Старица - Введения во храм Пресвятой Богородицы церковь Успенского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Анатолия Максимова. Октябрь 2010 г.


   Среди построек Свято-Успенского монастыря видное место занимает Введенская церковь с обширной трапезной, построенная по указанию Ивана Грозного в 1570 г. И тут можно обнаружить сходство с московской архитектурой. Своды трапезной опираются на мощный квадратный столб - как в Грановитой палате. Над тёплой церковью, примыкающей к трапезному залу, возвышается шатёр. А внизу располагаются помещения, которые использовались для хозяйственных нужд. Введенская церковь позднее достраивалась: с северной стороны к ней пристроили паперть, а с юга палату, где располагалась монастырская ризница.
   До недавнего времени в Введенской церкви располагался Старицкий краеведческий музей. Экспонаты для него стал собирать в 1919 г. Евгений Клодт, которому удалось раздобыть уникальные коллекции монет, живописи, оружия... Экспозиция получилась настолько яркой и примечательной, что ешё до войны Старицкий музей был внесён в каталог «Музеи мира», который увидел свет в Лейпциге.


   Еще одним из значительных сооружений Старицкого монастыря является трапезная палата с церковью Введения Богоматери. Церковь с келарской была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к 1570 году.
   Монастырская трапезная впервые фиксируется описью 1607 года. Это каменное здание, где собственно «трапезою» является большой одностолпный зал второго яруса. К нему с востока примыкают два меньших по размерам квадратных в плане помещения: церковь «Введение Пречистыя Богородицы» и келарская. Под восточнойтретью здания (храмом и келарской) фиксируется «хлебгя», а под хлебней «погреб камен». «На верху трапезы» (на чердаке) в начале XVII века находилось «сушило каменное». В 1802 году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже с южной стороны - палата для монастырской ризницы. У восточного торца паперти устроена деревянная лестница, ведущая на второй этаж.
   Во второй половине XIX века трапезная была обращена в церковь, а в келарской устроен придел во имя Арсения Тверского.
   В 1894 году Введенская церковь изнутри была украшена живописью, деревянные полы окрашены масляной краской. В это время под церковью вместо погреба помещались хлебные амбары.
   Особенностью сводов трапезной Старицкого монастыря является то, что участки коробовых сводов между распалубками изогнуты еще и по длине свода. Такая же конструкция была применена и в Грановитой палате Московского Кремля.
   Трапезный храм Успенского монастыря - наиболее законченый пример подобного рода сооружений - трапезных, распространенных в монастырях XVI столетия.
   В период немецкой оккупации церковь горела и до 1950 года стояла без кровли, что привело к аварийному состоянию сводов.

   Описание храма в книге И. Крылова "Старица и её достопримечательности" 1914 года:
   Второй по древности храм монастыря — Введенский, теплый, двухъэтажный с остроконечным верхом, построен в 1570 году царем Иоанном Васильевичем Грозным; при храм была трапезная для братии, но в 1761 г. эта трапезная была обращена в придел, во имя св. Арсения Тверского. С южной стороны к Введенскому храму пристроена каменная палата, в которую вход устроен из алтаря. В этой палате в настоящее время находится монастырская ризница. Иконостас в храме современнаго письма, за исключением большого размера иконы Смоленской Божией Матери древняго письма. Эта икона помещается на колонне, поддерживающей церковный свод.


Фото. Андрея Ага.


   Р и з н и ц а.

