Торопец - Корсунской иконы Божией Матери собор

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Сергея Павловича Носикова.


   Корсунско-Богородицкий собор. Впервые был построен на территории бывшего Кремля в 1676 году на месте прежней церкви. В 1792 году большая часть храма была уничтожена во время пожара. Поэтому в 1795 году началось и в 1804 году закончилось строительство нынешнего здания собора. Храм создан по проекту Осипа Спиркина, благодаря «доброхотным пожертвованиям граждан Торопца и Государя императора Павла Петровича, который в 1798 году выдал на постройку 4000 рублей».
   Собор кирпичный на каменном фундаменте, пятиглавый. На построенной в 1788 году отдельно от храма трехъярусной колокольне висело 7 колоколов, самый большой из которых вeсил 400 пудов. На нем были изображены Божья Матерь, Святой Георгий и Святой Александр Невский, имелись две надписи: «В честь Пресвятой Богородицы перелит сей колокол в 1841 году декабря 5 дня тщанием ceгo собора протоиерея Иоанна Холмского с братию и церковным старостою купцом Федором Абаконовым и ycepдием доброхотных дателей г. Торопца». «Лил сей колокол осташковский купец Михаил Иванов и сын eгo Василий Свинкины». На втором колоколе, весом 163 пуда, были те же надписи. Колокольня не сохранилась.
   Собор имел три престола: главный - во имя Корсунской иконы Божьей Матери и два придельных - во имя святого великомученика Георгия и во имя святого благоверного Александра Heвскогo.
   Причт состоял из настоятеля - протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков. В начале 20 века священниками в храме были родственники Патриарха Mосковского и всея Руси Тихона.
   В соборе хранилась знаменитая чудотворная икона Kорсунской Божьей Матери, написанная, согласно преданию, св. евангелистом Лукой и привезенная в 20-x годах 12 века из Византии святой княгиней Евфросиньей. Считалось, что эту икону оставила в Торопце супруга Александра Heвскогo полоцкая княжна Александра Брячаславна, в память о венчании здесь со своим мужем. Ежегодно с Корсунской иконой совершались крестные ходы в городские и некоторые уездные церкви, вокруг собора, на речку Торопу, по валу острова и вокруг города.
   В 1879 году собор был обнесен каменной оградой. Именитыми торопчанами в негo было пожертвовано 4442 рубля неприкocнoвeннoгo капитала. С 1886 года при храме действовала цepковно-приходская школа, в которой обучалось 100 человек.
   К Корсунскому собору были при писаны Воскресенская кладбищенская церковь г. Торопца (в 1840 году) и Знаменская церковь в с. Знаменском (в 1860 году), а также две часовни: oдна каменная, близ собора, во имя Александра Heвcкoгo, построенная в 1879 году в память 25-летнего царствования императора Александра Bтopoгo, другая деревянная - в честь Николая Чудотворца, в полутора верстах от собора, там, где торопчане в 1611 году одержали победу над литовцами.

   По описанию 1897 года:
   Корсунский собор расположен при въезде в город по Велкиколуцкой дороге. Еще в ХIII веке упоминается о соборе из дуба; где в 1239 было бракосочетание Александра Невского, но место этого обора не известно, может быть он был на старом посаде. По переселении жителей в новый посад в 1362 году был выстроен на настоящем месте новый собор, составленный из двух деревянных церквей — Георгиевской, в которой за престолом находилась Корсунская икона Б. М. и Одигитриевской. В 1676 г. на месте деревянной Одигитриевской построена каменная с приделом, а вместо другой деревянной в 1685 г. разрешено построить к Одигитриевской церкви каменный придел. Эта трехпрестольная соборная церковь существовала до большого пожара, истребившего ее вместе с домами обывателей в 1788 году. На месте её в 1804 г. окончен постройкой ныне существующий соборный храм. В нем по ценности вклада и древности замечательна Корсунская икона Божией Матери — подарок супруги благоверного князя Александра Невского. Из ценных вещей сохраняются: напрестольный крест — дар царя Михаила Феодоровича в 1641 году, другой напрестольный же крест с частицами мощей разных святых, воздухи, шитые золотом.

   Прихожан в 1876 году - 21 двор (81 мужчина, 117 женщин), в 1879 году - 397 мужчин, 515 женщин.
   В 1876 году по штату положены настоятель, помощник настоятеля, диакон и псаломщик. В 1879 году настоятель протогиерей П. Жемчужин.
   В разные годы служили:
   Прот. Иоанн Холмский
   Прот. Алексий Евфимиевич Модестов - 1863 -
   Свящ. Александр Васильевич Пруденский
   Свящ. Иоанн Знаменский - 1870 -
   Прот. Павел Петрович Жемчужин - 1879 -
   Прот. Матфий Петрович Холмский - 1886
   Прот. Владимир Димитриевич Щукин .10.1886 † 13.04.1911
   Свящ. Иоанн Космич Горожанский 1887 - 13.06.1897
   Свящ. Константин Беллавин 22.06.1897 † 01.12.1912
   Свящ. Александр Лучанский 30.08.1909 зшт - 16.01.1910
   Свящ. Симеон Александрович Троицкий 15.09.1909 - 1913 -
   Прот. Николай Прокопиевич Князев - 1911 † 25.05.1914
   Прот. Петр Беллавин 28.06.1914 - 1917 -
   Дьякон Николай Егорович Ветошкин - 1870 † 01.12.1899
   Дьякон Александр Лутцо 20.12.1899 - 15.12.1900
   Дьякон Георгий Метлинский 15.12.1900 -
   Дьякон Николай Десницкий 15.01.1901 -
   Дьякон Николай Васильевич Кудрявцев - 1913 -
   В 1913 году служили: Настоятель Князев Николай Прокопьевич протоиерей (он же благочинный), священник Троицкий Симеон Александрович, диакон Кудрявцев Николай Васильевич, псаломщики: Иванов Василий Семенович, Невдачин Михаил Михайлович, церковный староста Шатров Алексей мещанин.
   В настоящее время Корсунский собор реставрируется.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1897 год. - Псков, 1897., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)

