Баскаки - Успенская (Никольская) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://www.vesyegonsk.net.ru/


   Баскаки — д. (с.) Ивановского с.п., 2 км к Ю. от д. Иваново. Название от м.л.и. Баскак: «ставящий печать, наместник Золотой Орды» (тюрк.); «дерзкий, решительный » (русск. из тюрк.); «сборщик податей» (тюрк, из араб.) (60; 27).
   Расположена в 0,5 км к 3. от р. Кесьмы. Автомобильная дорога Тверь — Весьегонск.
   Л.А. Лебедев относит первое упоминание села (в то время деревни) к 1445 г. Эта дата указана в жалованной грамоте императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю. Из грамоты видно, что именно тогда Баскаки были «даны», т.е. подарены в монастырь. Правда, даритель не указан.
   Во второй половине XV — нач. XVI вв. село, видимо, было выкуплено у монастыря потомками первого дарителя и к середине XVI в. оказалось в вотчине за Андреем Рыкуновым. После этого оно в качестве приданого перешло к дочери Рыкунова — Дарье Андреевне, в замужестве Маклаковой. Муж последней — Денис Дмитриевич Маклаков, продал в 1585-86 гг. вотчину своей жены вместе с сельцом Приворот и с. (без церкви) Александровское знатному сановнику князю Петру Ивановичу Хворостинину за 400 руб. и «пополнка (в придачу. — Г.Л.) конь сер».
   После смерти в 1592 г. князя Петра Ивановича с. Баскаки с деревнями отошло в вотчину его старшего брата — князя Фёдора Ивановича Хворостинина, который около 1607 г. принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Феодосия и через год умер. Было ли с. Баскаки с деревнями передано в монастырь одновременно с постригом Фёдора Ивановича или это было сделано позднее его вдовой княгиней Антонидой, сказать трудно. В 1618 г. княгиня в своей духовной завещает монастырю в обмен на право быть похороненной рядом с мужем многие вотчины. О Баскаках в этом документе говорится как о вотчине, переданной в монастырь «преж сего», т.е. до 1618 г.
   В 1714 г. село было передано в вотчину только что основанной Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, но в 1730 г. вновь возвращено Троице-Сергиевым монахам и оставалось в их вотчине до 1764 г., т.е. до секуляризации церковных земель Екатериной II.
   После этого с. Баскаки, как и все бывшие монастырские сёла и деревни, находилось в ведении коллегии экономии и именовалось экономическим, а с созданием министерства государственных имуществ в 1841 г и до освобождения государственных крестьян — государственным. В 1866 г. было подчинено общей системе сельского управления.
   Ещё недавно в селе располагался храмовый комплекс, состоящий из деревянной церкви св. Георгия (1858) и каменной Успенской (1862-85) с престолами Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского. К настоящему времени церковь св. Георгия полностью разрушена.

   
     (По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)

    (Фото. с сайта Весьегонск.net.ru.)
    


   Церковь Успения расположена в центре села у дороги Весьегонск — Красный Холм, проходящей в нескольких метрах к западу от нее; стоит в западной части кладбища. Село известно с 1455 г. как владение Троице-Сергиева монастыря. В течение 16 в. оно находилось в частном владении, несколько раз меняя хозяев (А. Рыкунов, Д.Д. Маклаков, князья Хворостинины). В кон. 16 в. село было пожертвовано княгиней Антонидой Хворостининой Троице-Сергиеву монастырю, которому оно принадлежало до 1764 г. (не считая 1714-30 гг., когда оно было приписано к Александро-Невской лавре), а затем стало экономическим. В 16 в. в Баскаках находился деревянный храм Георгия Победоносца, исчезнувший к нач. 17 в. В 1600 г. на средства прихожан была построена деревянная церковь Николая Чудотворца клетского типа с приделом Екатерины. Предположительно в сер. 17 в. ее заменили новым Никольским храмом с приделом Георгия Победоносца, а в 1733 г. Никольский храм выстроили заново, с большой трапезной, но без придела. По-видимому, в 1760-е гг. сооружена отдельно стоявшая восьмигранная колокольня, которую позднее соединили притвором с Никольской церковью. В 1786-87 гг. построена теплая церковь Георгия Победоносца, которую упразднили в 1844 г, а в 1858 г. заменили новым деревянным храмом, возведенным на средства прихожан под руководством бежецкого мещанина цехового мастера Н.К. Первухина.
   Во 2-й пол. 19 в. вместо Никольского храма на средства прихожан построили каменную церковь Успения с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Строительство началось в 1863 г. по проекту, утвержденному в феврале 1849 г, и в основном завершилось в 1873 г.; проект новой колокольни был составлен в 1871 г. Никольский придел освятили в 1873 г, Сергиевский - в 1878 г., храм — в 1885 г. В 1896-99 гг. перед южным, северным и западным входами в храм сделали крыльца с металлическими зонтами. В 1878 г. территория кладбища около церквей была значительно увеличена, а в 1889-1901 гг. ее обнесли каменной оградой с железными решетками, разобранной в советское время.

   
     (По материалам издания Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: Ч. 3 / Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: "Индрик", 2013.)
    


