Торжок - Троицкая (Дальняя Троица) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Дальняя Троица (дер. Дальняя Троица)

Дальняя Троица. Фото. с сайта http://www.torzhok.info/


   Название Дальняя Троица говорит о том, что в городе была еще Троицкая церковь, которую называли Ближней (снесена в 1936 году). Троицкий храм стоит на месте монастыря, упоминаемого в Писцовой книге города Торжка 1625 года: «по конец посаду вверх по Тверце по реке монастырь Троицкой, а в нем храм Живоначальная Троице костровой верх... а в монастыре строитель старец Александр». В 1668 г. монастырю была дана грамота от царя Алексея Михайловича на земли и угодья, за ним было 63 души крестьян. В 1687 г. монастырь был при писан к Новгородскому архиерейскому Софийскому дому. В 1760 г. в монастыре, на средства купца Г.В. Мишурина, был построен каменный храм, сохранившийся до нашего времени. В 1765 г. монастырь был закрыт и обращён в приходскую кладбищенскую церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1849 г. храм в Дальней Троице обновлялся на средства жертвователя - новоторжского купца Григория Васильевича Мишурина. Была возобновлена настенная живопись, сделан новый иконостас, выстроена каменная колокольня.
   В 1930-е гг. храм в Дальней Троице был закрыт. Одно время в нём размещался архив, склад колхоза им. Карла Маркса. Долгое время храм пустовал и разрушался. В 1950-е гг. храм открывали для богослужений, а затем его опять закрыли. В начале 1990-х гг. началось восстановление храма силами горожан. Инициатором и организатором восстановительных работ был художник Евгений Мушкин. В 1993 г. храм возвращён Русской Православной Церкви.
   На кладбище в Дальней Троице покоятся многие именитые новоторы. Среди них - купец Е.М. Елизаров. В мае 1856 г. у него в доме побывал драматург Д.Н. Островский. Об этом есть запись в дневнике писателя: "Вечером ездили с учителем к купцу Елизарову Ефрему Матвеевичу. Законник и собиратель разных древних рукописей в Торжке".
   14 января 1972 г. дер. Дальняя Троица была включена в черту города, а 27 января того же года решением горисполкома кладбище в Дальней Троице было закрыто. Многие старые надгробия были уничтожены, украдены или опрокинуты на землю.
   Среди поверженных надгробий на Троицком кладбище рядом с алтарной частью втоптан в землю надгробный камень с выбитой надписью: "Священник Иванно-Предтеченской церкви Павел Цветков". Сведения о нём встретились в документах Новоторжского уездного земского собрания за 1868 г., на котором гласный А.Д. Бакунин сделал такое сообщение: "Священник Ивановской церкви Торжка Павел Цветков изъявил готовность безвозмездно обучать детей в приюте для малолетних, подвергаемых тюремному заключению, и до сей поры он постоянно посещал арестантов, содержащихся в помещении при 5-м мировом участке, причём наставления его имели самое благотворное влияние на исправление нравственности арестантов". Земское собрание по предложению Бакунина вынесло благодарность священнику за его подвижничество. Прошли годы, промчалась буря революции, разрушившая прежние духовные ценности. "Иваны, не помнящие родства" надругались над могилами своих предков-соплеменников. И зарастают бурьяном, втаптываются в землю добрые имена русских людей даже там, где вроде бы должны царить покой и смирение - на русских кладбищах.

   
     (По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002., Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника" и официального сайта Тверской епархии.)

     (Фото. с сайта Информационный портал города Торжка.)
    


