Старица - Вознесения Господня церковь

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. с сайта http://www.stariza.com/.


   Когда-то здесь был женский Вознесенский монастырь, но время и деяния людские оставили живущим сегодня возможность лицезреть только остатки белокаменной Вознесенской церкви. На территории монастыpя находились мощи местночтимой святой Пелагеи, принявший мученическую кончину во время одного из польских разорений начала ХVII в. До 1755 г. Пелагея, сестра патриарха Иова, была погребена под отдельной часовней, а затем по разрешению епископа Вениамина была построена новая Вознесенская церковь. Мощи подвижницы были перенесены сюда и погребены под надгробной плитой в нижнем этаже близ придела иконы Знамения Божией Матери. Над ней была поставлена икона с изображением мученицы Пелагеи, преподобной Пелагеи и преподобной Параскевы (в миру инокиня носила имя Параскева).
   В 1930-х гг. в храме хотели устроить клуб, затем в здании церкви предполагали разместить экспозицию, посвящённую народному хозяйству. Но реконструкция здания не была доведена до конца, и оно осталось без кровли и потолочных перекрытий.
   А в середине 1980-х гг. при постройке гаражей на глубине около метра были обнаружены мощи блаженной Пелагеи. Надгробная плита была отодвинута, а мощи разбросаны внутри церкви.

   Вознесенская церковь в два этажа, каменная, построена несколько ранее 1668 года на средства схимонахини Марины Исидоровой Лукъянчиковой. В верхнем этаже престол во имя праздника Вознесения Господня, а в нижнем — Знамения Божией Матери. В нижнем этаже с правой стороны имеется гробница инокини Пелагеи с надписью: "В лето 7.... в день .. преставися раба Божия инокиня Пелагея, дочь Леняевых".
   По сведениям Архива Старицкаго Духовнаго Правления, эта инокиня была матерью перваго русскаго патриарха Иова.
   Могила инокини Пелагеи чтится народом, у которой часто служатся панихиды, при этом не мало приносят болящих детей и многия из них, будучи безнадежными, получают выздоровление.
   По плану гор. Старицы 1746 года бывший девичей монастырь, упраздненный в приходскую церковь, имеет земли около двух десятин, которая показана под лит. "L".
   В писцовой книге Степана Торбеева (1624 г.) о Вознесенском девичем монастыре говорится: "Церковь Вознесения Господня, древень клецки а вцеркве образы и свечи икниги иколокола и всякое церковное строенье Государево а у церкви водворе поп Наум Иванов". Далее идет перечисление посадских дворов.
   Из той-же писцовой книги видно, что гор. Старица сильно пострадал от Литовскаго разорения, так что из 9 церквей четыре, а также Вознесенский монастырь запустели и остались без пения. Посадских дворов тяглых, средних и молодчих людей было 39, а людей в них 64 человека. Пустых же дворовых посадских мест, из которых посадские люди разошлись в 1612 году— по 1617 год, 58 мест, а живут те разошлые люди на Москве и по разнымъ городамъ; да посадских же дворовых мест, которыя от Литовскаго разорения запустели 187 мест.
   Вознесенская церковь в гор. Старице, как выше сказано, прежде была монастырской.
   Время основаня этого монастыря — неизвестно. Некоторые авторы, указывая на местныя предания, относят появление Вознесенскаго монастыря к царствованию Ивана Грознаго. Подобное предположене вполне правдоподобно, если принять во внимание то обстоятельство, что Грозный жил некоторое время в Старице и украсил город несколькими постройками.
   В смутное время, в 1609 г., Старица подверглась разорению со стороны поляков. Город быль взят и сожжен, жители же перебиты.
   О разорении Старицы в смутное время говорят многие письменные памятники того времени.
   Так, повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовскаго подробно описывает взятие города: "И оттоле, читаем в этом источнике, "поидоша (поляки) нощию под городок Старицу и на городок той нападоша"... И тако городку сему от поляков взяту бывшо и велико в нем обретают людей, всех мечем погубляют, никого не щадя и разсуждения возрасту не имя... Последи же городок той запалиша"...
   Пережив смутное время, монастырь, повидимому, оправился и продолжалъ существовать до 1764 г.
   С этого времени он был упразднен и обращен в приходскую церковь.


Фото. с сайта http://nasledie.dubna.ru/.


