Медведево - Спасская церковь


   Село Медведево, от Твери 130 верст, от Ржева 10 верст.
   Церковь Спасская, построена в 1796 году, каменная, престола три: в холодной Нерукотворного Образа Господня, в теплой: южный Святителя Николая, северный Преподобного Сергия Радонежского.
   Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1780 года, исповедальные с 1827 года, план на землю.
   В 1901 году служили: Священник Сергий Алексеевич Жданов 38-ми лет, студент семинарии, в служении с 1884 года, священником с 1888 года, состоял законоучителем земского училища, награжден в 1900 году скуфьей. Диакон Петр Евгеньевич Вершинский 65-ти лет, в служении с 1853 года, диаконом с 1886 года. Псаломщик Александр Григорьевич Орлов 64-х лет, в должности с 1854 года.
   Прихожан в селе Медведеве, в деревнях: Козмарине, Якимове, Лигостаеве, Дубровках, Каменеполе, Оленине, Бочарове, Глебездеве, Шарлаеве,Груздеве, Кроткове, Дубанине, Алешеве, Папине - 373 двора (935 мужчин, 1073 женщины).
   В 1914 году служили: Священник Леонид Малинин 26-ти лет, окончил семинарию, на службе 1 год. Штатный диакон Михаил Крылов 38-ми лет, на службе 23 года, в сане диакона 7 лет, Псаломщик Евгений Жданов 33-х лет, на службе 9 лет, в Спасском храме 2 года.
   Прихожан в деревнях: Козларино, Якимово, Лигостаево, Дубровки, Каменское, Оленино, Бочарово, Глебездево, Шарлаево, Груздево, Кротково, Дубакино, Алешево, Папино - 894 мужчины, 997 женщин.


   «...Около 500 лет тому назад (отсчет от середины XIX века) летописец записал: ржевский князь, охотясь на медведя на сем холме, попал под зверя. С молитвою Николаю чудотворцу, охотник напряг все силы, применив холодное оружие, сумел освободиться из-под лап «хозяина леса».
   В память такого чуда князь строит на этом месте церковь во имя Мир Ликийского чудотворца Николая, и дает ей еще одно мирское название: «Церковь Спаса, иже на Медведех». Там появился погост и село Медведево.
   Владел округом и селом боярин-помещик. Церковь же и духовенство того времени (примерно 1439 - 1440 годы) были одной из статей, обслуживающих хозяйства такого барина. Деревенское духовенство ничем не отличалось от крепостных; такие же были малограмотные, занимались той же мужицкой работой, одевали те же лапти, чуни, поддевки и кожуха. В попадьи брали из верующих крепостных и наружностью походили на них; носили бурнусы, поскоинные ферзь и станушки.
   ...Во времена царствования Елизаветы Петровны как гласит документ, хранившийся в церковном архиве, после пожара от «божьей немилости» истребивший от удара молнии деревянную церковь, церковники ходатайствовали об отводе им лесу в количестве 4 десятин поближе к пожарищу для заготовки необходимой древесины, пригодной для восстановления церкви. Просьба была удовлетворена, лес рубили за околицей села Медведьево.
   В то же царствование, помещик Култашев решил противопоставить себя стихии другим путем. Он своими силами и на свои средства в 1738 году строит кирпичную церковь с металлической крышей. На колокольню вешает знаменитый подбор церковных колоколов «малинового звона» (благо он лично заведовал всеми колокольно-литейными заводами России).
   И далее, автор исторического «реферата» сообщает: «Генеральное межевание в XVIII веке разбило владетелей на обособленные хутора. Лучшие земли, у самих огородов были переданы церкви. Барщинные пашни были расширены до 9 десятин на душу. Остальная пашня пошла в обрезки и заросла лесом. Вот почему в названиях пустошей с лесом сохранилось название «село». Село - церковно-славянское слово, обозначающее поле».

   
     (По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901., Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914., Шаповал Н. Православный Ржев. - Ржев, 2006.)