Торжок - Параскевы Пятницы (Тихвинская) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Бакунина (ул. Пятницкая)

Пятницкая церковь. Фото. с сайта http://www.torzhok.info/


   Первое упоминание о Пятницкой церкви встречается в Писцовой книге города Торжка 1625 г., где было записано, что она - "строение мирское". Сохранившееся здание церкви построено в 1779 г., обновлялось в 1830 г. Церковь закрыли в 1937-1939 гг. В 1942 г. здание передали городской пожарной команде. После её переезда в новое здание Пятницкая церковь окончательно обветшала и превратилась в развалину.


Пятницкая церковь. Фото. с сайта http://sdorogov.ucoz.ru/


   Этот полуразрушенный храм, стоящий на Бакунинской улице в правобережной части Торжка (Тверская область, Торжокский р-н), сооружен в 1779 году. Это все, что известно о нем из скудных исторических источников. Между тем, даже такая Пятницкая церковь. План.небольшая и, казалось бы, мало примечательная приходская церковь в уездном городе может открыть внимательному зрителю целый пласт необычного зодчества, характерного прежде всего для купеческих центров, как больших, так и малых. Дело в том, что посадская, в основном – купеческая, архитектура появилась в Русском государстве сравнительно поздно: в XVII веке. Но это столетие было хотя и поздним, но все же средневековьем, а в 1700 г. в России наступило Новое время, буквально ворвавшееся вместе с петровскими реформами. Архитектура была повернута в русло «больших стилей», а это значит, что мы должны везде ожидать той или иной степени осведомленности о свойствах или формах «большого стиля» и, в зависимости от степени осведомленности мастеров и заказчиков, судить о близости к столице или о глубине провинциальности того или иного памятника. В определенном смысле это верный путь, но он не учитывает некоторых сложных процессов, которые происходили в культуре и архитектуре.
   Дело в том, что, несмотря на всю ограниченность реформ и ограниченность свобод в России вообще, преобразования Петра I и последовавшее за ними столетие были все же временем освобождения (пусть неполного) как отдельного человека, так и городов. Введение магистратов, бургомистров, выделение городов в политическом и культурном отношении и наделение их хотя бы видимостью коммунальной автономии, привело, как это ни парадоксально, к двум противоположным процессам. С одной стороны, купечество и мещанство российских городов откликнулось на европеизацию сверху и стало воспроизводить в своих постройках европейские стили. С другой стороны, та же часть населения стала в архитектуре больших и малых городов добиваться все большей архитектурной обособленности от столиц – в результате были созданы городские архитектурные школы. Некоторые из них использовали новые барочные формы, но из них создавали особенную архитектуру с узнаваемым местным лицом (Великий Устюг, Тотьма, Переславль), а в некоторых знаменем и одновременно источником самобытности стала архаика – древнерусские формы (Суздаль, Владимир, Ростов).
   В Пятницкой церкви Торжка виден процесс оформления подобной местной традиции: колокольня здесь вполне барочная, прямоугольный алтарь с полукупольной кровлей – тоже, сам храм покрыт купольной кровлей с граненым барабанчиком – вполне в барочной манере. Но рядом с этими «новыми» формами притаилось столько черт из Средневековья, что удивительно – как это могло быть построено в разгар века Просвещения, на семнадцатом году правления Екатерины Великой? Что могло значить такое цветение древнерусских деталей, всех этих огибающих лопаток, карнизов с поребриком, киотов и, наконец, маленьких нишек, складывающихся во фризы, имитирующие пояс кокошников наверху четверика? Это значит, что и в последней четверти XVIII века все еще была актуальна своя, купеческая, традиционная архитектура и что жители Торжка, насмотревшиеся на дороге из Москвы в Петербург всяческих «стильных» форм, все же пытались создать свой вариант храма, очень далекий от новшеств зодчества того времени.

   Вл.В. Седов

   
     (По материалам издания Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. - Тверь, "Лилия Принт", 2002. и сайта Проект Классика.)

     (Фото. № 1 с сайта Информационный портал города Торжка, фото № 2 с сайта Торжок и новоторы. Персональный сайт С. Дорогова.)
    


Фото. Андрея Ага.


   Пятницкая церковь, посвященная имени святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницы. Этот храм, как видно из описания Торжка П. Норбековым, существовал в 17 столетии; под 1625 г. о Пятницкой церкви Нарбеков говорит, что она - "строение мирское" и была деревянная. Ныне существующая церковь каменная с каменною же колокольнею, построена в 1779 году по благословению Тверского епископа Арсения 3-го (Верещагина). В 1830 году эта церковь была распространена и главный престол был освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а престол святой мученицы параскевы перенесен в правый придел (в трапезной); левый был посвящен Собору Пресвятой Богородицы.
   В этом храме к древним иконам относятся: 1) икона Господа Вседержителя - над горним местом в правом (Пятницком) приделе (длиной в 2 аршина, а в ширину 1 аршин 2 вершка); 2) икона Воскресения Иисуса Христа и Сошествия Его в ад (1 аршин 8 вершков длиной, шириною 1 аршин 5 вершков); на ней сребропозлащенная риза, устроенная в 1902 году на средства церковного старосты Александра Торочкова; 3) другая икона Сошествия Иисуса Христа во ад (длиной 1 аршин 2 вершка, шириною 1 аршин); 4) икона святого архистратига Божия Михаила (1 аршин 2 вершка и 1 аршин).
   В Пятницкой церкви хранится антиминс из прочнаго суроваго полотна, священнодействован Новгородским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) 4 мая 1733 года. По совету Высокопреосвященнаго этот антиминс подлежит передаче в Тверской Церковно-Археологический Комитет.
   Евангелие, напечатанное в Москве в 1685 году при патриархе Иоакиме. Пролог в 4-х книгах, напечатан в 1677 году. В ризнице Пятницкой церкви находятся две рукописныя службы - одна святой мученице Параскеве, а другая - в 27 день июня - на празднование Полтавской победы императора Петра I над шведским королем Карлом XII. Синодик, заведенный в 1759 году, тетрадь в четверть листа; в ней написаны: чин последования и освящения святых икон Спасителя, Божией Матери и разных святых; писана она в 1735 году Пятницкой церкви священником Николаем Петровым "для собственного владения и употребления".

   Пятницкая церковь, построена в 1779 году, каменная, престола три: в настоящей Тихвинской Божией Матери и Святителя Николая, придельные правый Святой мученицы Параскевы и Святого Апостола Филиппа, левый Собора Пресвятой Богородицы.
   Церковные документы, описб 1886 года, метрики с 1794 года, исповедные с 1810 года, межевая книга на пахотные и сенокосные земли.
   В 1901 году служили: Священник Иоанн Иоаннович Бобров 60-ти лет, студент семинарии, священником с 1867 года, состоял духовником, награжден в в 1896 году наперстным крестом. Псаломщик Алексей Петрович Грязнов 53-х лет, в должности с 1863 года.
   Прихожан - 64 двора (248 мужчин, 291 женщина).
   В 1924 году служили: Священник Иоанн Бобров 74-х лет, окончил семинарию, на службе 47 лет, в Пятницком храме 35 лет. Псаломщик Иван Грязнов 23-х лет, на службе 2 года, в Пятницком храме 1 год.
   Прихожан - 189 мужчин и 218 женщин.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)

     (Фото. № 3 Андрея Ага.)