Спасоклинье урочище (Ерзовка, Могилки, Спасский на Клинце погост) - Преображенская церковь

Фундамент Преображенской церкви.


   Село Ерзовка (Спасоклинье, Могилки) ныне урочище в Спировском районе недалеко от Никулино (находилось на пересечении проселка Никулино - Большое Плоское с отходяхим проселком на деревню Спасоклинье), от Твери 88 верст, от Вышнего Волочка 55 верст.
   Преображенская деревянная церковь построена в 1784 году с двумя престолами: Преображения Господня, святителя Николая и Алексея Митрополита Московского. По сведениям за 1915 год церковь находилась в двух верстах от Никулина, в двух верстах от Тимошкина и четырех верстах от Спасоклинья.
   В приходе было 13 деревень, 282 двора, 1250 мужчин и 1377 женщин, все карелы.
   Построены две часовни: деревня Никулино - святителя Николая, село Спасоклинье - святителя Николая.
   Ныне церковь и село Ерзовка не существуют, сохранилось кладбище и фундамент храма.
   Церковь была разрушена в 1937 году, каких-либо архивных документов на нее не обнаружено.
   1901 году служили: священник Иван Андреевич Кустов, 45 лет, на службе с 1877 года, священник с 1880 года, в 1915 году продолжал службу.
   Дьякон Алексей Алексеевич Муравьев, 61 год, на службе с 1857 года, дьяконом с 1860 года. В 1915 году на его месте служил Николай Точалов, 37 лет.
   Псаломщик Иван Васильевич Тяжелов, 29 лет, в должности с 1898 года, в 1915 году продолжал службу.
   Последним священником в селе служил Орлов Митрофан Иванович, 18 мая 1880 года рождения, уроженец города Твери. Арестован 30 августа 1937 года как организатор «контрреволюционной фашистско-монархической группы церковников» на территории Карельского национального округа в составе восьми человек, семь из которых были приговорены к расстрелу.
   Кроме М.И. Орлова по делу проходили: А.И. Нарцисов (село Змиево), А.В. Сибирский и М.И. Муравьев (село Козлово), М.Е. Зайцев (село Погост-Гнездово), В.А. Клобуков и В.Р. Романов (село Скирки), Д.Г. Григорьев (село Толмачи).
   Все семь человек, кроме В.Р. Романова, были расстреляны 13 ноябя 1937 года в час ночи. Полностью реабилитированы 4 апреля 1989 года.

   
     (По материалам - Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. - Тверь: Издательство Студия-С, 2003.)

     (Фото. Алексея Крючкова с Краеведческого форума сайта Putnik.ru.)
    


   Кратко и доступно о переносах погоста из Спасоклинья (Ерзовки) в Спасоклинье (Спасо-Клин) ->>>>>>



