Озерец (Озерец погост, Озерицы погост, Озерцо погост) - Пресвятой Троицы церковь

Троицкая церковь.


   Погост Озерец, от Пскова 300 верст, входил в Торопецкий уезд Псковской губернии.
   Церковь Святой Троицы, каменная, построена в 1762 году помещиком Петром Афанасьевичем Кармолиным на eгo собственные средства, что было отражено в хранившейся в храме грамоте новгородского митрополита Дмитрия. Дepeвянный притвор, соединявший церковь с каменной колокольней, был при строен позднее.
   Церковь имела три престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы и придельные - во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя великомученика Дмитрия Солунскогo. На колокольне висело пять колоколов, на самом большом из которых, весом 35 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол в Москве 1888 года aвгуста 27 дня мастером Финляндским» и изображения Святой Троицы, Святителя Николая и Дмитрия Солунского. На самом малом колоколе, весом 4 пуда, была непонятная польская надпись. В настоящее время в Озерце открыт православный приход, а храм восстанавливается.
   Прихожан в 1876 году - 252 дворов (1133 мужчины, 1292 женщины), в 1879 году - 775 мужчин, 870 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Ф. Комаров.
   В разные годы служили:
   Свящ. Феодор Андреевич Комаров - 1872 -
   Свящ. Иоанн Николаевич Суворов 12.09.1882 † 07.09.1901
   Свящ. Михаил Мухин 1902 - 14.10.1910
   Свящ. Алексий Евгениевич Черепнин 04.11.1910 † 1913
   Свящ. Петр Петрович Беллавин 01.11.1913 -
   Дьякон Николай Савицкий (пс.-д.) - 13.09.1903 зшт

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881.)

     (Фото. uchazdneg с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   По справке Госархива Псковской области Троицкая церковь построена в 1762 г.
   Поновлен внутри и снаружи в 1874 г. Престолов три: главный во имя Святой Троицы; предельные: во имя святителя Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского. Разрушен в 1937 г.
   До начала реставрации были только стены трапезной части летнего храма, без окон. Свод обвалился. Главного алтаря и двух боковых зимних пределов нет совсем. В настоящее время воссоздан свод главного предела, устранены дефекты кладки (сквозные разрушения кладки по углам четверика), установлена новая стропильная система с утеплением свода и накрыта кровельной оцинкованной жестью. Свод увенчан барабаном с восьмигранной маковкой и крестом. В восьмерике установлены новые окна – стеклопакеты в пластиковых рамах (7шт).
   Богослужения проводятся регулярно с 4 ноября 2005 г. во временном храме, оборудованном в пустующем помещении бывшей участковой больницы. Храм оснащен всем необходимым для проведения богослужений. Отопление печное.

   
     (По материалам сайта Торопецкого благочиния.)
    


   В Троицкий храм на Троицу.

