СЕЛИЖАРОВО - Петра и Павла церковь Троицкого Селижаровского монастыря

ПЕРЕЙТИ В ФОТОАЛЬБОМ
    

Фото. Александра Викторовича Шипилина с сайта  http://www.sobory.ru/.


   Эта церковь была построена не раньше конца 16-го века. Трапезною она названа, потому что главным ее назначением было кормить монастырскую братию. Поэтому в ней размещались погреба, подвалы, келарская, казенная, сушило, квасоварня.
   На верхнем этаже размещалась сама церковь с двумя престолами. Центральный освящен во имя св. апостолов Петра и Павла, а правый - во имя святителей Гурия и Германа, архиепископов Казанских, и Варсонофия - епископа Тверского.
   Семь лет назад началось восстановление Петро-Павловской церкви. Был проделан большой объем сложных ремонтно-восстановительных работ. Заново восстановлен обрушенный свод храма, работа. Устроена крестильня с купелью, в которой можно крестить и детей, и взрослых с полным погружением, как того требуют каноны православной церкви.
   И, наконец, после устройства барабана и луковицы был установлен над Петро-Павловской церковью крест, которого верующие селижаровцы ждали столько лет. Примерно в это же время раздался и первый колокольный звон.
   Открыл храм после почти семидесятилетнего попирания иерей Сергий Чивиков (ныне - протоиерей), он же и является настоятелем этого храма. Это единственный действующий храм в городе, а до его открытия многие вообще забыли, что это такое. Вторым священником служит молодой иерей Алексий.
   На службах поет достаточно профессиональный хор под руководством профессионального регента - Борисовой Ирины Николаевны (муз. училище, кемеровская консерватория, регентская школа при Московской Духовной Академии - г. Сергиев Посад).
   Особенности. У о.Сергия на сегодняшний день восемь своих и двое приемных детей. У о.Алексия - трое. При храме в учебное время года действует воскресная школа, а также мастерская ручного шитья (вышивают иконы, хоругви, плащаницы лицевым шитьем в раскол). С работами выступают по Росии, а так же за рубежом. Старший сын о.Сергия - Григорий профессиональный резчик-самоучка. Его работы - около половины резьбы в храме г.Лесосибирска, иконостас на Казанском вокзале, участвовал в резьбе иконостаса в храме прп. Сергия (подворье ТСЛ) иконостас в Селижаровском храме и мн. др.

   
     (По материалам официального сайта Тверской епархии и сайта Народный каталог Православной архитектуры.)

     (Фото. Александра Викторовича Шипилина с сайта Народный каталог Православной архитектуры.)
    


   Ныне от величественного когда-то Свято-Троицкого монастырского ансамбля остался лишь храм святых апостолов Петра и Павла, стоявший прежде в ряду ограды. Здание поражает основательностью, строгостью архитектурных линий. Специалисты считают, что сооружение - своеобразный прототип Грановитой Палаты Московского Кремля. Храм воздвигнут в конце XV - начале XVI вв. Храм двухэтажный, с подвалами, выстроен из толстого и тяжеловесного кирпича, явное влияние новгородской архитектурной школы.
   Особых наружных украшений нет, кроме небольшого пояса, идущего по низу полукружия восточной стены, и двух широких пилястр по боковым краям этого полукружия.
   Своды в обоих этажах и подвале опираются на большой четырехгранный столб, проходящий посередине всего здания. В верхнем этаже помещается сама церковь с двумя престолами: во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев.
   До 1762 года алтарь был очень тесен, поэтому, когда возникла необходимость расширить его, строится новый иконостас в длину всей церкви, обновляется и освящается престол. Тогда же под сводами алтаря вместо трех малых полуциркульных окон со слюдяными листами, дававшими мало света, заново пробивают три больших окна с обыкновенными стеклами. После этих изменений церковь освящается в 1766 году архимандритом монастыря Иоанном. Второй придел во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия устроен в 1803 году.
   Стены храма оштукатурены, а своды расписаны изображениями херувимов. В четырехгранном столбе и в стенах церкви было шесть круглых отверстий, называемых голосниками. Подобные акустические камеры использовались как резонаторы для усиления звука. На западной стене имелись небольшие впадины, внизу - прямоугольные, а вверху - сведенные конусом, которые также усиливали акустику храма и украшали его. Полы в церкви - клетчатые, сделанные из квадратных деревянных досок.
   Церковь в писцовых книгах называлась трапезною, потому что в нижнем этаже в ней помещалась трапеза и хозяйственные помещения: хлебная, поварня, мукосейня, келарская, квасоварня и сушильня. В подвалах некоторое время с 1780 года хранились запасы меда и воска, казенных вин, за что монастырь получал по договору от торговцев и содержателей винных откупов значительные деньги. В восточной стене подвала, по направлению к Селижаровке, до сих пор имеется пролетная арка, предназначавшаяся для стока воды в реку.
   Вероятно, эта арка и породила легенду о якобы существовавшем под рекой подземном ходе, выходившем за Воскресенским погостом. А вот предание о том, что в нижнем этаже и подвалах Петропавловского храма при нападении литовских воинств могли укрываться монашествующие и жители ближних селений, более достоверно. Твердость кирпича и кладки, толщина стен, достигающая двух метров, малый размер окон заставляют поверить этому. Верх церкви - шатровый на четыре ската, покрытый тесом, долгое время на нем не было купола, а только шейка, на ней глава и крест (как и ныне). В 1819 году над храмом устроен деревянный полукруглый оштукатуренный купол, который, как своды, покрыт железом, выкрашенным ярью (медной зеленью). После закрытия монастыря купол разобрали, заменив его обыкновенной крышей. Уникальность храма заключается в его двухэтажности. В Тверской епархии похожее здание есть в Старицком Успенском монастыре.
   При храме работают вышивальная, иконописная мастерская, мастерская резьбы по дереву и воскресная школа.

