Старица - Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкая) церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Олега Гусарова с сайта http://www.sobory.ru/.


   Комплекс церкви Рождества Богородицы (1750-1825) расположен неподалеку от берега Волги, на месте древнего старицкогo торжища. Недаром главный престол построенного на склоне холма в 1750г. каменного храма посвящен Параскеве Пятнице - покровительнице торговли. Это характерный для XVIII века тип храма "восьмерик на четверике", одноглавый, с востока к нему примыкает грузная полукруглая апсида. Углы четверика закреплены лопатками, окна украшены нарядными барочными наличниками с кокошниками. С запада к храму приминает колокольня, завершенная высоким шпилем. Церковь словно венком окружена кольцом разновременных построек. Особенно интересен выполненный в стиле позднего классицизма придельный храм (1825) в виде ротонды, украшенный с фасадов фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. К венчающему храм куполу прилепились пологие куполочки.
   Из других сооружений комплекса сохранились часовня, дом причта, две нарядные башни, завершенные куполом со шпилем, а также торжественная колоннада - галерея, украшенная спаренными колоннами тосканского ордера и объединяющая постройки в одно целое. Башни-ротонды использовались под лавки. В убранстве зданий широко применен местный белый камень.
   Постройки образуют чрезвычайно живописную группу. Авторам комплекса удалось на редкость органично слить в единое целое разновременные сооружения, сочетающие в декоре мотивы барокко и позднего классицизма.
   Комплекс вроде бы реставрирован, но по состоянию на май 2002 г. находится в довольно плохом состоянии.

   Богородице-Рождественская церковь построена в 1750 году, но судя по надписи на стене храма с южной стороны, построена она была значительно ранее. Престолов три: 1) Рождества Пресвятыя Богородицы, 2) Нила Столобенскаго и З) Параскевы Пятницы.
   В описной книге Степана Тарбеева об этой церкви говорится: "Церковь великой мученицы Пораскевеи нареченные Пятницы допреж Бориса и Глеба, древян клецки образы исвечи икниги иколокола ивсякое церковное строенье Государево а у церкви водворе поп Алексей, во дворе проскурница Маврица". Дале идут посадские дворы и лавочныя места. При описании плана гор. Старицы 1746 года Максима Старкова за церковью Рождества Пресвятыя Богородицы, с кладбищем, а также с церковническими, усадебными и огородними местами земли значится 2149 1/2 саж. и показана она под лит. "N".
   Следовательно Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевыи Пятницы, и на средства Государевы, т.е. Царския.
   Указ о постройке каменной церкви Богородице-Рождественской, вместо Пятницкой, дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 году и освящена она в 1750 году при свящ. Василее Алексееве. Придел во имя Нила Столбенскаго выстроен в 1806 г. и свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 году.

      а) Надписи.
   1. На стене с южной стороны Богородице-Рождественскаго храма имется надпись: "М-ца июня 5 дня пополудни 1743-го года преставися раб Божий сея церкви священно-иерей Алексий Васильев и погребен близ сея стены священствовал 48 лет и б месяцев и 20 дней".
   2. Надпись на служебнике, изданном в 1668 году: "сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи, нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино, а взято денег полтора рубли, на те деньги куплен служебник да часослов".
   3. Надпись на книге октоих: " (1676) мес. марта в (1) день сию книгу дал вкладу вцерковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев, сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших), а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии, а потписал я Петрушка своею рукою".

      б) Иконы.
   1. Икона свят. Нила Столобенскаго Чудотворца.
   2. Икона Параскевы-Пятницы.
   3. Икона Александра Свирскаго, по преданию принесена во время похода при царе Иоанне Грозном стрельцами Коньковской слободы, из Новгородскаго Александро-Свирскаго монастыря.

      в) Предметы.
   1. Ковчег с частицею мощей преп. Нила Столобенскаго.
   2. Евангелие в четверть листа, печатанное в 7159 (1651) году.