Село Ерзовка или Могилки - место деревянного храма. Фото. Д. Ивлев. sobory.ru


   Полуразрушенная деревянная часовенка святителя Николая – всё, что осталось от древнего погоста Спасского на Клинце, давшего название близлежащему озеру – Спасоклинье. Взглянем на карту Менде, составленную в середине XIX века, на ней название селения на берегах озера «Спасское» значится как Спасо – Клинье. Селение расположено вдали от других населённых пунктов, окрестных деревень Стырова, Трофимково, Яблонька, Никулино, Ерзовка на высоком открытом со всех сторон месте.
   «Деревня Спасоклинье, - читаем мы в книге В.А. Плетнёва «Об остатках древности и старины в Тверской губернии», - Обширное старинное кладбище есть в деревне Спасоклинье в трёх верстах от села Спасоклинья (имеется в виду село Могилки (Ерзовка) – Д.И.). По преданию в старину здесь был монастырь. Верстах в пяти от д. Спасоклинья есть старинное кладбище на пустоши. Верстах в трёх отсюда – есть две пустоши, называемыя: одна Князь Никита, другая Князь Иван. Здесь заметны следы выкопанных прудов».
   Деревня – некогда бывшая селом, затерявшаяся где-то в стороне от всех дорог на просторах Спировского района, имеет давнюю и полную драматических событий историю. Ещё в 1498/99 гг. в писцовой книге упоминаются деревни и жители древнего «погоста Спасского в Клинецком»: «Володя Ильин сын Костянтинова, Кувшынов брат, волостка за ним Гнездово Васильевская в Спасском погосте в Клинецком, сох 14 бес трети. Марко Якушов сын Гаврилова да Нечай Кривой Савин сын Перепечина, Васильевские люди Микитина, деревни за ними Ивановские Заецова в Ветчинках в Спасском погосте в Клинецком, сох 12 с третью… Левко да Нечяец да Ивашко да Гаврилец да Иванец же Феодоровы дети Паюсова, волостка за ними Клинец ивановская Заецова в Спасском погосте в Клинецком в Плавех же, сох, да в Замутье Александровские деревни Тимофеева в Петровском погосте в Тихвинском, сохи 4 с третью... Феодор Боборыкин да его дети Ондрейко да Ивашко, волостка за ними Клинец Васильевская Заецова в Спасском погосте в Клинецком, сох 25 бес трети».
   В этом же году впервые упоминается и деревянный храм «Спасские из Клинца, а в Спасском погосте сохи 3». И там же впервые упомянута деревня Раменье – будущий центр Никольского прихода с. Раменье: «Ивашка Перфурьева своеземца в Раменье в Спасском в Клинецком, 3 сохи без трети».
   В 1583 г. в очередной писцовой книге мы находим описание Спасоклинского храма: «Погост Спаской в Клинце. А на погосте церковь Преображенья Спасово древяная клецки; да теплая церковь Николы Чудотворца древяная в верх. А в церквах образы и свечи и книги и всё церковное строение приходное. Да в погосте ж поп Ортемей, двор пономарь, двор проскурница, да пять келей, а вних живут нищие, а питаютца о церкви Божьей».
   Кстати, место центра древнего Спасоклинского погоста, где располагался деревянный Спасо – Преображенский храм до сих пор достоверно неизвестно. В архиве Спасоклинского прихода есть интереснейший документ, описывающий положение места для строительства нового деревянного храма в соседнем сельце Могилки (или Ерзовка) и само село Спасоклинье – тогда ещё центр Спасоклинского прихода. Документ датирован 1781 г.
   Он даёт следующую картину: земли священников затопляются каждую весну, т.к. расположены на болоте, а сам храм – «Старая Спасоклинская церковь по положению принадлежащих к ней деревень, стоит в конце прихода, и внутри самого селения окружающие её 10 дворов, как и все прочие отстоят от неё не более как в 10, 12, 15 саженях». Поэтому храму всегда угрожает опасность пожара. Село вокруг окружено болотами и построено настолько тесно, что если бы решено было построить новый храм, то его пришлось бы строить на небольшом пятачке – площади перед старой церковью. Согласитесь, что расположение на берегу озера, на небольшом островке среди болотных непролазных топей больше соответствует монастырю, чем приходскому селу.
   Совершенно другая история с местечком Могилки (само название его говорит о древности места). «Место назначенное под церковь при д. Могилки – ближайшее к тому место из всех в Спасоклинском приходе имеющихся деревень… К сему заслуживает оно внимания, как по тому, что множество камня разделено в небольших грудах по неровной роще его покрывающей и подаёт вероятную причину думать, что в старину бывало тут кладбище, хотя из нынешних обывателей никто не памятует, но доказывается то названием сохранённым от потомков под именем Могилок». Тут же даётся и описание возвышенного над окрестностями холма и идущей мимо него дороги.



