Торопец - Покрова Пресвятой Богородицы церковь Свято-Тихоновского женского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Сергея Павловича Носикова.


   Покровская церковь, каменная. Находится рядом с Никольской и поэтому, до революции, многими торопчанами считалась единой с нею. Имела общую с Никольской церковью отдельно стоящую колокольню, на которой висело 10 колоколов, главный из которых весил 310 пудов. Колокольня не сохранилась.
   Покровская церковь была построена на средства торопецкого купца первой гильдии Якова Васильевича Туфанова и освящена 19 октября 1774 года.
   Имела три престола: главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Апостола и eвангелиста Иоанна Богослова и во имя преподобного Иакова, епископа и исповедника. В 18 веке Покровская церковь считалась самой большой среди всех xpaмов Торопца.
   Прихожан в 1876 году - 74 двора (240 мужчин, 330 женщин), в 1879 году - 238 мужчин, 306 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Ф. Адмиралов.
   В разные годы служили:
   Свящ. Феодор Василиевич Адмиралов 1855 - 12.10.1895 зшт + 23.11.1896
   Свящ. Гавриил Василиевич Беллавин - 1874 -
   Свящ. Михаил Григориевич Рюриков 19.11.1895 - 1913 -
   Дьякон Илия Николаевич Соловский - 1870 -
   Дьякон Георгий Пантелеимонович Орлов
   Дьякон Александр Волгов - 06.10.1902
   Дьякон Петр Новский 11.1902 - 04.04.1904
   Дьякон Николай Полистовский - 08.01.1905 зшт † 03.03.1907
   Дьякон Евлампий Ашевский 22.02.1905 -
   Дьякон Никандр Гривский 06.07.1907 - 06.02.1912
   Дьякон Иоанн Иоаннович Знаменский 05.04.1912 - 1913 -
   В 1913 году служили: Священник Рюриков Михаил Григорьевич, диакон Знаменский Иоанн Иоаннович, псаломщик Горожанский Николай Иоаннович, церковный староста Митрохин Николай Иоаннович.
   В настоящее время Покровский храм принадлежит недавно открытому женскому Свято-Тихоновскому монастырю.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)

     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова, фото.)
    


