островки, откуда в 10 часов вечера отбыл в Санкт-Петербург».
   В храме бывал и будущий Святейший Патриарх Алексий I, в то время студент Сергей Симанский. Он и о. Иоанн были близкими друзьями семьи Ширинских-Шихматовых. Бывал здесь и председатель Государственной думы А.И. Гучков.
   Храм создавался и как семейный склеп. В 1910 г. в нём упокоился сын Михаил Александрович Ширинский-Шихматов (1892-1910 г.). Существуют сведения и о том, что сюда успели перезахоронить и самого Андрея Александровича (27.12.1867 – 02.02.1927 г.). У о. Николая Синицына упоминаний этому не приводится, хотя сам факт смерти князя упомянут: «1927 г. Февраля 2-го (старый стиль) в Сретение скончался в Москве бывший князь Андрей Александрович Ширинский-Шихматов; погребён в Москве».
   Личность строителя храма князя Андрея Александровича Ширинского-Шихматова многогранна – камергер Двора Его Императорского Величества, заместитель министра Внутренних дел, Вышневолоцкий уездный предводитель дворянства, член ТУАК, археолог-любитель, охотовед. Это далеко не полный список регалий и заслуг князя.
   Но судьба семьи князя сложилась трагически после Октябрьской революции. Супруга – Людмила Карловна (1872-1946 гг.) была репрессирована и скончалась в Тамбове в крайней нищете. Дети князя вошли в сомн страдальцев за Христа. Иеромонах Никола - в миру Аникита Александрович Ширинский-Шихматов (30.04.1896-17.09.1937), штабс-капитан Преображенского полка, член общества «Союз спасения России», священник в Томске, был расстрелян. Монахиня Павла (1890) – расстреляна в 1935 г. в Карлаге. Дочери Мария (1899) и Екатерины (1904) расстреляны в Семипалатинске 4 декабря 1937 г. как «активные церковницы».
   Храм взорвали на кирпич в 1935 г., но так и его и бросили, растерзанным и осквернённым. В настоящее время начинается движение за возрождение поруганной святыни. 1 декабря 2018 г. у алтарной части Успенского храма освящён и установлен поклонный крест в память семьи Ширинских-Шихматовых и в ознаменование начала возрождения уникального Успенского храма. Чин освящения по благословению Митрополита Тверского и Кашинского Саввы совершил настоятель Преображенского храма с. Леонтьево протоиерей Александр Смирнов.

   Денис Ивлев, историк.

   Источником статьи послужили сведения, собранные правнучкой А.А. Ширинского-Шихматова Ольгой Александровной Федюшиной, а так же материалы предоставленные Галиной Евгеньевной Зигерт и Дмитрием Сергеевичем Беневоленским.
   1. «Церковь в с. Островках Вышневолоцкого уезда», «Тверские епархиальные ведомости», 1905 г., № 4 от 15 февраля 1905 г.
   2. «Летопись церкви с. Берёзки», архив Г.Е. Зигерт, г. Тверь.

   
     (По материалам Форума Путника.)

     (Фото. № 4 с сайта Тверские своды.)

    


Посмотреть всю карту