Фундамент Преображенской в Ерзовке. Фото. Д. Ивлев. sobory.ru


   На древность этого местечка указывает и сохранившийся до 1903 г. «на Ерзовском кладбище, недалеко от церкви, старинный четырёхконечный крест, без надписи, изсеченный из брускового камня». Поэтому, скорее всего центр погоста был всё же в Ерзовке (Могилках) – селе сохранившем двойное название с древних времён.
   На существование монастыря в Спасоклинье указывает и древнее название одноимённого озера – Святое. Вряд ли из - за располагавшегося рядом села стали бы так называть озеро. Скорее всего, когда старый храм в Спасоклинском погосте обветшал, новый строить не стали, а обратили в приходскую – монастырскую церковь упразднённого или опустевшего к тому времени монастыря. Как и почему исчез этот монастырёк остаётся только догадываться. Может быть, польское нашествие опустошило этот край, а может быть монахи сами разошлись по окрестным монастырям. Бог весть.
   В 1545 г. в «Писцовой книге Бежецкой пятины» упомянуты ныне существующие окрестные деревни: Городок и Раменье, но ни слова не сказано о церкви.
   Отдельно следует сказать о приходе на эту землю карел. В Тверском областном архиве сохранилась рукопись священника Ф. Виноградского «Сведения о карелах, обитающих в с. Спасоклинье Вышневолоцкого уезда, 1850 г.» Как следует из показаний благочинного с. Спасоклинье священника Феодора Введенского, переселение карел шло из пределов Швеции и Литвы. В пределы Спасоклинского и Козловского приходов карелы пришли в 1653 и 1654 гг. Согласно переписи 1778 г. карельских селений было 32: в погосте Спасском на Клинце – 9 дворов, в дер. Городок – 4 двора, дер. Плоское – 4 двора, дер. Никулино – 4 двора, в Введенском погосте с. Козлова – 6 дворов и дер. Малое Козлово – 5 дворов.
   Отсюда видно, что в с. Спасоклинье из упоминавшихся в 1781 г. 10 дворов в 1778 г. 9 дворов было карельскими. А это свидетельствует в свою очередь в пользу версии об опустошении села в годы Смутного времени. Карелы по государеву указу селились на пустошах – местах опустевших в годы Смуты деревень.
   Но всё возвращается «на круги своя». Если раньше Спасский погост был перенесён из Ерзовки в Спасоклинье, то в 1780 г. было начато дело о перенесении храма обратно в Ерзовку. «В оном погосте имеется церковь деревянная во имя Преображения Господня, потому пришла в ветхость. Из онаго погоста священноцерковнослужители согласились с приходскими людьми вместо оной церкви построить вновь деревянную в то же именование церковь на старинном кладбище, на котором по желанию священноцерковнослужителей и прихожан значит в приношенном к благорассмотрению Вашего Преосвященства данном мне приговоре», - писал в ноябре 1780 г. Козловский благочинный Пётр Алексеев епископу Тверскому и Кашинскому Арсению.
   В приложенном к прошению благочинного приговоре «Вышневолоцкого уезда ведомства главной дворцовой канцелярии Козловской волости, погоста церкви Преображения Господня церковного старосты с прихожанами разных деревень» о месте нового храма было сказано коротко «понеже тая старая церковь от прихода нашего деревень в стороне далеко, отстоит более 6 вёрст за большими болотами и грязями, а оная вновь церковь построена будет на новое место».
   По сведениям благочинного в погосте располагалась ветхая деревянная Спасская церковь, при ней священник Савва Александров 51 года, дьячок и пономарь по 1, приходских 85 дворов, пашенной земли 3 четверти «а в поле дву по тому ж». Тот же благочинный нашёл место для нового храма более выгодным, и препятствий для строительства не усмотрел.
   Но «всякое благое начинание всегда сопровождается искушениями», не стало исключением и это строительство. Тот же благочинный 9 января 1781 г. апортовал в Консисторию, что священники с причетниками потерпят значительные неудобства из–за отсутствия удобной в с. Могилках земли для строительства новых домов для них и несогласии со строительством жителей окрестных деревень. В ответ на это 25 февраля 1781 г. строительство нового храма было приостановлено. Но ситуацию кардинально изменило письмо коллежского советника и директора экономии Глищеля, в котором тот рассказал о желании прихожан дать во владение священникам к имеющейся у них земле 4 часть. Подтверждением этого стало прошение Елисея Васильева «с прочими тоя волости крестьяны», в котором тот писал, что «Мы имеем желание к построению на показанном кладбище вновь деревянной церкви и на удовольствие священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной землёю согласны». Своё прошение крестьяне подтвердили и общественным приговором от 3 марта 1781 г.