     (Фото. № 1 Сергея Павловича Носикова.)
    


Корсунский собор.


   Одним из самых величественных храмов города был и остается главны храм города - Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нем некогда хранилась святыня Руси - чудотворная икона - Корсунская икона Божьей Матери.
   По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы, когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою».
   В XII в. По прошению Преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. А уже в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город - полоцкая княжна Параскева дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским.
   В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор, который и простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров собор обгорает так, что богослужения в нем вести невозможно. Но церковную утварь и чудотворную икону удается спасти.
   И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборно церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение».
   Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин.
   И в 1795 г. приступили к строительству.
   Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но не только поэтому. Была и более веская причина.
   1772 г. - первый раздел Польши. В России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою главную привилегию - он перестает быть приграничным городом. И город, как о нем пишут современники, приходит в упадок.
   И поэтому единственный раз за всю историю города торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Павел I выделяет 4 тыс. рублей. И на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона.
   В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа».
   Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города - «старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства». Так, в 1840 году - позлащены главы на сумму 968 руб., 1876 г. - церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д.
   А в 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное…Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».
   В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского, а с другой - помещение для сторожей.
   Напротив собора, по другую сторону дороги, возвышалась кирпичная колокольня в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца».
   (от автора: Также на нем были отлиты изображения Корсунской Божьей Матери, великомученика Георгия и Святого Александра Невского. А поверх шла вторая надпись: "Лил колокол осташковский кузнец Михаил Иванов и сын его Василий").
   Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других.
   В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было.
   И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.
   Восстановление храма - работа многотрудная, требует немалых финансовых средств. Поэтому Попечительским советом Корсунско-Богородицкого собора с благодарностью принимается любая помощь, любые пожертвования на это богоугодное дело.
   Всем миром Корсунско-Богородицкий собор будет восстановлен. В нем начнутся богослужения. И тогда торопчане могут надеяться, что в главный храм города будет возвращена чудотворная Корсунская икона Божьей Матери, хранящаяся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.


Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/


   Сразу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли небольшие деревянные церквушки – Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайловича вместо деревянной Одигитриевской выстроили каменный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной прихотью богомольного царя, вспомнившего о далеком порубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоцка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероятно, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Корсунскую икону, хорошо видно из другого пре¬дания.
План Корсунского собора.   Опасаясь, что Иван Грозный заберет её в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без украшений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в Торопец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, служит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя.
   Несколько лет назад Корсунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно происходила из Византии и была датирована исследователями XII-XIII веками. К сожалению, от этого времени на иконе сохранилось только одеяние Марии и младенца Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены.
   Много невзгод повидало древнее произведение неизвестного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока наконец не поместили в первый каменный собор где казалось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немногим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и представил обществу с причтом на рассмотрение». Таким знающим архитектуру стал смоленский архитектор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строительству.
   Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостановить. Но велико было желание горожан увидеть новый собор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертвовании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, торопчане в своей челобитной перечисляют все знаки внимания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь половину, которой с трудом хватило на окончание строительства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен.
   Осип Спиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архитектуру знал. Владея определенными навыками, он свободно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковыми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Своды, перекрывающие храм, усложнены световым барабанчиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боковые главки как стройные обелиски, завершив их не крестами, а сферами и осветив интерьер большими оконными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные детали почти не находят своего выражения во внешних объемах. Повидимому, условием договора было оговорено, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно потерялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то дробным, лишенным четкости силуэта, неуклюже большим, что подчеркнули выстроенная во второй половине XIX века каменная ограда с часовней и сторожкой, за которой зданию стало тесно.
   Гораздо интереснее интерьер, более разработанный, светлый – черта, характерная для эпохи классицизма. Однако у собора есть одно достоинство, заставляющее забыть о просчетах архитектора. Это его высота, которая много значит для силуэта города. Поставленный почти на самой окраине, он завершает панораму, открывающуюся с противоположного берега и с озера. Когда-то эта панорама была еще интереснее. Возле собора стояла огромная колокольня. Её начали строить за несколько лет до пожара, и она повторяла выстроенную несколько ранее колокольню в Осташкове. Торопецким колокольням не везло. Их предпочитали ломать, а не ремонтировать. Этим исказили панораму города, о которой еще в середине XIX века писали: «она имеет вид какого-то кремля».


Корсунский собор.

   
     (По материалам сайта Информационный портал города Торопец. и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)

     (Фото. № 2, 4 с сайта Собор Корсунской Иконы Божией Матери, фото. № 3 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)