Торжок - Покровская единоверческая церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Некрасова (ул. Покровская)

Покровская единоверческая церковь. Фото. с сайта http://www.torzhok.info/


   На высоком южном холме правобережья несколько веков стоял Никитский монастырь. В Екатерининскую эпоху его упразднили, превратив в Никитскую церковь.
   В 1823 году на месте Никитской церкви была поставлена каменная единоверческая церковь Покрова с колокольней. Архитектура величественного храма соответствовала времени, но его внутреннее убранство выражало волю устроителей храма, купцов-староверов, которых в то время было еще немало в Торжке. Пятиярусный иконостас состоял из старинных икон канонической византийской школы, среди которых были уникальные иконы, большей частью принесённые прихожанами-старообрядцами, в том числе купцами Морозовыми, Овчинниковыми, Е.А. Остолоповым. Не случайно после закрытия храма в 1931 году в фонды Третьяковской картинной галереи были отобраны три иконы начала XVI века из Покровского храма: «Смоленская Пр. Богоматерь Одигитрия» - дар купца Морозова, «Никита, изгоняющий бесов» - дар купца Овчинникова и «Спас В силах».
   В 1930 - 1931 гг. церковь закрыли. В настоящее время храм разрушается.

   
     (По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО "Пожтехника".)

     (Фото. с сайта Информационный портал города Торжка.)
    


   Покровская единоверческая церковь каменная, с такою же колокольнею, на Никитской горе, построена по благословению архиепископа Филарета (впоследствии Московскаго митрополита) в 1823 году и освящена 9 декабря 1823 года местным священником Артемием Алексеевским. На престоле возложен был старинный антиминс (холщевый), на нем надпись: "Священнодействован лета 7151 года марта 5-го на память святого мученика Конона, освятися храм собора Святой Богородицы на рве (?), при благоверном царе великом князе Михаиле Феодоровиче, при архиепископе Ионе Тверском и Кашинском, слава Богу Отцу, аминь, во имя Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго Ея Покрова".
   Первоначально в этой церкви иконостас был о пяти ярусах. Почти все иконы в Покровской единоверческой церкви древняго Византийскаго письма и большею частию приношение прихожан; из икон сего храма заслуживают внимания:
   1) местная, по правую сторону иконостаса, икона Спасителя (в длину 2 аршина 4 вершка), по преданию, взятая будто-бы из Тверского кафедрального собора;
   2) местная же в иконостасе икона Смоленской Пресвятой Богородицы - Одигитрии (длина 2 аршина 6 вершков), принесенная в дар новоустроенному храму из дома купца Морозова, жившаго на том месте, где ныне духовное училище. Морозов в своём доме на чердаке имел потаенную часовню, в которой находилась упомянутая икона: на ней серебряная позлащенная риза; убрус на ней усажен жемчугом;
   3) икона Тихвинской Божией Матери (20 х 15 вершков), находящаяся в иконостасе трапезной половины храма; до 1871 года была в кладбищенской Троицкой церкви. Эта икона одна из древнейших в Покровской единоверческой церкви, свято чтица прихожанами, которые часто просят пред нею служить молебны, а 26 июня в день празднования ей совершается торжественное богослужение;
   4) Икона "Ветхий деньми" (Бог Отец) замечательна по особенностям изображения. Вверху - Господь Саваоф, рядом Господь Вседержатель, ниже - Святой Дух в виде голубя и в облаке сходит на царя Давида, на главе коего царский венец; над венцом видна митра, и в святительском облачении; спереди изображен Иисус Христос в виде юноши, далее - с голеней (Давида) Спаситель представлен распятым на кресте; на месте, где должна быть Его глава, изображен ангел с крыльями; внизу подпись: "Образов Спасов ветхий деньми написан Давида царя пророка в святительской одежде и на главе имея венец царский осьмиуголен, а над венцем митра бела, а над главою яко облак чистаго облака, яко двери отверсты и оттуду яко голубь сходящь на главу его. Толкование - от небесе двери знаменуют ума нашего дверь, отверсты - еже познати истиннаго Бога Отца Сыном истинным Духом, имже познати истиннаго Бога, а еже во святительстей одежде, т.е. Христос воскресе во благолепии, понеже со святительскаго благолепия царство совершается, а еже во образе Давидове царстем, се убо Давид первый в царех угоди Богу, а еже Иисуса млад безплотен во бранех пророк Исаия о нем глаголет буди же ми во свидетели и аз свидетель Господь Бог израилев"...
   5) Икона святого Великомученика Никиты древняя и обращает на себя внимание оригинальностью изображения; он (Никита) представлен показывающим диавола вервием; эта икона пожертвована из дома гг. Овчинниковых;
   6) икона Казанской Божией Матери, святочтимая прихожанами; 8 июля совершается в Покровской церкви в честь ея торжественное богослужение и в этот день причт ея посещает дома прихожан.
   Кроме древних икон, в Покровской церкви есть иконы с частицами мощей, как-то: преподобного Ефрема Новоторжскаго, святителя Николая чудотворца, святой преподобно-мученицы Евдокии и других.
   В приходе этого храма проживал князь Долгорукий, тело котораго погребено при Троицкой единоверческой церкви, глубокий почитатель памяти благоверной княгини Иулиании Новоторжской, которую, в изданной книге о роде Долгоруких, считал своею родственницею и в шестидесятых годах прошлаго столетия много хлопотал о канонизации благоверной княгини и о повсеместном по россии чествовании ея памяти. На его средства известным живописцем (старинной русской живописи) Пешехоновым (Санкт-Петербургской единоверческой церкви прихожанином и церковным старостой) написано довольно много икон, между коими несколько икон благоверной княгини Иулиании. Плафон трапезной церкви расписан событиями из жизни Новоторжских угодников Божиих; средину оных занимает изображение благоверной княгини Иулиании - тело ея, брошенное по кончине в Тверцу и плывущее по реке против течения воды...
   В этом храме довольно икон, находившихся в частных домах прихожан единоверческой церкви; на одной из них (из дома г. Овчин.) изображения Новоторжских святых - преподобных Ефрема, Аркадия, Иулиании и блаженного Константина (в длинной рубашке, как рисуют блаженных, Христа ради юродивых).