Склеп дворян Сназиных в Ерзовке. Фото. Д. Ивлев. matveevo.prihod.ru


   Тогда же крестьяне д. Крапивки Василий Павлов д. Микулино (Никулино) Иван Артамонов написали Епископу Арсению прошение, в котором указали, что благочинный сведения о несогласии жителей окрестных деревень со строительством новой церкви «представил неправильно». Они же сообщили о желании жителей деревень Тимошкино и Городок перейти в приход с. Спасоклинье. Указом от 16 сентября строительство храма в Ерзовке было разрешено, разрешён был и переход крестьян из одного прихода в другой.
   А через несколько месяцев крестьянин д. Никулино Иван Афанасьев просил повеления Епископа Арсения «оставшие в ветхой церкви иконы, ризы, колокола и прочие церковные сосуды и образа <перенести> во вновь построенную церковь». Епископ в своей резолюции от 3 декабря 1782 г. разрешил перенести утварь и иконы, но с условием, что сначала крестьяне передадут причту землю. Что и было исполнено 3 марта 1783 г.
   Опись, составленная в это же время, досконально описывала интерьер нового храма: «На Горнем месте образ Преображения Господня, над жертвенником - Вознесение Господне. Царские двери вырезные и позлащённые, Евангелисты писаны красками, тумбы крашенные, а меж них трапы посеребрённые. На первом <ярусе> по праву сторону образ Преображения Господня, преподобных Зосимы и Савватия, а потом Нила Преподобного с венцом посеребрённым. А против правого крылоса образ Вознесения Господня. А на левой стороне образ Богоматери Казанский, а на дверях написан образ архидьякона Стефана, от дверей к левому крылосу образ пророка Илии, Преподобного Ефрема, а против левого крылоса образ Николая Чудотворца. И все оныя образа как на правой стороне местный и на левой, написаны все новыя и писания искусстного, и поставлены в иконостасах вырезных, позлащённых».
   Далее следует описание всех икон праздничного, деисусного и пророческого чинов иконостаса, а так же распятия, венчавшего иконостас. Из прочих храмовых образов, перенесённых из старой церкви, указаны лишь два: Воскресения Христова и Зосимы и Савватия Соловецких.
   Но Консистория 21 марта 1783 г. отказала в освящении нового храма. Оказалось, благочинный забыл внести в опись новые вещи. Тогда же консистория приказала составить новую опись, которая в свою очередь была составлена в кратчайшие сроки. 28 сентября 1783 г. Консистория предложила прихожанам на выбор священника для совершения чина освящения нового храма: или из Кафедрального собора или же благочинного.
   На что священник с. Спасоклинье Савва Александров рапортовал «новопостроенная в нашем погосте церковь однопрестольная во имя Преображения Господня ныне во всей готовности, и сосудами и ризницей удовольствована. Просим Ваше Преосвященство о дозволении оный храм освятить Вышневолоцкому священнику Петру <?>. Сентября дня 1783 г.»
   Судьба старого деревянного храма в с. Спасоклинье была решена в октябре 1794 г., когда для изготовления решёток на окна нового Преображенского храма понадобился уголь. К тому же, сообщал священник с. Выдропужска Иоанн Иванов «Священник Дмитрий Трофимов объявлял, что кузнец из прихода сверх своей работы обещается в церковь внесть деньгами 10 руб». 18 декабря 1794 г. Консистория разрешила разобрать деревянную церковь в с. Спасоклинье.
   Последующую историю храма в Ерзовке (в документах ещё и Спасоклинье и Могилки), можно проследить по заглавиям архивных дел, большинство из которых не сохранилось. В 1811 г. храм был покрыт новым тёсом, в 1821 г. из храма были украдены 228 р. 83 коп. – кража произошла со взломом, в 1835 г. старостой храма был избран крестьянин д. Никулино Никита Васильев, в 1836 г. храм снова был перекрыт новым тёсом, в 1857 г. причт просил о дозволении возобновить иконостас, в 1860 г. церковным старостой был избран крестьянин д. Горки Иван Тарасов, в 1868 г. было начато дело о дозволении подвести фундамент под церковь, а в 1872 г. был устроен нижний этаж храма с приделом в честь святых Алексия митрополита Московского и Николая Чудотворца. Год 1879 – церковным старостой выбран крестьянин д. Никулино Пётр Егоров, в 1889 г. был отлит новый колокол весом 80 пудов, 1892 – староста Матвей Михайлов был награждён церковной наградой.



