Арпачево - Казанской иконы Божией Матери церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Казанская церковь


   Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1789 - 1791 годах выдающимся русским архитектором Николаем Львовым в селе Арпачево Торжокского района, вместе с уникальной "падающей" колокольней является ансамблевым памятником архитектуры XVIII века федерального значения. Во времена советской власти эта необыкновенной красоты церковь, разделяя участь многих российских усадебных памятников истории и культуры, медленно погибала и пришла наконец в руинное состояние.


Фото. Василия Шелемина с сайта http://www.sobory.ru/


   В 1986 году Георгий Федорович Шапошников, москвич, актер по профессии, купил в Арпачево избу прямо напротив храма Казанской иконы Божией Матери. И вот уже восемнадцать лет он занимается восстановлением этой церкви. В 1989 году при храме был зарегистрирован православный приход. С его образованием появилась юридическая основа для начала восстановительных работ. В 2005 году внешний облик храма был восстановлен профессиональными реставраторами за счет частных пожертвований и средств епархии, но внутренний интерьер еще требовал серьезной работы. Еще в начале восстановления храма, когда Георгий Федорович сам покрыл купол кровельным железом, внутри проступили фрески, написанные Владимиром Боровиковским. Выдающийся русский художник был другом Львова и расписал его храм.


   Казанскую церковь в селе Арпачёво (Торжокский р-н Тверской области), построенную одновременно с колокольней, в недавнее время отремонтировали, судьба ее не вызывает опасений. А вот колокольня, стоящая к западу от храма и составляющая с ним целостную композицию, осталась бесхозной и медленно разрушается. Пока ничто не подает надежд на ее поддержание в целостности, а тем более надежд на ее научную реставрацию. Тем важнее понять значение этого непростого по иконографической программе памятника в истории русской усадебной архитектуры XVIII в. Храм и колокольню в Арпачёве приписывают знаменитому архитектору-дилетанту Н. А. Львову (1751–1803). Оснований для этой атрибуции довольно много: во-первых, село было вотчиной Львовых и в момент строительства церкви (она начата в 1783 и окончена в 1791 году) принадлежало дядям архитектора, Н. П. и П. П. Львовым, один из которых, Н. П. Львов, запрашивал разрешение на сооружение храма; во-вторых, село расположено неподалеку от Торжка, а в этом районе Н. А. Львов проектировал для многих родственников и знакомых; в-третьих, план и композиция церкви напоминают отдельные черты плана и композиции соборов Иосифа в Могилеве и Борисоглебского в Торжке, достоверно спроектированных Львовым-зодчим.
План колокольни   Колокольня, поставленная отдельно на западной оси храма, это серия цилиндрических объемов, поставленных на квадратное в плане основание с приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами. Поверхность стен основания обработана крупным рустом, имитирующим кладку из квадров, в завершении средней части основания выделяются пологие треугольные фронтоны. С этой подчеркнуто «античной» частью контрастируют гладкие поверхности двух цилиндров и завершающего восьмигранного фонарика. По своей тонкой и тщательно разработанной отделке и по пропорциональному строю арпачёвская колокольня – одна из лучших усадебных колоколен конца XVIII в. Истоки такой необычной композиции следует, вероятно, искать не в надгробных памятниках римлян и не в эллинистических мавзолеях (хотя эти образцы и были использованы при проектировании колоколен, но в случае с квадратными ярусами, завершенными восьмигранным «храмиком»), а в маяках античного Средиземноморья (и прежде всего – Фаросском маяке в Александрии, в котором видим ту же композицию). В обширном «ассортименте» колоколен неоклассицизма винкельмановского толка подобные «маяки христианства» вполне объяснимы как с точки зрения переноса смысла (маяк – свет – колокольня несущего свет храма), так и с точки зрения значимости античного образца. К этому же типу можно отнести колокольни усадебных храмов в Никольском-Гагарине и Поджигородове.
   Проект очень похожей колокольни видел А. Бенуа в собрании чертежей в итальянской Швейцарии. Из сходства колокольни на чертеже, приписываемом Томазо Адамини, и колокольни в Арпачёве родилась гипотеза о заимствовании Адамини проекта Львова. Со своей стороны мы предлагаем общий источник и для чертежа Адамини, и для колокольни Львова: пока не выявленные колокольни Италии, ориентированные на античные маяки как на образцы, или, возможно, какой-то рисунок-реконструкцию античного маяка.

   Вл.В. Седов

   Библиография:
Бенуа А. Рассадник искусства (Лугано и его окрестности) // Старые годы. 1909, апрель. С. 175;
Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961. С. 12–14, 70–73;
Путятин И. «Каллимах в Иосафатовой долине»: К мемориальной символике колоколен русского классицизма // Искусствознание. 2007. № 1–2. С. 113–116.

   
     (По материалам электронной версии газеты "Газета", официального сайта Тверской епархии и сайта Проект Классика.)

     (Фото. №1 hram-tver. 2012 г. Фото. №2 Василия Шелемина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)