   Троицкая церковь ("Троица дальняя") в 2 верстах от города Торжка. Здесь встарину существовал мужской Троицкий монастырь, упоминаемый в писцовых книгах Нарбекова (1625): "Монастырь Троицкий по конец посаду вверх по Тверце по реке; в 1625 году в нем был храм деревянный во имя Живоначальныя Троицы, "ветх", и жил в монастыре сем строитель, старец Александр". В 1668 году этому монастырю дана была от царя Алексея Михайловича грамота на земли и угодья; за ним было крестьян 63 души, пахатной земли на 63 четверти, сенных покосов на 233 копны. Настоятели в нем были в 1678 году строитель протопоп Александр Алексеев, строитель Конон (1691), Игнатий (1744), игумен Иоасаф (1760 - 1764). В 1687 году этот монастырь был приписан к Новгородскому архиерейскому Софийскому дому; в 1765 году был обращен в приходскую кладбищенскую церковь.
   Ныне существующая каменная церковь построена в 1760 году, при Тверском епископе Тихоне, Новоторжским купцом Григорием Васильевичем Мишуриным, а возобновлена (стенной живописью и новым иконостасом) в 1849 году; в это же время была выстроена при ней каменная колокольня. В сей церкви главный престол посвящен Пресвятой Троице, приделы в трапезной в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали".
   В этой церкви, как памятник существования монастыря, сохраняются: серебрянные позлащенные богослужебные сосуды; на нижней части потира надпись: "Повелением великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Евдокии Алексеевны построены сии сосуды в Торжок в Троицкий монастырь, что по конец посадов, по великой государыне благоверной царице и великой княгине Марии Ильиничны, вечное поминание в лето 7174, апреля в 1-й день". От строителя (или вернее возобновителя) монастыря, протопопа Александра доселе сохраняются: 1) три серебрянныя блюдца к богослужебным сосудам, пожертвованным царевною Евдокиею Алексеевною; на каждом блюдце надпись: "дал сие блюдо в обитель и дои Живоначальныя Троицы, что в Торжку по конец посадов, по своих родителех москвитич Спасской, что у великаго государя на сенях, церкви протопоп Александр, лета 7180, марта в 14-й день". 2) Напрестольный серебряный вызолоченный крест с частицами святых мощей святого мученикаЕлевферия, мученика Андигана (?), великомученика Димитрия (надписано: мощи и кровь), мученика Лавра, великомученицы Евфимии всехвальной и мученика Кириака. На кресте надпись: "дал сей крест в обитель и дом Живоначальныя Троицы, что в Торжку по конец посадов, москвитин Спасской, что у великаго государя патриарха Всероссийскаго Иоасафа, посетил протопоп Александр, лета 7180 (1672) марта в 14-й день". 3) Водосвятное блюдо, оловянное с узорами, в форме большой и глубокой тарелки, на обороте его надпись: "Блюдо сие Спасскаго протопопа Александра; что у великаго государя на сенях".
   Из икон в этой церкви заслуживают внимания: иконы Пресвятой Троицы и святого Николая, бывшия, вероятно, местными в прежнем иконостасе; две иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Резной деревянный крест (уже значительно погнивший); он вделан в золоченую доску; в 12 концах этого креста искусно вырезаны изображения страстей Христовых; крест этот в 1893 году был пожертвован в Троицкий храм из дома Новоторжских жителей Пыляевых, по словам коих, он издавна хранился у них, как родовая святыня, и будто-бы в нем находились частицы святых мощей.
   В церковной библиотеке находится Библия, напечатанная в 1766 году, с иллюстрированными изображениями при начале каждой каждой священной книги; в ней помещены указания исправлений, сделанных против перваго издания Библии в 1663 году, помещен Синопсис святого Афанасия великаго, а в конце Библии - алфавитный каталог неудобовразумительных слов. Служебник без выходнаго листа; в нем ни разу не упоминается имя государя, а только напечатано: "О благочестивейшем, тишайшем, самодержавнейшем, богохранимом государе нашем царе и великом князе - имя рек. Как особенность этого служебника - поминовение царской фамилии по чину архиерейского служения при служении "одного иерея" на "всех и вся"... От бывшаго монастыря сохранились: Пролог в 4-х книгах, издан в 1650 и 1660 годах, праздничная и общая Минея, изданная в 1740 году, и Синодик. На начальном листе Синодика написано (в узорчатом круге): "Сий в летех 7186 ноября в 14 день написан бысть сий душеспасительный Синодик, сиреч помянник, во обитель Живоначальныя Троицы, что в Торжку по конец посаду, при строителе; черном попе Александре с братиею" и на обороте написано: "Синодик сей писал дьячек Ивашка Торочков". Далее замечено: "Рождение создателя святой обители сея священно-протопопа Александра Алексеевича марта в 14 день, а преставися декабря в 20 день. А супруги его день рождения на память святой мученицы Феодосии девицы (д.б. 29 мая), преставися маия в 19 день". Этот Синодик заслуживает особаго внимания любителей церковной древности по полным спискам вписанных в него императоров греческих (начиная с равноапостольных Константина и Елены), русских великих князей и царей (с князя Владимира, нареченнаго во святом крещении Василия, иже просвети русскую землю святым крещением), цариц, княгинь (начиная с равноапостольной Ольги), святейших вселенских патриархов (Константинопольских, Иерусалимских), Московских (Иова, Гермогена, Филарета, Иоасафа 1-го, Иосифа, Питирима, Никона, Иоасафа 2-го, а затем другой рукой приписаны - Иоаким и Адриан). Далее поминаются архиепископы Новгородские, Ростовские, Тверские (Арсений, Александр, Феодор, Михаил, Ефрем, Акакий, Антоний, Захария, Феоктист убиенный, Пафнутий... (Совершенно неизвестны между Тверскими архиереями Александр, Михаил и Ефрем), Крутицкие, Псковские, Рязанские, Черниговские, Смоленские, Пермские. После них архимандриты Новгородсеин и архимандриты и игумены святых мест (весьма много), между коими вписаны Ефрем Новоторжский, иже состави обитель приличну во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба,... Макарий Калязинский, Савва Тверской. После архимандритов и игуменов : "Помяни, Господи, души блаженно-юродивых Христа ради", более 80; между ними помянуты Константин, д.б. Новоторжский, и Николай, устроивший святое Вознесенье. После юродивых помещены роды создателей сей (т.е. Троицкой) обители: свят. патриарха Иоасафа, священно-протопопа Александра, священно-игумена Герасима, священно-игум. Макария, Боголепа, Афанасия, Кира, Ионна и др. Есть роды священников, Новоторжских церквей, роды иноков. Род Троицкаго монастыря игумена Иосифа, строителя-старца Игнатия...

   Дальне-Троицкая церковь, построена в 1790 году, каменная, престола два: в холодной Святой Троицы, в теплой Знамения и Утоли Моя Печали Божией Матери.
   Церковные документы: опись 1893 года, метрики с 1785 года.
   В 1901 году служили: Священник Александр Васильевич Преображенский 30-ти лет, студент семинарии, священником с 1893 года, член правления духовного училища, смотритель свечной лавки, награжден в 1897 году набедренником. Псаломщик Иван Григорьевич Середеев 71-го года, в должности с 1851 года.
   Прихожан в деревнях Троицкой слободе, Вишенье, Сатине, Лазутине, Чурикове - 119 дворов (407 мужчин, 461 женщина).
   В 1914 году служили: С вященник Петр Покровский 44-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Троицком храме 5 лет. Псаломщик НИколай Фортунатов 31-го года, на службе 11 лет.
   Прихожан в деревнях Вишенье, Сатино, Чуриково, Лозутино - 414 мужчин и 435 женщин.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)