Горка (Горки, Горки-Новоблаговещенское, Новоблаговещенское) - Благовещенская церковь

Фото. Ильи Смирнова с сайта http://www.sobory.ru/


   Село Горка, от Твери 90 верст, от Торжка 35 верст.
   Церковь Благовещенская, построена в 1760 году, каменная, престола два: в холодной Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплой Святителя Димитрия Ростовского.
   Церковные документы: опись 1847 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Александр Стефанович Розанов 35-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1887 года, священником с 1895 года, состоял катихизатором. Псаломщик Петр Петрович Постников 33-х лет, окончил духовную семинарию, диаконом с 1888 года.
   Прихожан в селе Горках, в деревнях: Заходе, Рылоые, Симонове, Сельце - 124 двора (351 мужчина, 420 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Андрей Синев 37-ми лет, окончил семинарию, на службе 7 лет. Исполняющий должность псаломщика Григорий Мельников 32-х лет, на службе 3 года.
   Прихожан в деревнях: Заход, Рылово, Симонково, Сельцо - 395 мужчин и 450 женщин.
   В приходе сей церкви в деревне Заходе была деревянная часовня, Святых Мучеников Флора и Лавра.

   
     (По материалам изданий Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

    (Фото. Ильи Смирнова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)


   Церковь Благовещения стоит на площади посередине села, расположенного на высоком открытом холме, со всех сторон окруженном лесами. Церковь с приделом Дмитрия Ростовского построена на средства тайной советницы Евдокии Никитичны Шишковой около 1760 г. Фасады оштукатурены, по-видимому, во 2-й пол. 19 в., когда были также расширены выложенные в кирпиче наличники окон. В советское время разрушены завершение колокольни и главка храма, почти полностью утрачено убранство интерьера. Стены сложены из большемерного кирпича, цоколь белокаменный.
   Редкий при мер сельской приходской церкви в стиле барокко без существенных позднейших перестроек; композиция и декор характерны для храмового зодчества своего времени.
План.   Ядром продольно-осевой композиции служит высокий храм типа восьмерик на четверике. Двусветный четверик несет восьмерик с более узкими диагональными гранями, крытый по восьмилотковой обрешетке. От главы храма частично сохранился глухой восьмигранный барабан. К четверику примыкают равная ему по ширине квадратная трапезная и чуть более узкий прямоугольный алтарь с небольшой полукруглой апсидой. Первый ярус квадратной в плане колокольни имеет общую стену с трапезной. Над низким вторым ярусом возвышается ярус звона со срезанными углами. Все объемы объединены общими композиционными и декоративными элементами: стены завершены полным антаблементом, углы выпущены между пилястрами, все окна имеют лучковые перемычки и заключены в рамочные наличники. Симметричные фасады четверика в три оси делятся в соответствии с проемами первого и второго света на две неравные части антаблементом, продолжающимся на алтаре и трапезной. На средней оси расположен арочный входной проем, по сторонам ­ высокие окна, а окна второго света имеют почти квадратную форму. Восьмерик по сторонам света (кроме востока) прорезан высокими окнами. Входные проемы акцентированы лучковыми сандриками, нижни еокна - треугольными. На боковых фасадах алтаря окна (по одному с каждой стороны) увенчаны лучковыми сандриками, а окно апсиды - треугольным. Над парами окон на фасадах трапезной помещены треугольные сандрики, а над тремя арочными входными проемами первого яруса колокольни - лучковые.
   Бесстолпный четверик храма несет при помощи ступенчатых тромпов восьмерик, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом. Три узких арочных проема ведут в алтарь, перекрытый коробовым сводом с граненой конхой над апсидой. Арочным проемом храм сообщается с бесстолпной трапезной, завершенной полулотковым сводом. Ее восточную стену по сторонам прохода прорезают также окно и ниша придельного алтаря. Арочный проем связывает трапезную и первый ярус колокольни. Со стороны колокольни он заключен в рамочный наличник с фигурными навершиями боковых стоек и с клинчатым замком. Первый ярус колокольни перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом, в котором изначально устроено отверстие для крутой одномаршевой деревянной лестницы (не сохр.).
   От главного деревянного иконостаса 2-й пол. 19 в. сохранились фрагменты верхнего яруса с арочными рамами для икон. Незначительные остатки масляной живописи нач. 20 в. уцелели только в храме. На своде помещена композиция «Отечество» (по образцу храма Христа Спасителя в Москве) с ангелами вокруг. На стенах росписи расположены тремя регистрами, разделенными орнаментальными гризайльными фризами. Такой же орнамент украшает тромпы. В восьмерике - святые в рост и евангелисты (над тромпами). На уровнеь окон второго света четверика изображены преподобные в рост, среди них на северной стене - Серафим Саровский и Нил Столобенский. В нижнем регистре между окнами первого и второго света помещены большие многофигурные композиции: «Благословение детей» на северной стене, «Несение креста»(?) на южной.

   Добровольский, с. 587; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16064. Л. 249.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)

     (Рис. из издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерсива культуры РФ. (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)