   Надпись, находящаяся на северной стене Вознесенской церкви, говорит о построении ныне существующаго храма, одной игуменией монастыря.
   Подобныя записи о времени построения храма делались обыкновенно в очень многих древнерусских церквах.
   Данная же надпись интересна тем, что точно датирует время построения Вознесенской церкви.
   Надпись высчена на известковой плите, которая по краям орнаментирована.
   Вверху помещено изображение креста, самая же надпись сделана вязью и читается большею частию довольно легко.
   В недавнее время плита, на которой сдлана надпись выкрашена масляною краскою.
   Надпись читается таким образом:
   "В лето от создания мира 7176 г., от воплощения же Бога Слова 1668, апрелия в 9 день представися раба Божия игуменмя знаменосица строительница святаго мста сего Марина Исидорова дочь Лукъянчиковых, строение же ея во обители сей церковь каменная, два престола: Вознесение Христово, Знамение Богородицы, вся святая обитель во граде Старице".
   Надпись читается не трудно и некоторыя затруднения вызывает лишь слово "знаменосица".
   По этому поводу поднимался уже вопрос в Тверской Архивной Комиссии, при чем было решено обратиться к проф. И.А. Шляпкину за разъяснением смысла этого слова надписи.
   Проф. И.А. Шляпкин сообщил, что слово "схима" значит — образ, вид, фигура.
   В словаре церковно-славянскаго и русскаго языков изд. Академии Наук слово "знаменосец" встречается в значении "схимник".
   Отсюда проф. И.А. Шляпкин заключает, что Марина Исидоровна Лукъянчиковых была основательницей и игуменьей Вознесенко-3наменской обители и окончила свою жизнь в схиме и слово "знаменосица" — значит "схимница".
   Указом Святейшаго Синода от 2 августа 1722 года, состоявшимся вследствие доношения Приказа церковных дел, о том, что игуменья Вознесенскаго девичья монастыря Венедикта не принимает в свой монастырь посланную туда под начал и в труды монастырские старицу Феодору Кузьмину, пойманную в 1721 г. в Старицком уезде, в раскольнических скитах, в лесу, и присоединенную потом к св. церкви, - предписано старцев и стариц, обратившихся от расколу, посылать в содержание в монастыри, в которые пристойно по расчислению множества монастырских вотчин, без всякаго подлога, а оную старицу Феодору в Вознесенском девичье монастыре содержать по прежнему.
   В силу указа 14 февраля 1764 года упразднен Вознесенский девичий монастырь в гор. Старице.

      а) Предметы.
   1. Остатки каменной древней монастырской ограды.
   2. Церковная ограда как гласит надпись: "Построена сия ограда в 1909 году при церковном старосте Василии Алексеевиче Золотарском и священнике о. Михаиле Прозорове, псаломщике Петре Покровском".
   3. Евангелие напрестольное, вклад царя Михаила Феодоровича с надписью на листах: "Сию книгу пожаловал Государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии в Старицу в Вознесенский девич монастырь при игумении Марине с сестрами лета 7143 декабря в 11 день, а подписал сию книгу приказу большого дворца подъячий Любим Османов".
   4. Старыя царския врата.
   5. Два креста напрестольных - серебряный и деревянный.
   6. Икона Знаментя Божтей Матери.


Фото. Александра Коршунова.


      б) Надгробныя надписи.
   1. "1750 года ноября 22 дня погребена вдова Елена Семенова дочь Андреевская, жена купца Кусовникова".
   2. "Лета от Рождества Христова 1765 г-да мая 17 дня на память в-пых а-п-тола Андроника полуночи 4 часу преставися раба Божия Старицкаго монастыря схимонахиня Евпраксия Васильева дочь Измайлова и погребена на сем месте житие ея 62... 10... 6...".
   3. "Лета от Рождества Христова 1768 г. ноября 2 дня на память святых мученик Акиндина преставися раб Божий майора Ивана Петровича Власова сын его Михаил и погребен на сем месте житие его было 7 лет 9 месяцев и 17 дней".
   4. "Лета от Рождества Христова 1758 г. марта 4 дня пополудни 2 ч. преставися раб Божий майор Иоан Артемев сын Измайлов погребен на сем месте жития его было 71 г. 8 м. 12 дн.".
   5. "1725 году () марта дня преставися раба Божия Мария Васильевна Алексея Васильева жена Баранчова житие эе было (62 года) погребена Вознесенском девичьем монастыре".
   6. "1713 году августа... месяца преставися раба Божия Евдокия Алексеева дочь Сытина, а житие ея ...о лет.
   7. " (1738) году октября в 1 день преставися раб Божий Григорий Алексевич Борончеев житие его было год погребен ввознесенском двичьем монастыре".
   8. "1749 году апреля 7 дня преставися сего монастыря иерей Матфей Алексеев".
   9. "... году августа в (8) день по полу ночи перваго часу преставися раба Божия схимонахиня игумения Ксанфиппа Феодорова житие ее было в сем монастыре .... а лет и ногребена под сем камнем".
   10. "1750 года февраля 2 дня преставися раба Божия Ирина Иванова дочь, жена капитана Макария Иванова сына Тыртова и погребена подсею цкою житие ее было 33 года".

