Торжок - Александра Невского и Василия Исповедника при учительской семинарии церковь

  • Печать

ул. Дзержинского, д. 109

Фото. из издания Тверская губерния на открытках. Том III/ Составители: А.Н. Семенов, Е.И. Ступкин, Тверь, - Вышний Волочек: Ванчакова линия, 2012.


   При Новоторжской учительской семинарии существовала домовая церковь посвященная святому благоверному великому князю Александру Невскому и Василию Исповеднику.

   Александро-Невская (Васильевская) при учительской семинарии домовая церковь, построена в 1884 году, находилась на втором этаже каменного здания учительской семинарии, престол один Святого Благоверного Князя Александра Невского и преподобного Василия исповедника.
   В 1901 году служил Священник Петр Иоаннович Постников 41-го года, окончил духовную академию кандидат-магистрантом, священником с 1884 года, состоял законоучителем при учительской семинарии, награжден в 1899 году камилавкой.

   После открытия семинарии при ней не было церкви, что представляло громадное неудобство, так как воспитанникам во всякую погоду приходилось ходить в ближайшую приходскую церковь, отстоящую довольно далеко от семинарии. Притом в Ильинской церкви бывало много народа, особенно в большие праздники, вследствие чего воспитанники были стеснены; они не могли принимать такого деятельного участия в чтении и пении, как в своей церкви. В виду этого в первый же год существования семинарии был поднят вопрос об устройстве домовой церкви. В докладной записке на имя попечителя Московскаго учебного округа, от 11 октября 1875 года за № 25, директор семинарии проэктирует приспособить для церкви актовый зал, проломав часть передней стены и сделав пристройку для алтаря. Устройство церкви исчислялось в 2600 рублей. Этот проэкт был утвержден управляющим министерством народнаго просвещения г. товарищем министра, и была назначена необходимая для этого сумма из кредита по ст. 2 & 11 финансовой сметы министерства народного просвещения 1875 года. Эти деньги уже были переведены в Тверскую казенную палату в ведение директора семинарии, с разрешением строить церковь хозяйственным способом, с соблюдением возможной экономии. Были составлены подробныя сметы всех расходов, но в предложении от 13 декабря 1875 года за № 7471, попечитель Московскаго учебнаго округа уведомил директора семинарии, что, "по приказанию министра народнаго просвещения, сделано распоряжение по Тверской казенной палате о переводе на главное казначейство" этих денег. Таким образом, попытка устроить церковь по неизвестным причинам не удалась, и семинарии еще долго пришлось мирится с теми неудобствами, которыя создавал для нея недостаток собственной церкви.
   В 1882 году 5 мая сгорело до основания главное здание семинарии, в котором помещались классы и спальни воспитанников. Немедленно же начались хлопоты о постройке новаго здания не место сгоревшаго, при чем теперь проэктированно не деревянное, а каменное. Здание семинарии было окончательно отстроено к октябрю 1884 года, 4 числа котораго совершилось освящение домовой церкви, устроенной на средства потомственного почетного гражданина Василия Александровича Козьминых-Ланина, внесшего на устройство церкви 10000 рублей. Домовая церковь заняла почти третью часть второго этажа.
   Законоучителями в семинарии служили: Священник Дмитрий Иванович Соколов - с открытия семинарии до 12 июля 1884 года, студент Тверской духовной семинарии, + 6 августа 1899 года. Священник Петр Иванович Постников - с октября 1884 года (служил в этой должности и в 1901 году дальнейших сведений нет), кандидат Московской духовной академии.


         КРАТКИЯ СВЕДЕНИЯ О ХРАМЕ.

