Чуриково урочище - Введения церковь

Введения церковь. Фото. 1976 г.


   Чуриково — д. (до нач. XX в. сельцо), ныне не существующая. Располагалась на территории современного Любегощинского с.п. в 4 км к 3. от с. Любегощи.
   Название от: 1) м.л.к.и. Кирилл (Чурик) — «господин, владыка»; «повелитель, владыка» (предположительно греч.); 2) м.л.к.и. Кириак (Чурик) - «Господен», «Господний»; «день Господний, т.е. воскресенье»; возможно, «родившийся в воскресенье» (греч.); 3) м.л.и. Чур (Чурик), из Чур — «бог домашнего очага у славян».
   В переписной книге 1647 г. названо сельцом с церковью Введения Пречистой Богородицы. Записано в поместье за братьями Филиппом и Гавриилом Ивановичами Батюшковыми после отца Ивана Фёдоровича.
   В последующие годы владельцами сельца были:
   1677 г. — всё тот же Гавриил Иванович и Осип Иванович Батюшковы;
   1710 г. — Батюшковы Абрам Осипович, Яков и Еремей Гавриловичи;
   1745 г. — за капралом Еремеем Батюшковым 10 душ; за Иваном Абрамовичем Батюшковым 22 души;
   1782 г. — за секунд-майором Никифором Еремеевичем Батюшковым 17 душ;
   1811 г. — за артиллерии лейтенантом Иваном Батюшковым 10 душ; за вдовой артиллерии капитана Анной Батюшковой 3 души; за Степаном и Иваном Васильевичами Батюшковыми 13 душ; за «поручицей» Еленой Батюшковой 3 души. К нач. века относится появление в Чурикове помещиков Грызловых. Первым был коллежский асессор Дмитрий Андреевич;
   1834 г. — за поручиком Петром Григорьевичем Батюшковым 35 душ, в том числе 4 дворовых; за Степаном Агаповичем Батюшковым 8 душ; за девицей Марьей Агаповной Батюшковой 5 душ, в том числе 2 дворовых; за флота капитаном 2 ранга Василием Агаповичем Батюшковым — 17 душ; за титулярной советницей Александрой Васильевной Грызловой — 19 душ.
   К нач. 1840-х г. все крестьяне были переведены в другие селения, Чуриково превратилось в классическое сельцо с несколькими помещичьими усадьбами.
   До 1918 г. являлось центром Чуриковского церковного прихода, объединявшего в 1901 г. 11 деревень и 4 сельца со 186 дворами и 1057 прихожанами.
   В XX в. именовалась деревней. В 1931 г. в селении насчитывались 4 двора с 17 жителями, в 1963 г. 2 двора и 15 жителей. Запустела к середине 70-х гг. В настоящее время о селении напоминает лишь уцелевшая Введенская церковь.
   Веденская церковь. Три престола: в храме — Введения во храм Пресвятой Богородицы, в трапезной — Происхождения Честных Древ и Тихвинской иконы Божией Матери.
   Строительство церкви началось в 1799 г. на месте сгоревшего деревянного храма. Трапезная была построена и освящена в 1804 г. Время окончания строительства собственно храма не совсем ясно. И. Добровольский указывает 1814 г., архивные источники — 1837 г. В 1838 г. была построена деревянная колокольня, заменённая кирпичной лишь в 1854-м. Не исключено, что в середине XIX в. трапезная подвергалась капитальной перестройке, но при этом сохранилась в прежних габаритах. О перестройке свидетельствует то, что С. её стена сложена в примыкание с храмом, а Ю. на значительную высоту перевязана с ним.

   
     (По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)

     (Фото. из издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   Церковь Введения стоит на возвышенном месте, на краю большого поля; село не сохранилось. Каменный храм, вместо одноименного деревянного, сгоревшего в 1799 г., сооружен в 1800-14 гг. на средства прихожан, в том числе помещиков коллежского асессора Никифора Еремеевича Батюшкова и титулярного советника Ивана Григорьевича Маслова. При этом колокольня либо осталась прежняя, либо была построена новая деревянная. Придел Происхождения Честных Древ Креста Господня в трапезной освящен в 1804 г.; храм и придел Тихвинской Божьей Матери, по-видимому, — в 1814 г. Каменная колокольня вместо деревянной возведена в 1857 г. по проекту, утвержденному в 1854 г., но с некоторыми отступлениями от него.
   Храм представляет собой несколько запоздалый для нач. 19 в. памятник провинциального барокко, архитектура колокольни отражает тенденции, характерные для периода эклектики.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
    