   Покровская церковь, стоящая на улице Еременко рядом с Никольской церковью, знаменует новый этап в развитии Торопецкого зодчества.
   Строительство храма во имя праздника Покрова Божией Матери было начато в г.Торопце в 1766 году, и уже через 8 лет, 19 октября 1774 года, церковь была освящена.
   Строилась она на личные средства купца 1-й гильдии Якова Васильевича Туфанова, который «как по древности своего рода, так и по великому торгу, который он сперва с немцами и голландцами, а потом с англичанами и китайцами счастливо производил, считался между гражданами первым и служил оным примером, оказывал всевозможные услуги в обществе и делая отечеству своему торговлею немалую прибыль и славу».
   Мы не знаем, какой зодчий строил Покровскую церковь. Но, по мнению исследователя Торопецкой архитектуры Артура Адамовича Галашевича, вероятно, это был местный мастер, хорошо знакомый со столичной петербургской архитектурой.
   Храм построен с «особливым вкусам и отменным великолепием» и почитался в городе «по справедливости как наилучшим и огромнейший». И по сей день удивляет и заставляет выделять Покровскую церковь среди других необыкновенная высота здания.
   Церковь выстроена из кирпича, в плане имеет форму скругленного квадрата, покрыты листовым железом на железных стропилах. Крест на церкви был «вызолочен двойником».
   Покровская церковь была летней, холодной, трехпрестольной. лавный престол — во имя Покрова Божией Матери, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный — во имя преподобного Якова, епископа и исповедника.
   Вели в храм две двери с кирпичными крыльцами, вымощенными плиткой из чугуна. Внутри также были вымощены плиткой из чугуна алтарь и приделы.
   Интерьер церкви поражает взгляд и нашего современника: впечатляет пространство, высота, обилие красивых округлых арок и изысканная лепнина на колоннах и стенах храма.
   Иконостас церкви был «резной, позлащённый золотом и двойником вызолоченный». Царские врата — столярной работы с резью, вызолоченные червонным золотом. На них образ Сошествия Св.Духа на апостолов. Нимбы апостолов также были вызолочены.
   Царские врата в придельных храмах были резные, сквозные, чеканной работы, с чернью.
   Крестов напрестольных имелось четыре — серебряные, чеканной работы, с чернью.
   Практически все иконы церкви были в серебряных или вызолоченных окладах, церковная утварь — из драгоценных металлов. Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/
   В 1806 году Покровская церковь, за неимением прихода, была приписана к Никольской церкви, и с этого времени оба храма во всех документах именуются как единая Покрово-Никольская церковь.
   Богослужение в летней Покровской церкви отправлялось в соответствии со временем года — с Пятидесятницы до первой недели Покрова, совершалась в ней служба и вечером первого дня Пасхи. Если погода была хорошая, то около храма собиралось очень много народа, но большинство в церковь не заходили, а в своих демисезонных костюмах, иногда специально к этому празднику сшитых, и в новых весенних шляпах оставались на площади, прогуливаясь и щеголяя своими нарядами друг перед другом.
   Из храма совершалось два крестных хода: первый, общий для всех церквей города, с храмовыми иконами в Корсуно-Богородицкий Собор, а из Собора вокруг всего города в память по случаю избавления Торопца от холеры в 1831, 1848 и 1852 годах, совершая этот крестный ход в первое воскресенье после 8 июля; второй, в день Покрова Пресвятой Богородицы, совершался из Собора с чудотворной иконой Корсунской Божией Матери до Покровского храма и обратно.
   Торопчане «выказывали особое расположение» давать средства как на постройку церквей, так и на их поддержание и украшение. Такие пожертвования они считали наиболее богоугодными. Так, в 1885 и 1899 годах церковь ремонтировалась на средства прихожан — купцов 2-й гильдии Георгия Алексеевича и Павла Георгиевича Гладильщиковых, а также мещанина Ивана Николаева. В 1890 году на средства купца Ивана Георгиевича Гладильщикова был вызолочен иконостас в одном из приделов.
   По данным клировой ведомости за 1900 год, капитала в пользу Покрово-Никольской церкви поступило 400 рублей, которые были пожертвованы купеческой вдовой Натальей Болталовой, мещанином Федором Лапшиным, мещанкой Аллой Болталовой, священником Федором Адмираловым. В пользовании церкви находилось озеро Куденец с островами и берегами, от которого церковь получала арендную плату.
   Средствами на содержание притча в начале XX века служили жалованье священника и проценты с 1800 руб., которые находились в именных билетах Государственного банка. Пожертвован «сей капитал» был в разное время многими лицами, в т.ч. мещанкой Б.Г.Туфановой — однофамилицей или родственницей Якова Васильевича Туфанова.
   Причтом сдавалась в аренду мельница «Брусованка», а также пахотная и сенокосная земля, количество которой оставалось неизменным с 1799 года.
   Средством к содержанию причта служили такжеи доходы, получаемые священнослужителями за «требоисправления».
   Церковная библиотека состояла из книг, «разнообразных по содержанию и немногих по количеству»: это книги Священного Писания, Писания Святых Отцов, богослужебные и исторические книги. Из журналов выписывались церковные и епархиальные ведомости.
   Приходских дворов по данным за 1861 год было 92: в них «мужского пола 232 души, женского 280 душ», а к концу XIX — началу XX веков количество прихожан увеличилось вдвое: мужского пола — 458, женского — 560. Увеличению числа прихожан, может быть, способствовало то, что к Покрово-Никольской церкви в 1876 году был приписан храм Казанской Божией Матери.
   Рядом с Покровским храмом стояла каменная колокольня, построенная в 1766 году, которая «по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви».
   Как отмечал В.В.Косточкин, «её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона соответствовал верхнему объему, и, наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабжённый арочными проемами, перекликался с фонарем церкви. Подобное соответствие двух отдельно стоящих архитектурных объемов наглядно свидетельствует об одновременности их воздвижения» и о том, что строителем колокольни Покровской церкви был зодчий, воздвигнувший и сам храм.
   Во втором ярусе колокольни висело 10 колоколов без надписей. Среди них находился и один из самых больших колоколов города весом в 310 пудов. (Самый большой колокол, весом в 400 пудов, висел на колокольне Корсуно-Богородицкого Собора).
   Возможно, именно об этом колоколе рассказывал в своих заметках М.Долгоруков. Летом 1900 году какой-то купец, «видно, много нагрешивший», купил для колокольни Покрово-Никольской церкви колокол «пудов в 250-300 весом». Колокол был покрыт ажурной вязью, медальонами, с изображением святых и «весь сияющий производил на многих чарующее впечатление». Смотреть его сбежался буквально весь город.
   Доставили колокол в город на барже и, перегрузив на специально подготовленные дроги, повезли к храму. Везли колокол люди. Дроги шли по булыжной мостовой, их сильно мотало, и для того, чтобы направлять ход, в оглобли становились прославленные торопецкие силачи — купец Гладильщиков, мясник Поджаров, кузнец Сима Жук и многие другие.
   Род купцов Гладильщиковых выделялся среди торопчан не только силой, но и умением вести торговые дела — это была одна из купеческих фамилий, которая, по выражению Долгорукова, верховодила оптовой торговлей уезда.
   Относились торопчане к колоколам церквей с особой любовью. А звон колоколов с большими интервалами во время Великого поста, по воспоминаниям Харинского, действовал успокаивающе даже на детей.
   Колокольня, по рассказам современников, была разрушена в конце 1930-х годов, о судьбе колоколов ничего неизвестно.
   Не обнаружены в архивах и сведения, когда был закрыт Покровский храм, но со второй половины XX века в нем располагался магазин.
   В 2001 году Покровскому храму исполнилось 225 лет со времени его освящения. Приобретен металл на ремонт кровли, но вот средств на реставрацию фасада и интерьера пока нет. Церковь ждет своего спасителя.

