Никола-Высока - Спасо-Преображенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://www.vesyegonsk.net.ru/


   Один из лучших памятников культового зодчества в районе. Кирпичная церковь стоит в центре села, на возвышенности. Западный фасад обращен к улице, восточный - в сторону кладбища и протекающей в низине речке. В литературе церковь датируется 1820 г., однако стилистические особенности храма и трапезной характерны для позднего барокко и с большой уверенностью позволяют датировать их концом XVIII в. К 1820 г., скорее всего, относится строительство отдельно стоящей колокольни, выполненной в стиле позднего классицизма. Небольшой притвор, соединивший трапезную с колокольней, сделан в середине XIX в. Высокий трехсветный четверик храма имеет граненую кровлю с высокой стрелой подъема. Тонко прорисованные луковичные главы поставлены на высокие граненые барабаны. Центральный барабан световой, боковые глухие. Сильно пониженные по отношению к четверику объемы апсиды и двухпридельной трапезной почти равны ему по ширине. Над алтарем и приделами поставлены небольшие главки. Завершает общую композицию трехъярусная колокольня, слегка сдвинутая к северу от продольной оси здания. Ее развитый объем, включающий полуярус и резонатор звона, увенчан главой в форме вазы. Спасо-Преображенская церковь. План.
   Фасадная декорация храма имеет плоскостной характер с преобладанием вертикальных членений. Три яруса оконных проемов помещены в узкие прясла, отделенные друг от друга лопатками. Такими же лопатками обработаны углы четверика. Широкий венчающий карниз включает сухарики и филенчатый фриз с декоративными кокошниками. Над карнизом, между боковыми главами, помещены ложные люкарны. Арочные оконные проемы обрамлены простыми наличниками. Лопатки на фасадах апсиды и трапезной обработаны рустом. Колокольня, насыщенная ордерной декорацией, впечатляет мощной пластикой и монументальностью форм. Во всех основных ярусах использованы колонны тосканского ордера, несущие антаблемент с массивными карнизами, которые украшены мутулами. В декорации барабана использованы изящные ионические пилястры. Белокаменные детали декора отличаются тщательностью исполнения.
   Высокое помещение храма перекрыто восьмидольным сомкнутым сводом, который прорезан отверстием светового барабана. Апсида перекрыта конхой, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме сохранилась одновременная ему клеевая живопись, выполненная в традициях барокко. Росписи изобилуют многофигурными динамичными композициями с архитектурными фонами и пышным растительным орнаментом. Отличающиеся особой чистотой форм трехъярусный иконостас и надпрестольная сень выполнены в первой половине XIX в. в стиле зрелого классицизма.

   Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 165; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост.Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 9З.

   А.Ф.

Фото. из архива Ирины Садиковой.

   
     (По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)

     (Фото. № 1 с сайта Весьегонск.net.ru, фото. № 2 из архива Ирины Садиковой.)