Торопец - Богоявления Господня церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Вадима Павлова с сайта http://www.sobory.ru/


   Богоявленская церковь, каменная, построена в 1771 (1764) году торопецким купцом Федором Гундоровым. Прекрасный образец местной архитектурной школы в стиле барокко. Кирпичная, двухэтажная, на бутовом фундаменте.
   Имела три престола: главный в верхнем этаже в честь Богоявления господня, придельные в нижнем этаже в честь святого великомученика Феодора Тирона и в честь Сретения Господня. В конце 19 века храм был отремонтирован внутри на сумму 4300 рублей, пожертвованных купеческой вдовой Александрой Шатровой. Под крыльцом вepxнегo этажа находилась сторожка. Церковь была обнесена деревянной решетчатой оградой.
   На двухэтажной трехъярусной колокольне висело 6 колоколов, самый большой из которых весил 90 пудов, самый маленький 2 пуда.
   В 1876 году церковь была приписана к Корсунско-Богородицкому собору, но в 1883 году вновь стала самостоятельной. Причт состоял из священника и псаломщика. Имелось 1686 рублей неприкосновенного капитала. В 1892 году к храму была приписана кладбищенская Мироносицкая церковь на южной окраине города.
   Прихожан в 1876 году - 64 двора (259 мужчин, 327 женщин).
   В 1876 и 1879 гг. собственного причта нет.
   В разные годы служили:
   Свящ. Георгий Иоаннович Чистовский
   Свящ. Василий Иоаннович Карзов - 1870 зшт -
   Свящ. Иоанн Димитриевич Панов - 1870 † 08.07.1906
   Свящ. Александр Ратьковский 22.06.1905 - 29.12.1906
   Свящ. Иоанн Василиевич Безсребренников 29.01.1907 - 1913
   В 1913 году служили: Священник Безсребренников Иоанн Васильевич, псаломщик Копылов Александр Семенович, церковный староста Турнаев Иван Иванович член городской управы.
   В настоящее время в Богоявленской церкви располагается Торопецкий краеведческий музей.

   
     (По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Орлов В. Храмы Псковской земли. В помощ курсу "Основы православной культуры". - Великие Луки, 2009., Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879., Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881., Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.)

     (Фото. № 1 Вадима Павлова с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Двуглавая церковь, с колокольней, с арочными входами и причудливыми налипами вокруг окон и арок. Средства на постройку храма выделил торопецкий купец Федор Гундарев в 1765 году. Считается лучшим творением торопецкой архитектурной школы, существование которой прослеживается с конца XVII века до 70-х годов XVIII. Имеет зимнюю и летнюю церкви. Необычно расположение колокольни – над трапезной и два боковых крыльца – «рундука». Сейчас в храме располагается краеведческий музей.


Богоявленская церковь


   «Стоит терем-теремок» – так начиналось у многих первое знакомство с русской архитектурой. Это сравнение со сказочным теремком приходит сразу, когда видишь Богоявленскую церковь, стоящую на «Особливом острове» или, как его еще называли, «Красном», построенную в 1764 году на средства купца Гундорова. Неизвестно, когда впервые остров был назван „Красным“, и очень заманчиво связать название с самой церковью, настолько неповторимо своеобразны, «красны», красивы архитектурные формы Богоявленской церкви.
   В городе и далеко от него подобных церквей несколько. Подобных, но не таких. Эта является высшим взлетом архитектурной фантазии местной торопецкой школы зодчества, заключительным аккордом её развития начавшегося с конца XVII века и продолжавшегося около 70–80 лет.
   Внимательно присмотревшись к тому, как построена Богоявленская церковь, сразу же замечаешь, что за основу взят традиционный план, привычный и сложившийся задолго до её возникновения. В самой структуре церкви тоже ничего нового, она, как и большинство городских церквей того времени, состоит из двух: зимней, теплой, в нижнем этаже, и летней, холодной, в верхнем. Однако зодчий применил здесь интересный конструктивный прием: храм и трапезную он построил как два одинаковых четверика, над одним из которых возвышается восьмерик самого храма, а над другим – восьмигранная колокольня. Прием далеко не нов, но он позволил собрать все формы в единую компактную массу, где завершающие части здания стали равноценными. Три фасада церкви – северный, южный и западный – с высокими фронтонами. Чтобы придать церкви зрительную устойчивость, по сторонам трапезной пристраивают два крыльца на ползучих арках, живо напоминающие своими формами крыльца – рундуки жилых построек конца XVII века. С восточного же фасада, выходящего на озеро, когда крылец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню.
   Особенно красив декор. Повторяя знакомые, типичные для своего времени формы, получившие распространение от Петербурга до Урала, он тем не менее остается типично Торопецким. Достигается это не столько изящно-замысловатым рисунком, а пластичностью самих форм, их объемностью, когда термин «плоскостное барокко», опре¬деляющий круг этих памятников, становится почти не применимым к Богоявленской церкви. Если же теперь представить её первоначальную окраску, где выступающие части были белыми, а сами стены ярко-зелеными, то привычный термин вовсе перестает соответствовать действительности.
   Любопытно, что торопецкие мастера ничего нового не изобретали. Они работали со знакомыми, привычными формами, стремились один подражать другому, но из этого подражания складывалось своё, присущее только им, позволяющее выделить их в самостоятельную школу. К сожалению, в огне торопецких пожаров сгорели почти все документы, и мы, наверное, никогда не узнаем имена строителей.
   Полюбит Торопец свои церкви с пышной декорацией. С них перенесет декор на свои дома. Щедро раздарит по окрестностям. Но интереснее Богоявленской церкви уже не создаст ничего. Она останется высшим расцветом Торопецкого мастерства.
   Трудно спутать торопецкие архитектурные узоры с какими-либо другими. Иногда достаточно бывает увидеть небольшой фрагмент, обнажившийся из-под облетевшей штукатурки дома, перестроенного несколько раз и утратившего свой первоначальный облик, чтобы точно датировать здание. Не раз такие детали заставляли нас внимательно вглядываться в сооружение, исследовать его и убеждаться, что оно много интереснее, нежели казалось с первого взгляда, и построено лет на сто раньше.

   
     (По материалам сайтов Информационный портал города Торопец, Народный каталог Православной архитектуры. и издания Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М.,1972.)

     (Фото. № 2 с сайта Яндекс. Фотки из архива altyn41.)