   Кирпичная оштукатуренная церковь является интересным образцом культовой постройки, возведенной в формах провинциального барокко, и обладает целым рядом оригинальных конструктивных решений. Здание расположено на погосте, в полутора километрах от села. Строительство ее началось в 1799 г. на месте сгоревшего деревянного храма. В 1804 г. была освящена трапезная, в 1814 г. - храм. Кирпичная колокольня построена в 1854 г. Возможно, в это же время трапезная подверглась капитальной перестройке.
   Объемно-пространственная композиция здания складывается из одноглавого храма, к которому с востока Введения церковь. План. примыкает полуциркульная апсида, с запада - равная ему по ширине трапезная и двухъярусная шатровая колокольня. Собственно храм типа восьмерик на двухсветном четверике вытянут по оси север-юг. Интересной особенностью является построение его объемов, при котором грани восьмерика, расположенные по странам света, составляют единые плоскости с фасадами четверика, а диагональные грани сильно заужены. Декор храмовой части выполнен в сдержанных формах. Западные углы четверика, углы восьмерика и апсида обработаны широкими лопатками, восточные углы четверика - трехчетвертными колоннами. Оконные проемы с лучковыми перемычками и круглые окна второго света украшены скромными наличниками с ушами, подзорами и серёжками. Фасады трапезной и колокольни менее выразительны. Западный фасад первого яруса колокольни акцентирован фронтоном.
   В интерьере восьмерик храма перекрыт необычным сомкнутым сводом, грани которого в силу большой вытянутости в центре не смыкаются, что напоминает лотковый свод. Переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи конических тромпов. Апсида перекрыта конхой с распалубками, трапезная - однолотковым сводом, центральная часть первого яруса колокольни - коробовым сводом с распалубками. Клеевая живопись в храме выполнена в академической манере в середине XIX в. Сохранившийся четырехъярусный главный иконостас выполнен в русском стиле.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 2826, 2831, 2832; РГИА. Ф. 799. Оп. 33; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 177; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 94, 141.

   А.Ф.

   
     (По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   Село Чуриково, от Твери 220 верст, от Весьегонска 40 верст.
   Церковь Введенская, постройки 1814 года, каменная, престола три: холодный Введения во храм Пресвято Богородицы, теплые: южный Происхождения Честных Древ, северный Тихвинской Божией Матери.
   Церковные документы: опись 1847 года, метрические книги с 1780 года, исповедальные росписи с 1825 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Иаков Георгиевич Синицын, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, награжден в 1898 году набедренником.
   Псаломщик Григорий Фаворский 22-х лет, из 1-го класса духовной семинарии, в должности с 1898 года.
   Церковный староста Титулярный Советник Василий Александрович Троицкий, в должности с 1890 года.
   Прихожан в деревнях: Емельянове, Тимонине, Тимофееве, Якушине, Суховерхове, Бородине, Аблазине, Новоселках, Козлах, Часовнях, Страшине - 186 дворов (503 мужчины, 554 женщин).
   В 1915 году служили: Священник Петр Диевский 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 10 лет.
   Псаломщик Владимир Никольский 33-х лет, на службе 11 лет, в Введенском храме 1 год.
   Прихожан в деревнях: Новоселок, Бородино, Облазино, Козлы, Страшино, Красново, Часовня, Борисиха, Иванцево, Емельяново, Тимонино, Якушино, Тимофеево, Суховерхово, Стрышино, в Усадьбах: Тимонино, Покровская, Пылево - 687 мужчин и 709 женщин.
   К сей церкви приписана в 1791 году Знаменская, в сельце Пылеве, ц. постройки 1742 года, деревянная, престола два: Знамения Божией Матери и Архангела Михаила.
   В приходе села Чурикова находилось 5 часовен: 1) при сельце Страшине, Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная; 2) в деревне Тимофееве, Святых Мучеников Флора и Лавра, деревянная; 3) в деревне Козлах, Святителя Николая, деревянная; 4) в деревне Аблазине, построенная в 1887 году, деревянная; 5) в деревне Часовнях, Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1882 году, деревянная.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь. 1914.)

    


Посмотреть всю карту