   По материалам книги: "Святые места земли Селижаровской" Г. Н. Осиповой.

   
     (По материалам сайта Осташковского Благочиния.)
    


   Описание храма по состоянию на 1900 год:
   На восточной стороне монастыря, на линии монастырской ограды стоит каменная теплая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Эта церковь по всей вероятности есть та самая, которая упоминается в выписи из писцовых книг 1624 и 1625 годов под именем трапезы и строена, конечно, как и прежняя соборная — еще до Литовского разорения в ХVI столетии. Трапезой же она названа в писцовых книгах, а не церковью, потом что главное назначение её было служить для монастыря трапезой, по каковой причине в ней помещались не только трапеза, но и все принадлежащие к трапезе хозяйственные заведения, как то: хлгебная, поварня, мукосейня, келарская и казенная палатки, погреба и подвалы, и в связи с ней сушило и квасоварня; а для церкви отделено было саное малое помещение, и еще потому, что при составлееии писцовых книг, по случаю претерпенного монастырем разоренния, церковь в ней могла быть в то время и нарушенной.
   Церковь эта четыреугольная двухъэтажная с подвалами, выстроена из толстого и тяжеловесного кирпича без всяких наружных украшений, кроме небольшого пояса в ребро внизу плукружия восточной стены, отличающего помещение алтаря и двух широких пилястр по боковым краям этого полукружия, и отбелена по кирпичу. Коробовые своды в обоих этажах и в подвалах опираются на большом четверогранном столбе, проходящем по средине всего здания.
   В верхнем этаже помещается сама церковь. Длина её внутри от юга к северу 9 ½ саж., ширина от востока к западу 7 саж. Алтарь её имеет три отделения, разделяемые одно от другого глухими капитальными стенами; среднее отделение алтаря вдвое шире боковых отделений. Для прохода из среднего отделения в боковые устроены в капитальных стенах по одной небольшой двери. До 1762 года алтарем занято было только среднее отделение, а в боковых помещались — в одном келарская, в другом казенная палатка. В настоящее время в среднем и боковом правом отделениях устроены престолы: в среднем во имя Св. Апостолов Петра н Павла, в боковом — во имя Св. Святитетелей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев; а левое отделение служыт вместо пономарской. Первый престол, т.е. во имя Св. Апостолов Петра и Павла, существует со времени построения церкви, и разве только имел когда нибудь в древние времена другое наименование. Второй престол, т.е. во имя Св. Гурия и Варсонофия, устроен в 1803 г. и освящен в том же году 25 октября игуменом монастыря Варлаамом.
   Иконостас в трапезной церкви, до 1762 года, пока боковые отделения алтаря заняты были палатками казенной и келарской, устроен был только перед средним отделением алтаря, и притом так, что вдавался внутрь алтаря и пересекал его на середине от юга к северу, отчего алтар был весьма тесен; престол от тесноты алтаря был весьма мал и по давности устройства к 1762 году становился ветхим; окна алтаря были малы и давали мало света. Поэтому, когда в 1762 году казенная и келарская перенесены были в другое помещение, то иконостас устроен был новый в длину всей церкви и занял место перед всеми тремя отделениями алтаря. В то же время прежний престол, как обветшавший и по малости своей не соответствовавший узаконенной для престолов мере, разобран и снят; а вместо него поставлен новый престол в указную меру; тогда же три малых полуциркульных окна под сводами алтаря со слюдяными вместо стекол листами, дававшие мало света, заложены изнутри алтаря, а в оставшихся на этих местах наружных впадинах поставлены иконы за той же слюдой и вместо заложеных полуциркульных окон, для большего света, вновь пробиты три довольно больших окна с обыкновенными стеклами. После этой перемены иконостаса и престола, церковь освящена в 1766 году архимандритом монастыря Иоанном. Этот построенный в 1761 - 1763 годах иконостас был резной, по резьбе вызолоченный, а по глади выкрашенный ярью: состоял из ряда местных икон, отделенных одна от другой продороженными пилястрами, украшенными накладной резьбой; над местными иконами, царскими и боковыми дверьми в тринадцати украшенных резьбой клеймах изображены были двунадесятые праздники. В 1816 году этот иконостас возобновлен тщанием игумена Виталия на деньги, пожертвованные селижаровскими купцами И.И. и Е.М. Олесовыми и Е.К. Титовым. При этом возобновлении резьба и позолота произведены вновь; также и иконы вновь написаны.
