Торопец - Рождества Иоанна Предтечи церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. С.П. Носикова


   Церковь Рождества Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1704 году. Вначале принадлежала Иоанновскому женскому монастырю, впервые упомянутому в писцовой книге 1540 года. В 1764 году монастырь был закрыт, а церковь превращена в приходскую.
   Имела два престола: главный - во имя Рождества святогo пророка Предтечи Иоанна Крестителя, придельный - в честь Рождества Христова. На отдельно стоящей колокольне, к которой примыкала каменная сторожка, висело 5 колоколов. На самом большом из них, весом 42 пуда, имелась надпись: «Усердием церковного стaросты Николая Васильева Кудина с прихожанами 1879 г. мая 15 дня лит в заводе Потомственного почетного гражданина У.Д. Финляндского в г. Москве».
   Церковь имела неприкосновенного капитала 692 рубля и 3 десятины земли в пользу причта, состоявшего до 1874 года из священника и псаломщика. В 1876 году храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви.

   
     (По материалам издания Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009.)

     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова.)
    


   Церковь Иоанна Предтечи построена в 1703-1704 г.г. на месте Ивановского монастыря, который располагался там в 1540 году, и относится она к типу бесстолпных одноансидных храмов. Находится на ул. Карла Маркса. Одноэтажное здание имеет вид куба с примыкающими к нему приземистой полукруглой ансидой и низкой пристройкой, над южной частью которой возвышается небольшая колокольня. Подобная церкви Спаса Преображения по бесстолпной кубовидной структуре объема церковь Иоанна Предтечи отличается полукруглой формой ансиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия — доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII-XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины.
   В отличие от других церковных построек города, имеющих кубовидную бесстолпную структуру, церковь Иоанна Предтечи выделяется приземистостью объема и скромностью убранства фасадов, плотная известковая побелка которых скрывает под собой кирпичную фактуру кладки. Большие декоративные кокошники с перебриком и обрамлением проемов южной стенки — основное средство украшения постройки.

   Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г.Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр.29


Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/


   Примерно в одно время с Никольским монастырем на Ивановской улице Торопецкого посада (ныне ул. К. Маркса) возникает женский монастырь – Ивановский. Как и о Никольском, о нем почти ничего не известно, кроме того, что он существовал уже в XVI веке и был очень беден. В монастыре жили священник, игуменья и двадцать пять монахинь. В писцовых книгах о них сказано: «питаются от церкви и от мира». В 1703 году сюда выдается антиминс на освящение Иоанно-Предтеченской церкви, которую называют «новопостроенной». Дата построения не противоречит архитектурным формам здания, хотя они несколько запаздывают в своем развитии и характерны для более раннего периода. Небольших размеров приземистая церковь в первый момент производит впечатление чего-то недосказанного. Когда же ближе познакомишься с памятником, обойдешь со всех сторон, невольно оценишь его объемы, его пластику.
   От других торопецких церквей Иоанно-Предтеченская отличается необычной композицией и пропорциями. Основная выразительность достигается сочетанием плоскостей стен с небольшим вкраплением декора, оживляющим их ровную поверхность, а также за счет придела с южной стороны, над «которым возвышается миниатюрная колоколенка, скорее напоминающая восьмерик храма. Вероятно, поэтому вскоре рядом построили высокую колокольню, переделав восьмерик звона старой под завершение придела. Когда же большую колокольню сломали, восьмеричок-колоколенка опять приобрел свое прежнее значение в композиции церкви. Возможно, именно этот прием постановки колокольни над приделом натолкнул мастеров на мысль поставить колокольню над трапезной Богоявленской церкви.
   При всей своей скупости декор Предтеченской церкви необычайно разнообразен. Кокошники, венчающие храм, могут напомнить московские, пояс поребрика и «косицы» по угловым лопаткам – псковские приемы декорации, резные колонки окон храма похожи на каргопольские. В форме фигурного покрытия церкви и колокольни можно усмотреть украинские прототипы. Поистине необъятное поле деятельности для поисков всевозможных влияний и заимствований. Влияний много, а церковь имеет свой, присущий только ей облик, и вряд ли его можно объяснить, ссылаясь лишь на влияния. Не слишком ли много их для одного памятника, не был ли проще процесс развития архитектуры, когда многое рождалось на месте, исходя из форм, ранее знакомых зодчему?
   Интерьер церкви – другая её примечательная черта. Его оформление относится к следующему этапу расцвета Торопецкого строительства, к середине XVIII века, когда окончательно сложилась местная архитектурная школа. Вместе с артелями каменщиков над убранством церквей трудились лепщики, резчики по дереву, иконописцы и многие другие мастера. Часто один мастер одновременно выполнял несколько работ. Можно лишь сожалеть, что от некогда пышного убранства торопецких церквей уцелели жалкие остатки. Судя по ним, декоративное оформление интерьеров было столь же интересным образцом местной культуры, как и архитектура.
   Стены Предтеченской церкви украшают лепные каннелированные пилястры, увитые цветочными гирляндами, проходов неоднократно повторены красивые палатки-балдахины. На стенах и сводах причудливы картуши с тончайшим обрамлением. Декорация интерьера дополнялась резным иконостасом. Скупой и в общем маловыразительный интерьер церкви благодаря пышному убранству становился торжественным, нарядным, праздничным. Мастера сумели органически соединить незатейливое пространство здания конца XVII века с витиеватым узорочьем барокко.

   
     (По материалам сайта Информационный портал города Торопец. и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)

     (Фото. № 2 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)