Фото. Андрея Ага.


   В церковной библиотеке этого храма много старинных богослужебных книг, изданных при патриархах Филарете (Потребнике), Иосифе... Замечательны Евангелие в большой лист, напечатанное при патриархе Иосифе в 3-й год его патриаршества; на нем сделан серебряный позлащенный оклад в 1849 году на средства Новоторжского купца Ефрема Ан. Остолопова; другое Евангелие тоже в лист, печатано в 10-й год патриаршества Иосифа, обложено серебряно-позлащенным окладом на средства местнаго священника Григория Морозова; третье Евангелие в лист, напечатано в Москве, в 1-й год патриаршества Гермогена; четвертое Евангелие также в лист, напечатано тоже в 1-й год того же патриарха (Гермогена); пятое Евангелие в полулист, напечатано при патриархе Иосифе. Рукописное Евангелие, называемоеАпракос, в медном окладе. Апостол, напечатанный во 2-е лето патриаршества Иосифа; второй Апостол напечатан в 5-е лето патриаршества того-же Иосифа, третий - напечатан при патриархе Никоне (1655), 4-й Апостол, напечатанный в 13-е лето патриаршества Филарета (1631). Большой Потребник, напечатанный в 6-е лето патриаршества Филарета (1624); в этом в этом потребнике есть чинопоследование святительскаго погребения, отличное от священническаго, чин пещнаго действа, торжество православия, на "приливок" и др. Второй экземпляр потребника, изданный в 10-е лето патриаршества Иосифа, и 3-й потребник, изданный при патриархе Иоасафе 1-м, в 6-е лето его патриаршества. Устав полный на целый год в 2-х книгах, напечатанный в 7-е лето патриаршества Иоасафа, 2-й экземпляр устава - полугодовой (мартовский), напечатанный в 7-е лето патриаршества того-же Иоасафа; 3-й экземпляр устава, в 2-х книгах, изданных в 14-е лето патриаршества Филарета (1632), Октоих в 2-х книгах, напечатан при патриархе Иосифе (1649), 2-ой экземпляр октоиха напечатан при патриархе Иоасафе 1-м без означения года издания, 3-й экземпляр октоиха в 2-х книгах, напечатан при патриархе Филарете (1631), 4-й экземпляр напечатан при патриархе Иосифе (1643). Две постных триоди, напечатанныя при патриархе Иосифе (1645); Цветная триодь, напечатанная при патриархе Иосифе (1647) и другая - напечатанная при том же патриархе (Иосифе) без означения года; двенадцать месячных миней, печатанных при патриархе Иосифе (1644 - 46). Общая минея, изданная при патриархе Иосифе в 1650 году; второй экземпляр Общей минеи, изданный при патриархе Иосифе; напечатана без означения года; в конце находятся службы Покрову Пресвятой Богородицы, Тихвинской Пресвятой Богородицы, святителю Николаю и Владимирской Божией Матери. Пролог в 2-х книгах, издан при патриархе Иосифе в 1643 году. Книга, именуемая Кирилла Иерусалимскаго, напечатана при патриархе Иосифе в 1644 году. Соборник переводный, напечатанный в Супрасле в 1729 году. Цветник напечатанный в Гродненской типографии в 7298 году (1690). Книга, называемая Диоптра, переводная. Служба Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы, напечатанная в Гродне, в 7297 (1689). Два экземпляра службы святому Николаю с чудесами, напечатанной при патриархе Иосифе в 1643 году. Служебник полный, напечатанный при при патриархе Филарете в 1623 году. В церковной библиотеке Покровской единоверческой церкви находится 17 писанных, певческих крюковых книг, как-то: на Господские праздники, стихиры и величания; праздничныя стихиры с ирмосами Октоиха и Триоди; Октоих с азбучкою, Октоих с обиходом, четыре Октоиха, Ирмологий и трезвон; три книги божественной литургии, Триодь постная и цветная, четыре книги 12 праздников, трезвон с кафизмами, Демественное пение и заупокойная (служба).
   Из всех вышеупомянутых старинных богослужебных книг особенно замечателен Потребник, изданный в 6-е лето патриаршества Филарета (1624), о коем было сказано выше. Этот Потребник в 1846 году секретно был взят из церкви и отправлен для руководства в Белую Криницу (в Австрию), где в то время раскольниками учреждалась своя иерархия, во главе с греческим митрополитом Амвросием (в этом Потребнике находятся чины рукоположения в диакона, иерея, поставление в священноархимандрита).
   Единоверческий приход в Торжке имеет 240 душ мужского пола, в Зубцовском уезде - до 800 душ обоего пола и в разных деревнях до 900 душ обоего пола.
   Причт при единоверческой церкви состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков.
   Ризница и церковная утварь при единоверческой церкви богаты; имеются богослужебные сосуды, стоющие 1000 рублей; есть довольно ценных священнических и диаконских облачений.