   Как-то по особенному, наверное, День Святой Троицы переживается в деревне: «Троицыно утро, праздничный канон. В роще по березкам белый перезвон». А если это еще и престольный праздник! Как в деревне Озерец Торопецкого благочиния. История Троицкого храма заинтересовала юных жителей села. Игорь Симогин и Ксения Буржинская под чутким руководством своего педагога Р. И. Горской, провели большую исследовательскую работу, посвященную Троицкому храму. И вот что из этого получилось…
   - Наша исследовательская работа актуальна, - рассказывают начинающие любители истории. - Мы изучали наши духовные и исторические корни. Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Ведь у каждого храма есть еще и своя собственная история. Уже многих сведений нет в архивах, но их хранит народная память.
   Мы попытались узнать историю храма нашего села. Это было не так просто, как нам казалось. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, что-то узнали у служителя храма иерея Алексея, очень помогла дополнительная литература. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Троицкого храма и рассказать о ее буднях.
   Церковь Святой Троицы, каменная, построена в 1762 году помещиком Петром Афанасьевичем Кармолиным на eгo собственные средства, что было отражено в хранившейся в храме грамоте новгородского митрополита Дмитрия.
   Старейшие жители нашего поселения Берзин Арвид Эдуардович и Ильин Пётр Ильич вспоминают рассказы своих предков о строительстве церкви.
   В строительстве принимало участие всё население прихода. Работы велись большие. Наша местность богата глиной, поэтому было решено делать кирпичи на месте. За деревней добывали глину, возили на лошадёнках в село, замешивали раствор, лепили кирпичи, обжигали их, отвозили на стройку. Там люди занимались кладкой. Работа была тяжёлой, всё делалось вручную, но никто в стороне не оставался.
   Здание храма впечатляло всех своей неповторимой красотой и величием.
   Поновлен храм внутри и снаружи в 1874 г. на средства прихожан и на церковные суммы около 3000 рублей.
   В храме три престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы и придельные - во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя великомученика Дмитрия Солунскогo. Главный престол был холодный. В нём богослужение совершалось со дня Святой пасхи до 1 октября. Придельные престолы были тёплыми. В Дмитровском престоле богослужения совершались с 1 октября по 6 декабря. В Никольском престоле богослужения совершались с 6 декабря по день Святой Пасхи.
   На колокольне висело пять колоколов, на самом большом из которых, весом 35 пудов, имелась надпись: «Лит сей колокол в Москве 1888 года aвгуста 27 дня мастером Финляндским» и изображения Святой Троицы, Святителя Николая и Дмитрия Солунского. На самом малом колоколе, весом 4 пуда, была непонятная польская надпись. Эти колокола звонили до 1037 года. Старейшие жители нашего поселения в 30-е годы ХХ века были маленькими ребятишками, но хорошо помнят утренний и вечерний звон этих колоколов, который раздавался по всей округе. Торжественно звонили колокола, и весь народ спешил на службу в храм.
   В ХIХ веке и начале ХХ века приход был большой, в его состав входили десятки деревень: Озерец (оказывается, раньше называлась деревня Озерцы), Яшутино, Лохны, Семенцево, Самсоново, Гритьково, Василёво, Мандусово, Едриково, Пальцево, Петрово, Морозово, Зенково, Малинкино, Починок, Рокотово и другие.
   В те времена в деревнях жило много народу, семьи были большие. Так прихожан в 1876 году - 252 дворов (1133 мужчины, 1292 женщины), в 1879 году - 775 мужчин, 870 женщин.
   О священнослужителях тех времён сохранились лишь только эти архивные данные:
         в 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик;
         в 1872-… году настоятель священник Феодор Андреевич Комаров;
         священник Иоанн Николаевич Суворов 12.09.1882 - 07.09.1901
         священник Михаил Мухин 1902 - 14.10.1910
         дьякон Николай Савицкий - 13.09.1903
         священник Алексий Евгеньевич Черепнин, псаломщик Назаретский Алексий Васильевич, церковный староста Игнатьев Гавриил Игнатьевич. 04.11.1910 - 1913
         священник Петр Петрович Беллавин 01.11.1913 - 1937г. (родственник патриарха Тихона)
   Службы в храме проходили до 1937г. Берзин Арвид Эдуардович поделился с нами своими воспоминаниями о праздничной службе в день Святой Троицы, на которой он присутствовал десятилетним мальчишкой в 1937 году.
   Вот что сохранилось в его памяти с тех давних времён: «В этот день было очень много прихожан. И старики, и дети были одеты в свои самые лучшие наряды. Храм был украшен ветками берёз и полевыми цветами. После службы возле храма была организована ярмарка, и народные гулянья длились до самого вечера».
   День Святой Троицы (День Сошествия Святого Духа, Зеленая неделя, Пятидесятница) - один из главных христианских праздников, который в православии входит в число двунадесятых праздников. У нас в селе Троица является храмовым праздником.
   Праздник Святой Троицы празднуется через 7 недель после Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.
   Первый день Пятидесятницы, то есть воскресенье, Церковь посвящает во славу Пресвятой Троицы, и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, то есть понедельник, - на славу Духа Святого, от чего называется Духовым днем.