   В 1875 г. семинария имела желание устроить у себя храм. Был готов проэкт храма, ассигнована сумма на устройство его в количестве пяти тысячъ рублей и оставалось только выполнить желание, но Господь судил иначе: по неизвестньхм причинам устроиство храма не состоялось. Возник храм в 1884 году, и строителем его Господь определил быть новоторжскому 1-й гильдии купцу потомств. почетному гражданину Василию Александровичу Козьминых с женой Любовию Яковлевною. У них совершенно неожиданно скончался 6 января 1883 г. любимый сын отрок Васылий. Сердце родителей затосковало при виде такой большой семейной потери и искало утешения в молитве и делах благотворения. Всеведущий Царь неба и земли знал, коечно, души опечаленных родителей, и внушил мысль директору семинарии Алексею Григорьевичу Баранову написать к ним в том же месяеце (23 янв.) между прочим следующее: "При размышлении о Вашем несчастии мне пришло на мысль предложить Вам, если Вы пожелаете, почтить память усопшаго своего сына самым приличным и Богоугодным длом... По уставу семинарии при ней можеть быть церковь, настоятелемъ которой состоит законоучитель семинарии, что же касается до псаломщика, то его должность может исправляться воспитанниками семинарии, которые вмест с тем обязаны пет на клиросе... Может быть Вы пожелаете сделать пожертвование на устройство церкви в память покойнаго сына. При этом, я полагаю, возможным выполнить те условия, которыя желаете предложить". На письмо А.Г. Баранова Васйлий Александрович, посоветовавшись с домашними своими, ответил, что согласен пожертвовать на устройство домовой церкви при учительской семинарии десять тысяч, но с тем условием: 1) чтобы храм был освящен во имя преп. Василия, память котораго православною церковью воспоминается 28 февраля, 2) чтобы во вновь устроенном храме совершалось во время службы поминовение отрока Василия и его усопших сродников. Этот ответ и положил начало настоящему храму. 25 февраля 1883 года отношениемъ за № 82-м А.Г. Баранов уведомил об этом пожертвовании на храм Его Сиятельство г. попечителя Московскаго учебнаго округа, который своим предложением от 31 марта того же года за № 3142-м извстил, что г. министр народнаго просвщения разрешил принять пожертвование В.А. Козьминых на устройство церкви в здании Новоторжской учительской семинарии и вместе с тем поручил объявить г. Козьминых признательность министерства народнаго просвещения за означенное пожертвование. После сего десять тысячь рублей были внесены в уездное казначейство и приступлено к выполнению всех законных требований, какия предъявляются духовною и светскою властию при сооружении новых храмов. Между прочим А.Г. Баранов просил высокопреосвященнейшаго Савву, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго, чтобы он дал разршение на устройство домовой церкви во имя преподобнаго Василия (28 февраля) и св. благовернаго и великаго князя Александра Невскаго и утвердил план с проэтком иконостаса предполагаемаго храма. На все просьбы получилось полное одобрение и согласие. А когда попечитель Московскаго учебнаго округа разршил (от 12 дек. за № 10168) приступить к работам по устройству храма, то оне пошли очень быстро: мастер Фролов работал иконостас, художник Грибков писалъ иконы, придворный фабрикант Постников приготовлял евангелия, кресты, священные сосуды, хоругви, подсвечники, и пр.; бр. Новоселовы заготовляют ризы, подризники, эпитрахили, набедренники, срачницы, одежды на престол с жертвенником, воздухи, платы и пр.; бр. Широковы делают ризницу, казенку, камод, аналои и т.д. В первой половине сентября месяца 1884 года устройство церкви вполне было окончено, приобрели и заготовили все необходимое для совершения Богослужения, кром одного антиминса. Поэтому А.Г. Барановъ писал от 18 сент. за № 364 к архиепископу Савве, чтобы он разрешил выдать антиминс настоятелю Ильинской церкви священ. Димитрию Соколову, на что и дано было согласие. Самое же освящение храма, согласно личному желанию В.А. Козьминыхъ, владыка поручил архимандриту Борисоглебскаго монастыря Антонию. Вот наконец наступило четвертое октября — день освящения храма. Для такого редкаго торжества в учебном мире нарочито прибыл помощник попечителя Московскаго учебнаго округа действительный статский советник Константин Иванович Садоков. Когда освящение храма совершилось и божественная литургия окончилась, то многие из духовных и светских лиц были приглашены В.А. Козьминых в собственный дом откушать, по русскому обычаю, хлеба и соли. Во время трапезы произнесли замчательныя по глубине мысли и задушевности речи К.И. Садоков, А.Г. Баранов, архим. Антоний, храмоздатель и некоторые другие из присутствовавших. Все они выражали искреннюю радость по поводу отраднаго события в жизни церкви, и государства — освящение храма именно в таком учебном заведении, которое имеет целию распространение на Руси через своих питомцев идеи самодержавия, церковности и народности. Особенно же приятное впечатлние на присутствовавших за трапезою произвели речи К.