Надгробие Владимира Сназина на месте престола Преображенской церкви. Фото. Д. Ивлев. matveevo.prihod.ru


   Следует отметить, что Ерзовская церковь была родовой для помещиков Сназиных. В 1870 г. Мария Сназина пожертвовала 5 сотенных билетов на благоустройство церкви. Ещё одно дело, касающееся Сназиных было начато в 1900 г. – о выдаче метрического свидетельства вдове коллежского советника Волкиной урождённой Сназиной. Сохранился, хоть и в крайне запущенном состоянии, родовой склеп Сназиных к западу от фундамента Ерзовской церкви, сохранилось и надгробие Владимира Алексеевича Сназина, скончавшегося 16 декабря 1902 г.
   «Тверской Епархиальный статистический сборник» И. Добровльского упоминает о служивших в это время на погосте священниках Иоанне Андреевиче Кустове 45 лет, законоучителе земской, церковно – приходской школы и 2 классного Министерского училища, рукоположенного в 1880 г., награждённого в 1896 г. скуфьёй. За 1907 г. в волостном центре д. Никулино значится земское училище, в с. Спасоклинье значится церковно – приходская школа, так же в Никулинской волости была школа грамоты в д. Палюжье.
   «Епархиальный сборник» 1901 г. упоминает так же диакона Алексия Алексеевича Муравьёва, 61 год, рукоположенного в 1860 г. и псаломщика Ивана Васильевича Тяжёлова, 29 лет, в службе с 1898 г. В приход входили деревни Спасоклинье, Никулино, Крапивка, Горка, Первитино, Ломовая, Задняя, Трофимово, Яблонька, Андрюково, Стырово, Тимошкино, Двойка и Горня. Прихожан было 282 двора, 1250 мужчин, 1377 женщин. К храму были приписаны две часовни: в Никулине – Святителя Николая и в Спасоклинье – тоже Никольская, поставленная на фундаменте древнего Преображенского храма. В 1861 г. причт поднимал вопрос о её возобновлении, но с приходом к власти большевиков часовня была превращена в магазин, а потом и вовсе заброшена. Совсем недавно, когда мы с отцом Дмитрием заехали в эту часовню, выяснилось, что сохранились на её стенах незамысловатые народные рисунки. Кто-то с любовью украшал свой маленький храм. И хоть на стенах не картины великих художников, а просто народный орнамент, но так тепло на душе от этих поблёкших от времени рисунков.
   В 1915 г. на приходе продолжали служить священник Иоанн Кустов, 60 лет. Диаконом был Николай Тачалов, 37 лет, из 1 класса семинарии, на службе 19 лет, на этом приходе 11 лет. Псаломщиком продолжал служить Иван Тяжёлов. Отец Иоанн, со слов его внучки, был арестован в 1930-х гг. В 1915 г. – в приходе значилось 1220 мужчин, 1320 женщин. Были устроены две школы - церковно-приходская и земская, обучалось в них 157 учеников. 120 рублей тратилось на преподавание Закона Божиего.
   Священник Митрофан Иванович Орлов (род. 18 мая 1880 г.) был назначен в Ерзовку в 1935 г. священномучеником Архиепископом Фаддеем. Арестован 30 августа 1937 г. Как пишет игумен Дамаскин (Орловский), в 1937 г. после долгих пыток священник Митрофан подписал показания против владыки и священномученика Алексия. 11 ноября 1937 г. он был расстрелян...
   Судьба Ерзовской церкви незавидная. В 1930-е гг. её разграбили, сняли крест, говорят, даже кто-то вместе с этим крестом упал на землю, а в годы войны церковь сгорела от удара молнии. Сейчас на её месте растут белые стройные берёзки, сохраняя под своей сенью фундамент погибшего храма, да основание его престола.
   А в стороне от Ерзовки, от которой не осталось ничего кроме нескольких яблонь, ещё жива деревушка Спасоклинье. И стоит посреди деревни покосившаяся часовенка святителя Николая, видны ещё остатки фундамента древней Преображенской церкви, да остатки тёса на крыше часовни. А вниз убегает тропинка по болотистой низине к Святому озеру, сохранившему для нас древнее как сама эта земля название Спасо - Клинье.

   Денис ИВЛЕВ

   
     (По материалам издания Иерей Дмитрий Лихачёв, Мария Лихачёва, Денис Ивлев Стяжатели венцов нетленных. В поисках утраченной святыни. - Москва, 2012.)

     (Фото. № 2, 3 Дениса Ивлева с сайта Народный каталог Православной архитектуры, фото. № 4, 5 Дениса Ивлева с сайта Георгия Победоносца и великомученицы Варвары - Георгиевский приход села Матвеево.)