   Из икон этой церкви могут быть упомянуты: 1) икона Воскресения Христова в левом отделении алтаря, 2) икона с изображением святителей Вселенских с Николаем Чудотворцем, Московских и Казанских за левым клиросом, и 3) икона Сошествия Св. Духа на Апостолов на южной стене. Эти иконы одинаковой величены, именно в 2 арш. длины и 1 арщ. 9 верш. ширины, писаны, как видно из надписей на них, в 1681 году иконописцем из Торопца Дорофеем и осташковским Ф. Потаповым, — и, до возобловления в 1785 году иконостаса соборной церкви были в числе местных икон соборной церкви. 4) На четверогранном столбе древняя икона Распятия Господня с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, в 2 ½ арш. длины и 1 арш. 13 верш. ширины. Она по обычаю древнего монастырского иконописания, писана по ореховому полю. Выражение лиц у предстоящих Божией Матери и Иоанна Богослова скромное, смиренное, спокойное указывает несколько на Византийский пошиб писания этой иконы. На верхней доске креста на хартии сделана надпись латинскими буквами: Iеsus Nasoreus Rех Iudaeorum (т.е. Иисус Назарянин царь Иудейский). 5) В боковом алтаре придела икона Св. Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев, в 7 ¼ верш. длины и б верш. ширины, в окладе полей и воздуха серебряном вызолоченном старинном, бывшем на подлинной иконе этих святых.
   Стены внутри оштукатуренны, а своды расписаны живописными изображениями херувимов в первый раз в 1858 году при игумене Варлааме, в другой раз в 1858 году при настоятеле архимандрите Макарии.
   В четверогранном столбе и в стенах церкви шесть круглых отверстий, называемых голосниками. На западной стене устроены небольшие впадины внизу прямоугольные, а вверху сведенные конусом. Полы в церкви деревянные клетчатые, устроенные из квадратных деревянных досок.
   В нижнем этаже, одинаковой длины и ширины с верхним, до 1769 г. помещалась хлебня, поварня и мукосейня, а в настоящее время хранятся некоторые монастырские съестные припасы. Пол в этом этаже кирпичный.
   В подвалах некоторое время с 1780 г. хранились сперва запасы меда и воска, потом запасы казенных вин, за что монастырь получал от торговцев и содержателей винных откупов значительные по договору деньги. В восточной стене подвала по направлению к реке Селижаровке внизу проведена пролетная арка для стока воды в реку.
   Толщина стен всего этого здания, твердость кирпча и кладки стен и малый размер окон заставляют верить преданию, что в нижнем этаже и в подвалах могли укрываться, в случае нападения неприятелей, монашествующие и жители ближних селений.
   Верх церкви шатровый на четыре ската, до 1819 года на нем не было купола, а были только: шейка и на ней глава и крест. Глава была обита жестью, крест железный вызолоченный по гольдфарбе; церковь была покрыта тесом; а в 1819 году устроен на ней вновь деревянный полукруглый оштукатуренный купол, и как своды церкви, так и куполъ покрыты в этом же году железом, выкрашенным ярью.
   У правой стороны церкви, к востоку, пристроена каменная квасоварня. На лето в прежние времена было построено деревянное сушило, в котором хранились монастырские съестные припасы. В это сушинло был ход из правого бокового отделения алтаря трапезной церкви, в котором помещается теперь престол во имя Св. Святителей Гурия и Варсонофия. Отверстие это снаружи закладено, а сама дверь с внутренней стороны и доселе не уничтожена.

   
     (По материалам издания Описание Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. - Тверь, 1900.)