   1. Напрестольный крест, украшенный крупным жемчугом, сделан, по повелению Святейшаго Патриарха Иова в 7109 году, при архимандрите Пимене, о чем и гласит надпись, сделанная на кресте.
   2. Крест такой же препод. Дионимсия, архимандрита Троицкой Сергиевой лавры. Из надписи на кресте видно, что он пожертован монастырю в 7138 году.
   3. Крест с накладным распятием, с надписью на рукоятке 1758 года, пожертвован казначеем монастыря иеромонахом Моисеем.
   4. Крест чеканной работы украшен простыми цветными каменьями; неизвстно, когда и кем пожертвован.
   5. Еще несколько крестов без обозначения года.
   6. Напрестольное евангелие в большой александрийский лист: верхняя доска серебряная, позолоченая, нижняя обложена бархатом; напечатано в Москве в 1759 году. Дар настоятеля Тарасия.
   7. Евангелие, обложенное разноцветным бархатом, с накладными Евангелистами, печатано в Москве в 1698 году. Дар архимандрита Корнилия.
   8. Евангелие в малый лист обложено в синий бархат с серебряными украшениями, печатано в Москве в 1625 году; неизвестно, кем пожертвовано.
   9. Такое же евангелие печатано в 1639 году.
   10. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому шелковому полю и кругом обшитая зеленым бархатом и шелковою материею. По преданию, эта плащаница собственноручной работы жены царя Иоанна Грознаго Анастасии Романовны пожертнована ею в монастырь в 1543 году.
   11. Оловянный ковчег древний.
   12. Икона Успения Божией Матери, высота иконы 6 1/2 вершков, а ширина 9 вершков.
   13. Маленькие образки на слоновой кости, в серебряной оправе, тонкой работы.
   14. Митра, шитая кругом жемчугом.
   15. Митра препод. Дионисия, архимандрита Троицкаго, шитая золотом и серебром, наверху образ Знамения Божией Матери, шитый шелками, и несколько других образов вокруг митры такой же работы.
   16. Митра, по малиновому бархату, украшена жемчугом и каменьями.
   17. Саккос патриарха Иова, полосатой парчи, на крашенинной подкладке.
   18. Палица голубой шелковой материи с священными изображениями: Знамения Божией Матери и Преподобнаго Дионисия.
   19. Палица шелковой желтой материи, по краям вышиты слова: «Славлю Отца и Сына и Духа Святаго, Троицу пою владычество нераздельно и несозданно Божество, Троицу чту единосущную».
   20. Риза золотой парчи с разноцветными шелковыми букетами, оплечье по малиновому бархату шито жемчугом и цветными каменьями.
   21. Такая же риза, оплечье по фиолетовому бархату также шито различными украшениями. По имеющимся коронам на верхней части оплечья этих риз сложилось мнение, что последния пожалованы монастырю Высочайшими особами.
   Кроме упомянутых двух риз имются еще несколько подобных, — но беднее украшениями.
   22. Кадило серебряное, сделанное повелением преп. Дионисия «да старца Варлаама Фофанова».
   23. Такое же кадило, — вклад стольников братьев Внуковых в 1701 году.
   24. Разные церковные сосуды, неизвестно, кем пожертвованные.
   25. Панагия с четырьмя большими желтыми стеклами по углам, сияние и коронка усеяны белыми камешками, Препод. Дионисия.
   26. Три наперсных креста.
   27. Серебряный складень преп. Дионисия.
   28. Посох Патриарха Иова.
   29. Крест серебряный, позлащеный; на рукоятке слдующая надпись: «делан 7107 года, при Борисе Федоровиче Годунове царе и великом князе всея Руссии, в дом Святеей Пречистй Богородице повелением старца Боголепа диакона».
   30. Миниатюр. образок св. Троицы и преподобнаго Сергия Радонежскаго (из слоновой кости).
   31. Миниатюрный образок св. Николая Чудотворца на слоновой кости.
   32. Панагия Препод. дионисия на красном камне.
   33. Малый панагиарь вызолоченый.
   34. Панагия препод. Дионисия с камнями.
   35. Стихарь старинной парчи.
   36. Доска от Евангелия, печатаннаго в 1754 г., в Москве; на ребре верхней доски следующая надпись:
   «В лето 7130. Сие святое евангелие дал в дом Пречистыя Богородицы Старицкой монастырь Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря Архимандрит Дионисий.

   
     (По материалам изданий Тверская область. Путеводитель. / Автор составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005., Соединяя цепь веков. Старицкий монастырь - обитель первого патриарха. - М.: "Пента+", 2010., Крылов И.И. Старица и ея достопримечательности. - Старица, 1914.)

     (Фото. № 1 Анатолия Максимова. Октябрь 2010 г. Фото. № 2 Андрея Ага.)