   Село Баскаки известно с XV в., когда оно принадлежало Троице-Сергиевой лавре. Писцовые книги XVII в. указывают на существование в селе деревянного храма. Несколько деревянных церквей сменяли друг друга, иногда их было по две одновременно. В настоящее время храмовый комплекс, расположенный в центре села, состоит из деревянной церкви Георгия Победоносца и Успения церковь. План.кирпичной церкви Успения. Строительство кирпичной церкви на средства прихожан было начато в 1862 г. по проекту, утвержденному Тверской строительной комиссией в 1849 г. В 1878 г. закончили и освятили трапезную с двумя приделами, в 1885 г. завершено строительство собственно храма.
   Кирпичная оштукатуренная Успенская церковь типична для позднего классицизма. Трехчастная объемно-пространственная композиция здания состоит из одноглавого храма с полуциркульной апсидой, обширной трапезной и трехъярусной колокольни. Высокий четверик храма увенчан световой ротондой и небольшой главой. Трапезная значительно шире четверика. Динамичная по силуэту и пропорциям колокольня завершена граненым шпилем. Ее резко убывающие по объему ярусы прорезаны арками.
   Оформление фасадов скромно и характерно для сельских храмов позднего классицизма. Ведущие элементы декора - парные угловые пилястры, филенки, арочные окна, тяги простого профиля. Более насыщен декором четверик храма. Аттик его обработан большими полуциркульными нишами с живописью в тимпанах.
   Бесстолпное пространство храма перекрыто куполом. Переход от четверика к основанию барабана осуществлен при помощи конических тромпов. Алтарная часть перекрыта конхой, двухстолпная трапезная - системой коробовых сводов с распалубками. В храме и трапезной сохранилась масляная настенная живопись, выполненная в академической манере на высоком профессиональном уровне, а также каркасные иконостасы.

   ГАТО. Ф. 160. Оп. 5. Д. 1ЗЗ, 268, 293; Ф. 466. Оп. 1. Д. 77412.; Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 159; Лебедев Л.А. Село Баскаки Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1903; Краеведческий словарь Весьегонского района Тверской области/Сост. Г.А. Ларин. Тверь, 1994. С. 91.

   А.Ф.

   
     (По материалам издания Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2. / Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО "Тверское княжество", 2002.)
    


   Село Баскаки, от Твери 210 верст, от Весьегонска 28 верст.
   Церковь Никольская, каменная, постройки 1885 года, престола три: главный Успения Божией Матери, в трапезной: правый Святителя Николая, левый преподобного Сергия Радонежского.
   Церковные документы: опись 1849 года, метрические книги с 1795 года, исповедальные росписи с 1832 года.
   В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Лебедев 55-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1867 года, награжден в 1886 году набедренником.
   Диакон Василий Андреевич Постников 45-ти лет, в служении с 1872 года, диаконом с 1886 года.
   Псаломщик Иван Иванович Томилов 22-х лет, окончил духовную семинарию, в должности с 1900 года.
   Церковный староста крестьянин Иван Тимофеевич Ульев, в должности 3-е трехлетие.
   Прихожан в селе Баскаках, в деревнях: Лукине, Александрове, Суслове, Сбрындине, Привороте, Подлесной, Малышеве, Михалеве, Данилкове, Бору, Чижеве, Борихине, Бухрове, Сенцеве, Копаеве, Волосове - 305 дворов (1094 мужчины, 1241 женщина).
   В 1914 году служили: Священник Александр Воскресенский 62-х лет, окончил семинарию, на службе 36 лет, в Никольском храме 8 лет.
   Штатный диакон Василий Постников 59-ти лет, на службе 27 лет.
   Псаломщик Владимир Мерев 51-го года, на службе 16 лет, в Никольском храме 10 лет.
   Прихожан в деревнях: Маринино, Барское-Александрово, Петровское, Бор, Малышево, Боризино, Чижово, Бренево, Сбрындино, Лукино, Троицкое-Александрово, Суслово, Приворот, Михалево, Волосово, Копаево, Подлесное, Бухрово, Данилково, Сенцево - 1414 мужчин и 1594 женщины.
   В приходе сей церкви находилось 9 часовен: 1) близ деревни Михалева, деревянная, святых мучеников Кирика и Иулитты, построенная в 1853 году; 2) в деревне Сенцеве, деревянная, Святителя Николая, построенная в 1854 году; 3) в деревне Подлесной, деревянная, святых мучеников Флора и Лавра, построенная в 1856 году; 4) в деревне Волосове, деревянная, Преображения Господня, построенная в 1859 году; 5) в деревне Бору, деревянная, святых мучеников Бориса и Глеба, построенная в 1862 году; 6) в деревне Чижеве, деревянная, св. Флора и Лавра, построенная в 1862 году; 7) в деревне Копаеве, деревянная, святого пророка Илии, построенная в 1862 году; 8) в деревне Суслове, деревянная, преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1862 году; 9) при реке Подемке, деревянная, святых мучеников Бориса и Глеба, построенная в 1896 году.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь. 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь. 1914.)

    


Посмотреть всю карту