   Уникальный по своему внешнему облику комплекс церкви Рождества Богородицы, более известный старичанам под именем церкви Параскевы Пятницы - покровительницы торговли, расположен у подножия древнего старицкого городища на левом берегу Волги. Некогда он стоял на Торговой площади города и вместе с многочисленными торговыми рядами Гостиного двора перекликался с комплексом Успенского монастыря на другом берегу реки. Горожане часто называют его женским монастырем. Нет, это не монастырь, а эффектный ансамбль, созданный в XVIII-XIX веках. И даже сегодня, несмотря на печальное свое состояние, он является одной из визитных карточек Старицы.
   В 1728 году по указу тверского архиепископа Феофилакта вместо деревянной церкви Параскевы Пятницы начали строить каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом, сохранившим посвящение древней церкви. Пятницкий придел освятили в 1740 году, главный же престол - только через 10 лет. А еще через столетие, в 1825 году, к белокаменному барочному храму с невысокой колокольней с южной и северной стороны пристроили два ротондальных придела в стиле позднего классицизма. Сложная, но строгоупорядоченная композиция ансамбля дополнена с востока белокаменной колоннадой с двумя часовнями и лестницами, ведущими из ротонд к берегу реки. Множество расположенных на разных уровнях и разных по форме куполов делают живописный облик здания очень уютным и камерным.
   В 1970-х годах церковь Рождества Богородицы была отреставрирована, но сегодня она снова нуждается в восстановлении.

   Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
   Оная Рождественская церковь каменная, с приделами Преподобнаго Нила чудотворца,освященным, и Великомученицы Параскевы, еще не освященным, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 115, в них мужеска пола 315, женска 385 душ.
   В 1828 году служили: Священник Василий Космин - 32 года. В чтении и пении хорош. По окончании курса семинарии с 1819 по 1821 год находился в Вышневолоцком уездном училище учителем и инспектором, аттестат от семинарии имеет 1 разряда. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском Соборе. Не вдов. Во священника произведен в 1821 году Старицкаго уезда в село Кошелево, откуда в 1828 году переведен города Старицы к Богородицерождественской церкви во священника ж. Граммату на священство и указ на переведение имеет. Родства между ними не имеется. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Надежда Стефанова - 25 лет. Сын их Павел - 1 год.
   Диакон Илия Иванов - 55 лет. В чтении и пении хорош. Из класса грамматики. Вдов. Во диакона посвящен в 1793 ГОДУ, граммату имеет. До диакона Иванова имелись дела: 1-е, в 1800 о пьянстве его, по которому он штрафован посылкою в монастырь на месяц. 2-е, в 1810 о держании им у себя посторонней женки, за что штрафован посылкою в монастырь на месяц же. Сверх сего он диакон с пономарем Кирилловым в 1816 годах за поздную подачу оспенной ведомости штрафованы взысканием с них на вдов и сирот 10 рублей.
   Дьячек Петр Феодоров - 25 лет. В чтении и пении хорош. Из низшаго класса уезднаго училища. Женат 1-м браком. В 1820 находился певчим в Архиерейском хоре. В 1821 посвящен в стихарь и определен Старицкаго уезда в село Железниково во дьячка, откуда в 1825 годах переведен к Старицкой Богородицерождественской церкви во дьячка же. До дьячка подозрительных дел не было. Жена его Параскева Михаилова - 19 лет.
   Пономарь Михаил Кириллов - 68 лет. В чтении и пении хорош. Из класса поэзии. Женат 1-м браком. В пономаря определен в 1784 году, граммату имеет. Жена его Ксения Иванова - 67 лет.
   Умершаго священника Иоанна Васильева жена вдова Марина Сергеева - 58 лет, сын ее Михаил - 22 года Тверской семинарии в вышшем отделении.
   Прихожан в Старице и деревнях Коньковской слободе и Федурнове - 115 дворов (315 мужчин, 385 женщин).

   По данным 1901 года:
    Богородицерождественская церковь, построена в 1784 году, каменная, престола три: в теплой: Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Нила Столобенского, в холодной святой мученицы Параскевы Пятницы.
   Церковные документы: опись 1853 года, метрики и исповедные с 1827 года.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Антонович Казанский 41-го года, окончил духовную семинарию, священником с 1883 года, состоял требоисправителем в тюремном замке, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Петр Иванович Борисоглебский 28-ми лет в должности с 1899 года.
   Прихожан в городе Старице, в деревнях: Коньковской слободе, Ново-Старкове, Федурнове - 159 дворов (457 мужчин, 549 женщин).
   При сей церкви под алтарем настоящей церкви устроена каменная часовня 1791 года, в честь Рождества Богородицы.
   В 1914 году служили: Священник Михаил Казанский 53-х лет, окончил семинарию, на службе 31 год, в Богородицерождественском храме 17 лет. Псаломщик Иоанн Смирнов 46-ти лет, на службе 20 лет, в Богородицерождественском храме 5 лет.
   Прихожан в Старице и деревнях: Коньково, Старково, Федурково - 481 мужчина и 517 женщин.

   
     (По материалам сайта Народный каталог Православной Архитектуры. и материалам изданий Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. - Старица, 1914., Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь - обитель первого патриарха. - М.: "Пента+", 2010., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. Олега Гусарова с сайта Народный каталог Православной Архитектуры.)