Торопец - Спасо-Преображенская церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

ул. Никитина

Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/


   Спасо-Преображенская церковь, каменная, построена на средства прихожан и освящена 8 декабря 1706 года, что было видно из надписи на крестах. Не coxpaнила cвoeгo первоначального облика из-за повреждения пожарами в 1738 и 1758 годах.
   Имела три престола: главный - во имя Преображения Господня, придельные, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (освящен в 1727 году) и во имя святого мученика Иоанна Воина.
   На колокольне висело 6 колоколов без надписей, самый большой из которых весил 115 пудов 20 фунтов. Церковь была обнесена деревянной решетчатой оградой. Причт с 1896 года состоял из священника, дьякона и псаломщика. Настоятелем храма с 1869 года многo лет был отец Святителя Тихона о. Иоанн Белавин. Eгo дом, в котором будущий Патриарх провел детские годы, сохранился возле церкви. В 1997 году на доме открыта мeмориальная доска.
   В храме хранилась местнопочитаемая икона Всемилостивого Спаса, с которой два раза в год (в июле и aвгустe) совершались крестные ходы.
   Церковной земли в пользу причта имелось 13 десятин, нeприкосновенного капитала 793 рубля. С 1876 года к Спасо-Преображенской церкви была приписана расположенная неподалеку Иоанно-Предтеченская церковь.
   Прихожан в 1876 году - 142 двора (473 мужчины, 550 женщин), в 1879 году - 505 мужчин, 618 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник И. Беллавин.
   В разные годы служили:
   Свящ. Василий Петрович Черепнин
   Свящ. Иоанн Тимофеевич Беллавин - 1886 -
   Свящ. Иоанн Иоаннович Музыров - 1893 † 04.01.1897
   Свящ. Феодор Василиевич Беллавин 1897 - 1913 -
   Дьякон Стефан Васильевич Меньшихов - 1869 -
   Дьякон Василий Карзов † 05.10.1907
   Дьякон Александр Опоцкий 25.01.1908 -
   Дьякон Василий Александрович Колиберский 13.08.1908 - 01.06.1914
   Дьякон Андрей Дориомедов 28.06.1914 -
   В 1913 году служили: Священник Беллавин Феодор Васильевич, диакон Колиберский Василий Александрович, псаломщик Кляровский Николай Михайлович, церковный староста Щекин Сергей Иоаннович.

   В настоящее время храм вновь стал действующим.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)

     (Фото. Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Церковь Cпаса Преображения расположена на ул.Никитина (бывший Спасский пер.). Построена в конце XVII-начале XVIII веков. Эта церковь по структуре плана отлична от Казанской и принадлежит к типу одноаксидных бесстолпных храмов. Бесстолпные храмы были широко распространены в Московском зодчестве XVI-XVII веков. К ним принадлежит старая соборная церковь в Боннском монастыре (1593), церковь Покрова в Рубцове (1626) и другие. Бесстолпный тип церковных построек широко применялся и в Торопецком строительстве XVII-XVIII столетий.
   Спасская церковь не сохранила своего первоначальго вида, который изменился из-за повреждения пожарами 1758 и 1738 годов, когда в городе выгорело 5 каменных церквей.
   Церковь Спаса Преображения имеет некоторые особенности. Угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки, зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей, и сплошные лопатки по углам отличают обработку стен Спасской церкви. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике , богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный трехцентровый арочный портал , украшенный кирпичной нарезкой.

   Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г.Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр.28


   Есть на посаде две церкви, до сих пор остающиеся загадкой. Это Казанская на улице того же названия (ныне улица Соловьева) и Спасо-Преображенская, также давшая имя улице (теперь улица Никитина). Обе церкви, хотя и различны по своим архитектурным формам и декору, по-видимому, возникли одновременно, в конце XVII века. Загадка начинается с того, что мы не знаем точной даты их построения. Все выводы о времени возникновения приделов и обстроек основаны лишь на внешних наблюдениях архитектурных форм. И если их отдельные части не вызывают сомнения в своем позднем происхождении, то завершение храма и декор, которые могли бы подсказать время построения, остаются неразгаданными.
   Казанская и Спасо-Преображенская церкви – любопытный пример зданий, не раз претерпевавших изменения и имеющих множество напластований, затрудняющих датировку. Они позволяют сделать далеко идущие выводы. Если скрупулезно просмотреть все документальные источники и подсчитать, сколько раз в Торопце случались пожары, из-за которых ремонтировались храмы, то цифра получится внушительной.
   В отличие от Казанской церкви Спасо-Преображенская более традиционного типа – четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Она значительно меньших размеров и менее интересна внутри. Но зато снаружи - это один из лучших примеров "дивного узорочья" конца XVII века. Если бы не сломанные верхние яруса колокольни и венчающие главки храма, она была бы еще наряднее и полнила бы панораму города своим стройным силуэтом.
   Своеобразны венчающие верх четверика храма кокошники. Обегая по карнизу фасады, они ломаются на углах пополам, украшая одновременно два фасада. Под кокошниками помещены вставки из многоцветных поливных изразцов. Но на них изображены не херувимы, а двуглавые орлы. Мастера, украшавшие здание, рассматривали керамическую плитку как яркое цветовое пятно на фасаде. Поэтому со стороны, выходящей на реку и не видимой с улицы, некоторые плитки перепутаны, сохраняя лишь красочный ритм декоративного пояса. Обрамление окон и порталов близко к Казанской церкви. Отдельные детали повторяют убранство последней. Все пристройки Спасо-Преображенской церкви – результат поновлений после пожаров. Верхний ярус колокольни представлял особый интерес и напоминал уже знакомую колокольню Иоанно-Предтеченской церкви, но был более высоким и стройным. Формы этой колокольни, повидимому, и легли в основу последующего Торопецкого зодчества.

   
     (По материалам сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)