И. Садокова и А.Г. Баранова. Первый, как опытный руководитель начальников и наставников многих учебных заведений, — развил ту мысль, что вера и наука должны всегда итти рука-об руку: только при этом условии и можно ожидать от науки хороших плодов. Второй — А.Г. Баранов, до глубины души растроганный отраднейшим в его жизни и деятельности событием — устроения и освящения храма, — от всего сердца благодарил жертвователя и вместе утешал его тем, что в только-что освященном храм будет приносится безкровная жерва за отрока Василия до тех пор, пока он существует; за тем А.Г. Баранов воздал искреннюю признательность своим сотрудникам по устройству храма и выразил надежду, что дело обучения и религиозно-нравственнаго воспитания в вверенной ему семинарий будет шествовать по пути совершенства, ибо она теперь иметъ свой храм, который всегда служил и будет служить верным училищем благочестия. Многократныя пожелания счастия и благополучия Государю Императору с Супругою и всему Царствующему Дому, семинарии, храмоздателю, начальствующим, учащим с учащимися и всем принимавшим участие в построении и освящении храма, — закончили радостную трапезу.
   Устроенный на пожертвованныя деньги В.А. Козьминых храм находится во втором этаже главнаго каменнаго здания семинарии. Вход в него идет с параднаго крыльца здания. Храм весь окрашен в бирюзовый цвет. Иконостас сделан под мрамор и имеет один ряд икон. По правую сторону царских врат находятся изображения: 1) Спасителя, 2) Равноапстольнаго святителя Мефодия (на южныхъ дверях) и 3) преп. Василия исповедника с благов. вел. князем Александром Невским. По левую — 1) Божией Матери, 2) Равноапостольнаго Кирилла (на сев. дверях) и 3) преп. Ефрема Новоторжскаго с благов. велик. князем Михаилом Тверским. Кроме этмх икон, сооруженных ко времени освящения храма, находятся иконы, пожертвованныя впоследствии разными лицами. На правомъ клиросе в богатом киоте изображены св. Павел, патриарх Константинопольский (30 авг.), с преп. Александром Свирским (30 авг.). На левом — св. Иоанн Крестител и св. Николай Чудотворец. На северной стене храма около леваго же клироса (в простенке между двумя окнами) находится в богатом киоте икона с изображением св. Василия Великаго, св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста (30 янв.). Главныя же святыни храма — это иконы Казанской Божией Матери и часть мощей св. Iоанна Предтечи. Святыни пожертвованы дворянином Николаем Сергевичем Львовым. Икона Казанской Божией Матери принадлежала некогда предводителю дворянства Сергею Львову, который получил ее в благословение от архиеп. Тверскаго Гавриила. На иконе имеется следующая надпись: "Его высокоблагородию г. Новоторжскому предводителю дворянства Сергию Дмитриевичу Львову в вечное Божие благословение Гавриил бывший архиепископ Тверской. 18 февр. 1850 г.". В настоящее время эта икона помещена в особом резном аналое, который находится по левую сторону царских врат против иконы Богоматери. Часть же мощей св. Иоанна Крестителя тоже помещена в особом резном аналое по правую сторону царских врат против иноны Христа Спасителя.
   Что касается священных сосудов, напрестольных крестов, евангелий, облачений для священнослужителей, одежд на престол с жертвенником, паникадила, подсвечников и др. принадлежностей храма, то все блестит золотом и отличается изяществом и богатством, редко доступным для многих соборных и приходских храмов, а тем более для домовых церквей при учебных заведениях. Достаточно будет сказать, что за иконостас уплочено более 2700 р. и за церковную утварь около б тысяч рублей. Образцом богатства из священнических облачений может служить фелонь с епитрахилью, сделанныя из покрова, который находился на гробе усопшаго сына В.А. Козьминых — Павле (+ 1885 г. 20 марта). Ценность этих предметов восходит до 8оо руб.
   Вообще, обозревая храм,— художественную работу иконостаса, живопись икон, простоту и изящество церковно-богослужебных принадлежностей, невольно вспоминаются имена храмоздателей — Василия с Лобовию, и является мольба ко Господу: Христос истинный Бог наш, души раб Твоих Василия, Любови и усопших их сродников в селениях праведных учини, в недрах Авраама упокой и к праведникам со причти.

   Законоучитель, священник П. Постников.


   В советское время церковь в училище закрыли. В 1990-е года здание училища было заброшено, в начале 2000-х в бесхозном здании произошел пожар.

   
     (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и П. Лебедев. Двадцатипятилетие Новоторжской учительской семинарии в городе Торжке (1875 - 1900 гг.). Историческая записка. - Тверь, 1900.)

     (Фото. из издания Тверская губерния на открытках. Том III/ Составители: А.Н. Семенов, Е.И. Ступкин, Тверь, - Вышний Волочек: Ванчакова линия, 2012.)