   Покровская церковь, построена в 1823 году, каменная, престол один Покрова Пресвятой Богородицы.
   Церковные документы: опись 1826 года, метрики с 1800 года, исповедные с 1822 года.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Андреевич Страхов, студент семинарии, в служении с 1875 года, священником с 1878 года, состоял благочинным, награжден в 1896 году камилавкой. Священик Иоанн Алексеевич Синев 28-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1895 года. Диакон Алексий Андреевич Рябчиков 29-ти лет, в служении с 1892 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Александр Николаевич Томилов, в должности с 1898 года. Псаломщик Иван Александрович Троицкий, в должности с 1898 года.
   Прихожан в г. Торжке, в г. Твери, в г. Вышнем-Волочке, в поселке Погорелом Городище, Новоторжского уезда Дмитровской волости в деревне Матюкове, в селе Стружне, в деревне Еремкине, Васильевской волости в селе Будове, в деревне Мошкове, Старицкого уезда в деревнях Кожевникове, Дарище, Зубцовского уезда Ивановской волости в деревнях Дмитрове, Аграфенине, Беликове, Сидоровке, Синицине, Юркине, Лукьянове, Ульяновской волости в селе Ульяновском, в деревнях Чибикине, Мерекине, Болотове, Саурове, Черневе, Абутькове, Палухтине, Малом Кобякове, Большом Кобякове, Иванькове, Вышневолоцкого уезда в деревнях Плотичне, Лахнове, Кузнечихе, Домославле, Зеленцове, Пенькове, Горбунове, Коростове, Тубине, Ладеникове, Борозде, Починке, Цирибушеве - 512 дворов (1417 мужчин, 1586 женщин).
   В 1914 году служили: Протоиерей Иоанн Страхов 60-ти лет, окончил семинарию, на службе 39 лет, в Покровском храме 36 лет. Священник Иоанн Синев 43-х лет, окончил семинарию, на службе 21 год, в Покровском храме 17 лет. Штатный диакон Николай Колычев 28-ми лет, на службе 7 лет. Псаломщик Александр Томилин 35-ти лет, на службе 15 лет. Псаломщик Иван Троицкий 36-ти лет, на службе 16 лет, в Покровском храме 14 лет.
   Прихожан в Торжке, в деревнях Цирибушево, Мошково (Вышневолоцкого уезда), Ульяновское - 206 мужчин и 244 женщины.
   При сей церкви была другая кладбищенская Троицкая церковь, построенная в 1799 году, деревянная, престол один Святой Троицы.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. № 2 Андрея Ага.)