   Ермакова С.М.

   Статья в сборнике "Научные чтения, посвященные 925-летию Торопца и 160-летнему юбилею М.П.Мусоргского: Доклады и сообщения." Торопец, 2001 г.


Свято-Тихоновский монастырь.

Свято-Тихоновский женский монастырь, Покровский и Никольский (справа) храмы.


   «СЕЙ ЗНАТНЫЙ КУПЕЦ С ОСОБЛИВЫМ ВКУСОМ И ОТМЕННЫМ ВЕЛИКОЛЕПИЕМ ПО НОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ ПАМЯНУТУЮ ЦЕРКОВЬ СООРУЖИВШИЙ». – написал историк города Петр Иродионов спустя год после построения по заказу Торопецкого купца Якова Васильевича Туфанова в 1777 году Покровской церкви рядом с древней Никольской, на территории упраздненного монастыря. Поразил сей храм современника! Все было непривычно, необычно для торопчанина. Его формы и сейчас вызывают удивление даже у людей искушенных. Ближайшей родственницей можно назвать церковь 1769 года в Денисьеве-Знаменском Московской области, имеющую точно такой же план и композицию нижнего яруса. Что касается завершения – подобие найти трудно. Лишь в самом конце XVIII – начале XIX века можно встретить церкви, похожие на Покровскую. Что же необыкновенного в ней? Что удивляло современников и заставляет нас выделить Покровскую церковь среди других? Первое, на что сразу обращаешь внимание, – необыкновенная высота здания. Когда это впечатление несколько слабеет и глаз привыкает к столь стремительному взлету форм, то замечаешь, что объемы церкви, оставаясь традиционно-барочными, восприняли много классических черт.
   В плане здание – квадрат со скругленными углами. Внутри четыре пилона сложной конфигурации поддерживают восьмерик. На его своды поставлен прихотливый световой фонарик. Снаружи все фасады нижнего яруса выделаны портиками, отдаленно напоминая крестообразные центрические постройки. Но здесь это воспоминание и не больше. Чтобы скрыть стыки углов, мастер прибегает к интересному приему. На их скруглениях он помещает оконные проемы, а сами стены обрабатывает рустом. Одновременно центр каждого фасада, портики, он выделяет декором, делая его симметричным относительно вертикальной оси. Исчезает строгий геометризм массивной нижней части здания, и все внимание переносится на фасад, где поставленные на высокие базы тонкие узкие пилястры освобождают его от давящего чувства тяжести. Снаружи почти невозможно понять, как велика церковь. Поэтому интерьер своим открытым пространством производит еще более неожиданное впечатление. Надо заметить, что мастер здесь использовал не менее интересный конструктивный прием. Поставив высокий восьмерик на тонкие пилоны, он перекинул от них на стены арки. Получилась на редкость жесткая конструкция. Вся нагрузка от верхнего яруса равномерно распределилась на двенадцать опор, что позволило не увеличивать толщину стен. Понимаешь же это только спустя некоторое время, настолько впечатляет пространство, высота, обилие красивых округлых очертаний арок и изысканная лепнина. Такую работу можно увидеть разве что в лучших столичных интерьерах. Когда-то под стать ей интерьеры украшала не менее изысканная деревянная резьба иконостаса, сеней над алтарем, аналоя, кафедры. В XIX веке, опасаясь за хрупкую резьбу кафедры, её даже ограждали металлической решеткой.
   «Особливый вкус и отменное великолепие» Покровской церкви невольно заставляют задуматься – а кто был её строителем? Вряд ли когда-нибудь удастся найти ответ на этот вопрос. Можно лишь полагать, что архитектурные формы церкви не были чужды торопчанам. Отрицать какое-то влияние или знакомство мастера со столичной, петербургской архитектурой не приходится. Сам тип здания, восходящий к древним образцам центрических построек «иже под колоколы», должен был быть хорошо известен им. В поисках целостного объема зодчие в конце концов должны были обратиться к подобному типу.
   Такие детали, как фронтоны с круглым окном в центре, портики с двумя пилястрами по сторонам и узкие пилястры на восьмерике с едва намеченными капителями, поставленные на высокие базы, их размещение на плоскости стены, обработка карнизов – все это повторяет Богоявленскую церковь, получив дальнейшее естественное развитие.
   В Покровской церкви есть некоторые на первый взгляд несущественные детали, которые говорят о том, что мастер был местный. Привычка, традиция выдает его. Алтарь от храма отделяется стеной с тремя проходами – деталь архаичная, совершенно не нужная для подобного интерьера и тем более неуместная для столичного мастера. Точно такой же деталью являются огромные, словно нависающие, замковые камни над окнами. Пытаясь сделать их отличными от торопецких, мастер еще неумело обращается с этой формой, утрируя её до гипертрофированных размеров.

   
     (По материалам сайта Информационный портал города Торопец и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)

     (Фото. № 2 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры. Фото. № 3 с форума сайта Народный каталог Православной архитектуры.)