   Празднование дня Святого Духа Церковь начинает, как правило, вечерним богослужением в день Троицы. На этом богослужении с коленопреклонением читаются умоляющие молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, молим помилование; просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и укрепление душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших, чтобы упокоил их Господь в месте светлом, цветущем и спокойном.
   В старину люди встречали этот день очень торжественно. Утром хозяйки хлопотали в доме, готовили праздничное застолье. Когда все хозяйственные дела были сделаны, люди наряжались в праздничную одежду, садились в доме и ждали, пока ударят церковные колокола. Ударит колокол — благая весть. Тогда все благоговейно крестились и шли в церковь. Каждая девушка в соответствии с праздничным обычаем несла в руках свежие цветы. Идя в церковь, люди радостно приветствовали друг друга со святым воскресеньем. После службы Божьей в старину совершался крестный ход к колодцам, чтобы освятить их, окропить святой водой.
   Береза на Троицу играла ту же ритуальную роль, что и елка на Рождество. Березку не только несли в дом, но и украшали лентами на лесных полянах, вокруг нее кружили хороводы. Праздник Троицы без березы можно сравнить разве что с Новым годом без елки. Считалось, что береза обладает особой силой, она первая среди других деревьев распускает листья и почки, имеет сильную энергию роста, которой способна наделить и человека. Береза была символом стройности, длинных девичьих кос, олицетворением красной девицы.
   Ученики нашей школы отмечают ежегодно праздник Святой Троицы: украшают белоствольную берёзку возле школы, водят хороводы, плетут венки, проводятся старинные русские игры.
   В 30-х и 40-х годах в стране началось гонение на церковь: стали разрушаться храмы, совершались аресты священнослужителей. Не обошло стороной это явление и нашего прихода. В 1937 году арестовали священника. А после окончания Великой Отечественной войны нужно было восстанавливать разрушенное хозяйство. Для ремонта местной больницы нужен был кирпич. Стали разбирать храм, и уникальное строение храма было практически полностью разрушено. От красивой церкви осталась только небольшая центральная часть с огромными дырами в стенах. Но это разрушение оказалось напрасным. Кирпич ручного производства не подошёл для ремонта больницы.
   До 2000-х годов храм пребывал в запустении. Очень долгое время местные жители добивались возрождения древней святыни. И вот в 2003 году после продолжительного перерыва здесь начались строительные работы. Местные жители помогали убирать накопившийся за десятки лет мусор. Посильную помощь в этом деле оказывали школьники нашей школы вместе с учителями, а также и наши родители. Всеми работами руководил иерей Алексий Новиков, настоятель храма Пресвятой Троицы. Это удивительный человек. Путь к священничеству его был долгим и нелегким. Батюшка по образованию врач, жил в Петербурге, но до переезда в нашу местность работал в православном книжном издательстве «Сатись». Отец Алексей - автор книги «Азбука православного воспитания детей» и многих других. Сейчас батюшка живет в 10 км от д.Озерец - в д.Юханово, почти обезлюдевшем селении. Пока шли восстановительные работы храма, в здании участковой сельской больницы была создана руками настоятеля домовая церковь, в которой до 2013 года совершались богослужения. Продолжались восстановительные работы в Троицком храме.
   Деньги на восстановление церкви были пожертвованы прихожанами и спонсорами из Петербурга и Москвы. Стены церкви отремонтировали, поменяли окна, установили новую кровлю и не очень большого размера главку с крестом. Провели работы по внутренней отделке.
   Конечно, современный внешний вид Троицкого храма имеет существенные отличия от первоначального, но это не главное. Главное, то, что сейчас церковь восстановлена, в ней проводятся богослужения. Местное население очень полюбило эту церковь и с огромной радостью регулярно её посещает.
   У отца Алексея много забот. Он принимает активное участие в жизни нашего поселения: посещает одиноких стариков, тесно сотрудничает с нашей школой: принимает участие в праздниках и классных часах, ведёт кружок изобразительного искусства; для населения организует праздничные мероприятия.
   - Для нас эта работа оказалась очень интересной, - завершают свое повествование Игорь и Ксения. - Потому что историю предков можно сравнить с фундаментом, без которого не построишь здание. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности молодежи необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Православие нас учит быть добрыми, милосердными, уважительно относиться к окружающим нас людям, приходить на помощь тем, кто в этом нуждается. А как всего этого не хватает сейчас! Сколько у нас одиноких стариков! Сколько проявляется в человеческих поступках грубости, жестокости, зависти! Нам есть, над чем работать. Нам есть, к чему стремиться. Верим, что возрождение храма внесёт в жизнь нашего населения еще много нового и интересного!

   Михаил Архангельский

   
     (По материалам сайта Ржевская епархия.)