Ламская пустынь (Ламь) - Сошествия Святого Духа церковь

Церковь Сошествия Святого Духа. Рис. А.Н. Виноградова.

Церковь Сошествия Святого Духа. Рис. А.Н. Виноградова.


   Погост Ламская Пустынь располагался на правом берегу устьевого участка р. Лами при впадении её в Мологу. Ныне эта территории поглощена водами Рыбинского вдхр.
   Церковь Сошествия Святого Духа с приделом Кирилла Белозерского, деревянная, построена в 1782 г., обладала довольно своеобразной композицией. Чрезвычайно высокий двусветный четверик завершался пятиглавием. К нему примыкали значительно более низкие двухчастный пятигранный алтарь и небольшая трапезная с галереей и притвором.
   Заслуживают внимания слова, содержавшиеся в надписи на храмовом кресте: «...а строили сию церковь древодели Чамеровской вол. д. Бельского подрядчики — Никита Матвеев, д. Высокова — Павел Иванов с товарищи, всего осмь человек».

   
     (По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)

     (Рис. № 1 из издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
    


   Ламская пустынь (погост). Деревянный высокий пятиглавый храм, обшитый лет с десять назад тесом, есть один из лучших по всему уезду, красивый по форме и обширности помещения. Здесь был некогда монастырь, разоренный в эпоху междуцарствия. Здесь же останавливался некогда для отдыха Преподобный Кирилл Белозерский, отправлявшийся на Белоозеро; после себя он оставил на память, и для облегчения на пути, железные вериги в девять фунтов весом, которые доселе сохраняются в храме пустыни и благоговейно надеваются богомольцами. В церковной ризнице замечательны: штофная желтая священническая фелонь с крашенинной подкладкой, весьма длинная и покроем напоминающая ту, в которой изображаются на древних иконах святители; оловянные сосуды: потир, дискос и блюдца; то и другое — дар монастырю Его Величества Императора Петра Великого. Наконец, есть еще печатное большого формата Евангелие, чрезвычайно изящное по форме, — дар Царевича Алексея Петровича. Деревянныи храм Ламской пустыни, находящийся неподалеку от течения р. Мологи, при устье р. Лами, как видно из надписи на храмоздательном кресте «обложен 1775 г. во имя Савватия Соловецкого чудотворца, освящен 1780 г.». Особенного замечания при этом заслуживают следующие слова той же надпис: «а строили сию церковь древодели Чамеровскои волости, деревни Бельскаго подрядчики — Никита Матвеев, деревни Высокова — Павел Иванов с товарищи, всего осмь человек». Упоминаемые древодели - все Кореляки; большинство же Кореляковъ до сих пор отличается способностью к зодчеству, им обязаны по устройству многие деревянные церкви. План и диаметрально перспективный фасад Ламской церкви изображены на рисунке.

   
     (По материалам издания Виноградов А.Н. Краткие сведения о деревянных старинных храмах и некоторых при них достопримечательностях, также - курганах и насыпях, по Весьегонскому уезду Тверской губернии. СПб., 1877.)
    


Святодуховская церковь. Царские врата придела преп. Кирилла. Фото С.С. Некрасова 1915 г. (архив ИИМК, 0-415-2376).

Святодуховская церковь. Царские врата придела преп. Кирилла. Фото С.С. Некрасова 1915 г. (архив ИИМК, 0-415-2376).


   Ламская пустынь, от Твери 210 верст, от Весьегонска 25 верст.
   Церковь Сошествия Святого Духа, деревянная, постройки 1782 года, престола два: Соществия Святого Духа на Апостолов и Преподобного Кирилла Белозерского.
   Церковные документы: опись 1861 года, метрические книги с 1780 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Петр Иоаннович Воскресенский 46-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 года, священником с 1880 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы и земской школы, награжден в 1893 году набедренником.
   Диакон Николай Павлович Троицкий 35-ти лет, из 5 класса духовной семинарии, в служении с 1888 года, диаконом с 1892 года, состоял учителем церковно-приходской школы.
   Псаломщик Иоанн Стефанович Быков 77-ми лет, в должности с 1838 года.
   Церковный староста крестьянин Павел Андреев, в должности с 1896 года.
   Прихожан в деревнях: Самсонихе, Противье, Билюкове, Юрьевском, Сиротке; Новгородской губернии Череповецкого уезда деревнях: Крутой, Борке, Хотавце, Измолневе, Мшичне, Морозихе, Язине - 350 дворов (1108 мужчин, 1287 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Иоанн Пономарев 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год.
   Штатный диакон Владимир Никольский 46-ти лет, на службе 24 года, в Святодуховском храме 5 лет.
   Исполняющий должность псаломщика Анатолий Предтеченский 21-го года, на службе 1 год.
   Прихожан в деревнях: Самсониха, Противье, Билюково, Юрьевское, Сиротка; деревнях Череповецкого уезда, Новгородской губернии: Крутая, Борк, Мшичино, Морозиха, Хотавец, Изможево - 1078 мужчин и 1148 женщин.
   В приходе сей церкви находились три часовни: 1) близ церкви на берегу реки Молоти, деревянная, Преподобного Кирилла Белозерского, построенная в 1891 году в память чудесного события 17 октября 1888 года; 2) близ деревни Хотавца, деревянная, Святого Великомученика Димитрия, построенная в 1792 году; 3) близ деревни Язина, деревянная, Великомученицы Параскевы, построенная в 1892 году.

   
     (По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 2 из издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник / Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010.)
    


Посмотреть всю карту