   В городском саду находится полуразрушенное здание. Это все, что осталось от соборного храма располагавшегося когда-то здесь женского Вознесенского монастыря. По преданию, он был основан Иваном Грозным. Обитель сильно пострадала во время польско-литовского разорения и во второй половине XVII века фактически была отстроена заново, о чем свидетельствовала доска на северной стене собора: «Лето от создания мира 7176, от воплощения же Бога Слова 1668 года, априлия в 9 преставися раба Божия игумения знаменоносица строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукъянчиковых, строения же ея во обители сей церковь каменная, два престола в ней - Вознесения Христова и Знамения Богородицы и вся святая обитель сия во граде Старице».
   Строительство нового белокаменного двухпрестольного двухэтажного храма по проекту петербургского архитектора (к сожалению, в расходных книгах монастыря его имя не упоминается) было начато в 1755 году. К 1761 году закончили и освятили Знаменскую церковь в нижнем этаже, а в 1763 году освятили верхний Вознесенский храм. По указу Екатерины II, предполагавшему изъятие у Церкви значительного количества земель, монастырь был упразднен, а Вознесенский храм стал приходской церковью с тем условием, что немногочисленные монахини останутся при ней. В 1794 году была увеличена на один ярус и увенчана шпилем трехъярусная колокольня.
   В 1935 году храм был закрыт, а затем сильно пострадал во время немецкой оккупации. В 1950-х годах его попытались приспособить под клуб, для чего разобрали остатки венчающего собор восьмерика, все своды и верхние ярусы колокольни. Тогда же с запада пристроили большой двухэтажный тамбур. Но эти работы не были завершены, и сегодня один из древнейших храмов Старицы находится на грани исчезновения.
   Летом 2002 года здесь были обнаружены останки местночтимой схимонахини Пелагии, матери или сестры первого российского патриарха Иова.


Вознесенская церковь.


   Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 год:
   Оная Вознесенская церковь каменная, двуэтажная, в нижнем этаже церковь во имя Знамения Божия Матери, в твердости, построена в 1763 году, утварию довольна однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 28, в них мужеска пола 107, женска 115 душ.
   В 1828 году служили: Священник Матвей Симеонов - 35 лет. В чтении и пении хорош. В школах не был. Не вдов. В священника произведен в 1820 году и граммату имеет. Дьячку шурин. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Александра Парфениева - 34 года. Дети их: Ксения - 13 лет. Александра - 9 лет, Анна - 7 лет, Агрипена - 6 лет, Николай - 1 год.
   Дьячек Александр Иванов - 26 лет. В чтении и пении хорош. Из вышшaгo отделения уезднaгo училища. Женат 1-м браком. В 1822 указом определен, а в 1826 годах в стихарь посвящен и граммату имеет. Подозрительных дел не было. Жена его Евдокия Симеонова - 26 лет.
   Пономарь Иван Димитриев - 26 лет. В чтении и пении хорош. Из вышшаго отделения уезднаго училища. Холост. В 1822 в город Ржев к Богородицерождественской церкви указом определен во дьячка, в 1823 посвящен в стихарь, граммату имеет, а в 1826 годах указом к оной церкви переименован в пономаря. Родства ни с кем не имеет. Подозрительных дел не было.
   Вдова попадья Мария Андреева - 60 лет.
   Просвирни не имеется.
   Прихожан в Старице и в деревне Гвоздеве - 28 дворов (107 мужчин, 115 женщин).

   По данным 1901 года:
   Вознесенская церковь, построена в 1668 году, каменная 2-х этажная, престола два: в верхнем этаже холодный Вознесения Господня, в нижнем - теплый Знамения Божией Матери.
   Церковные документы: опись 1870 года, метрики с 1801 года, исповедные с 1825 года.
   В 1901 году служили: Священник Михаил Васильевич Прозоров 47-ми лет, студент семинарии, в служении с 1875 года, священником с 1886 года, состоял членом и Казначеем уездного отделения Епархиального училищного совета, награжден в 1898 году камилавкой. Псаломщик Василий Васильевич Покровский 31-го года, в должности с 1890 года.
   Прихожан в городе Старице и деревне Гвоздеве - 36 дворов (168 мужчин, 160 женщин).
   В 1914 году служили: Священник Александр Смирнов 39-ти лет, окончил семинарию, на службе 16 лет, в Вознесенском храме 2 года. Псаломщик Петр Покровский 49-ти лет, на службе 28 лет, в Вознесенском храме 12 лет.
   Прихожан в Старице и в деревне Гвоздева - 174 мужчины и 168 женщин.

   
     (По материалам изданий Тверская область. Путеводитель/Автор составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005., Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. - Старица, 1914., Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь - обитель первого патриарха. - М.: "Пента+", 2010., Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / Тверской государственный университет, НИИЦ ЦИ и ПК им В.В. Болотова. Ред. кол.: Т.Г. Леонтьева (отв. ред. и др.) - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 год., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914.)

     (Фото. № 1 с сайта Моя Старица, фото. № 2 с сайта Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив "Наследие", № 3 Александра Коршунова.)